Закрепление нового материала. 1. Понятие трудового права как отрасли права

Вопросы:

1. Понятие трудового права как отрасли права.

2. Предмет трудового права. Круг общественных отношений, регулируемых трудовым правом.

3. Трудовые отношения – ядро предмета трудового права.

4. Иные общественные отношения, составляющие предмет трудового права, их связь с трудовыми отношениями.

5. Метод трудового права и его особенности.

6. Система трудового права – Общая и Особенная части.

7. Трудовое право как наука и как учебная дисциплина.

8. Назовите характерные признаки трудовых отношений, позволяющие отличать их от других видов отношений, возникающих в связи с осуществлением различной трудовой деятельности.

9. Перечислите указанные в законодательстве виды общественных отношений, связанных с трудовыми и входящих в сферу действия трудового права.

Практическая ситуация:

1. Распространяется ли трудовое законодательство на нижеперечисленных лиц:

- слесаря завода;

- учителя средней школы;

- преподавателя вуза на условиях совместительства;

- военнослужащего Вооруженных Сил Республики Беларусь;

- служащего государственного аппарата;

- секретаря, работающего у писателя по трудовому договору;

- писателя;

- работницу фабрики, выполняющую работу на дому;

- семью, занимающуюся крестьянским фермерским хозяйством;

- женщину, находящуюся в отпуске по уходу за ребенком;

- индивидуального предпринимателя;

- несовершеннолетнего в возрасте 16 лет, работающего на заводе и обучающегося в вечерней школе;

- учредителя АО, который является директором этого АО;

- домохозяйку, выполняющую работу по уборке квартиры и приготовлению пищи;

- священнослужителя;

- гардеробщицу театра, принятую на сезон.

2. Определите, какие из перечисленных общественных отношений составляют предмет трудового права:

- бухгалтер Лежнева принята на работу в управление бытового обслуживания населения с 3-месячным испытательным сроком;

- при разработке коллективного договора ОАО «Атлант» возникли разногласия между представителями нанимателя и представителями профсоюзов но нормированию и оплате труда;

- директор магазина заключил с дизайнером Петровым договор, по которому Петров в течение месячного срока должен оформить витрину магазина;

- в связи с наложением дисциплинарного взыскания ведущий инженер обратился в КТС;

- уволенный по сокращению штатов с завода Лопухов обратился в государственную службу занятости с просьбой подыскать ему подходящую работу;

- приказом нанимателя все работники бухгалтерии и отдела труда и заработной платы обязаны пройти курсы профессиональной подготовки для работы с персональными компьютерами;

- инспектор департамента по инспекции труда внес представление администрации завода об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных в ходе проверки.

3. Директор фирмы «Заря» заключил договор с ИП Ивановым на ремонт офиса за соответствующую плату. Ремонт производился в течение 4 месяцев. При производстве расчетов Иванов потребовал кроме оплаты за работу компенсации за неиспользованные дни трудового отпуска.

Подлежит ли удовлетворению требование Иванова?

В каких отношениях Иванов состоит с фирмой «Заря»?

4.Рефлексия:

- вопросы со стороны учащихся преподавателю;

- оценка учащимися занятия;

- оценки преподавателя учащимся.

5. Домашнее задание:

- Задачи № 4-5 (практикум по трудовому праву);

- Конспект;

- С. 7-37 (Трудовое право. Учебник / Под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2006).

Тема: Принципы и система трудового права

Вид занятия: информационная лекция.

Время выполнения: 2 часа.

Цель занятия:

- сформировать знания о принципах трудового права как отрасли права Республики Беларусь;

- способствовать развитию практических навыков, связанных с работой учащихся с нормативно-правовыми актами и определением на их основе принципов трудового права;

- способствовать становлению активной гражданской позиции и воспитанию учащихся в духе уважения трудового законодательства.

Методическое обеспечение:

- - Трудовое право. Учебник / Под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2006. – С. 38-54.

- Трудовой кодекс Республики Беларусь;

- Конституция РБ;

- схема «Принципы трудового права».

Междисциплинарные связи:

- гражданское право;

- общая теория права;

- административное право;

- право социального обеспечения;

- гражданский процесс;

- конституционное право.

План занятия:

1. Организационный момент: приветствие, беседа о внешнем виде и поведении на занятии, проверка явки учащихся, сосредоточение внимания учащихся на предстоящем занятии путем оглашения цели и задачи учебной деятельности.

2. Проверка домашнего задания:

Вопросы к фронтальному опросу:

1) Дайте понятие предмета трудового права.

2) Что понимают под трудовыми отношениями?

3) Перечислите признаки трудовых отношений.

4) Проанализируйте иные правоотношения, связанные с трудовыми и составляющие предмет трудового права.

5) Дайте понятие метода трудового права.

6) Перечислите признаки метода трудового права.

7) Дайте понятие системы трудового права.

8) Проанализируйте структуру системы трудового права.

9) Охарактеризуйте связь трудового права с иными смежными отраслями права.

Практические ситуации:

1) Бригада строителей заключила договор с колхозом на строительство зернохранилища. Согласно условиям договора объект должен быть сдан 15 августа. За построенный объект колхоз должен был уплатить бригаде 8 млн. руб. Поскольку строители не укладывались в положенный срок, с разрешения председателя колхоза они ежедневно начинали работу в 6.00 часов утра и заканчивали в 22.00 часа. При окончательном расчете рабочие потребовали дополнительную оплату за сверхурочные работу. Председатель отказал в удовлетворении их требований. Члены бригады обратились в суд.

Какое решение примет суд?

Какой договор был заключен между строителями и колхозом?

2) Логинова работает по трудовому договору у индивидуального предпринимателя. В связи с рождением у нее ребенка наниматель предложил ей уволиться по собственному желанию, мотивируя это тем, что ему нужно принять на работу на ее место другого работника.

Законны ли действия нанимателя - индивидуального предпринимателя?

3) Главный врач санатория заключил с Петровым трудовое соглашение о выполнении работ по благоустройству парка на территории санатория. За эту работу главный врач обязался заплатить Петрову 1 млн. руб. Инспектор Департамента по инспекции труда при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь предложил расторгнуть договор, ссылаясь на отсутствие в штатном расписании санатория ставки садовника. В связи с этим главный врач отказал Петрову в выплате обусловленной суммы, хотя работа по благоустройству парка была выполнена. Петров обратился в суд с иском о взыскании суммы по договору.

Какой договор был заключен между главным врачом санатория и Петровым?

Как должен быть разрешен спор?

Лекция.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ:

Наши рекомендации