Закрепление нового материала. 1. Понятие и классификация субъектов трудового права

Контрольные вопросы:

1. Понятие и классификация субъектов трудового права.

2. Гражданин как субъект трудового права.

3. Кто признается нанимателем?

4. Каковы особенности правового положения нанимателей – юридических лиц?

5. В чем заключаются особенности правового положения нанимателя – индивидуального предпринимателя?

6. Каковы особенности правового положения нанимателей – отдельных граждан?

7. Правовой статус профсоюзов.

Практические ситуации:

1.Директор Могилевского филиала БИП принял на работу на должность менеджера Сакулович. Филиал не является юридическим лицом, но в положении о нем, утвержденным ректором института, предусмотрено право директора филиала осуществлять прием и увольнение работников.

Законны ли действия директора филиала?

Если законны, то кто в возникшем правоотношении будет являться нанимателем и кто – уполномоченным должностным лицом нанимателя?

2.В Администрацию Московского района г. Минска для регистрации заключенных трудовых договоров с домашними работниками обратились следующие граждане:

- гражданин Захарович, заключивший трудовой договор с братом жены гражданином Петренко;

- гражданин Королевич, заключивший трудовой договор с гражданином Бойко сроком на 5 дней;

- гражданин Кунцевич, заключивший трудовой договор с гражданкой Исачевой, осуществляющей уход за его 82-летней матерью;

- гражданин Симакович – индивидуальный предприниматель, заключивший трудовой договор с гражданином Пучковым, работающим у него водителем.

Администрация отказала перечисленным гражданам в регистрации трудовых договоров.

Законны ли действия администрации?

3.При увольнении Соснова по п. 4 ст. 42 ТК наниматель уведомил профсоюзный комитет о предстоящем увольнении. Получив уведомление, председатель профсоюзного комитета направил директору предприятия решение профкома о несогласии с увольнением, так как Соснов является единственным работающим членом семьи, у него на иждивении находятся жена и двое детей.

Какое значение имеет данное решение профсоюза для нанимателя?

4.В соответствии с условиями коллективного договора увольнение работников при отсутствии их вины (п. 1-3, 6 ст. 42 ТК) производится с согласия профсоюза. При увольнении Соколовой по п. 1 ст. 42 ТК наниматель обратился в профком с просьбой дать согласие на ее увольнение. Профсоюз предприятия отказал в даче согласия на увольнение. Наниматель обратился в вышестоящий профсоюз с требованием об отмене решения профсоюза предприятия, указывая, что сокращение действительно имеет место, в связи с чем Соколова подлежит увольнению.

Вправе ли вышестоящий профсоюз отменить решение профкома предприятия?

5.Рефлексия:

- вопросы со стороны учащихся преподавателю;

- оценка учащимися занятия;

- оценки преподавателя учащимся.

6. Домашнее задание:

- Конспект;

- С. 101-141 (Трудовое право. Учебник / Под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2006).

Схема «Субъекты трудового права»:

Закрепление нового материала. 1. Понятие и классификация субъектов трудового права - student2.ru

Тема: Правоотношения в сфере трудового права

Вид занятия: лекция с элементами беседы.

Время выполнения: 2 часа.

Цель занятия:

- сформировать знания о понятии и видах правоотношений в сфере трудового права, их признаках, основаниях возникновения, изменения и прекращения;

-способствовать становлению практических навыков по отграничению правоотношений в сфере трудового права от иных смежных с ними отношений;

- способствовать становлению активной гражданской позиции и воспитанию в духе уважения трудового законодательства.

Методическое обеспечение:

- Трудовое право. Учебник. Под общ. ред. Семенкова В.И. – Минск: Амалфея, 2002. – С. 49-74.

- Схема «Виды правоотношений в сфере трудового права»;

- Кеник К.Н., Важенкова Т.Н. Практикум по трудовому праву – Минск: Амалфея, 2002. – С. 38-47.

Междисциплинарные связи:

- гражданское право;

- общая теория права;

- административное право;

- право социального обеспечения;

- конституционное право.

План занятия:

1.Организационный момент: приветствие, беседа о внешнем виде и поведении на занятии, проверка явки учащихся, сосредоточение внимания учащихся на предстоящем занятии путем оглашения цели и задачи учебной деятельности.

Лекция.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ:

Наши рекомендации