Закрепление нового материала. 1. Понятие и классификация субъектов трудового права
Контрольные вопросы:
1. Понятие и классификация субъектов трудового права.
2. Гражданин как субъект трудового права.
3. Кто признается нанимателем?
4. Каковы особенности правового положения нанимателей – юридических лиц?
5. В чем заключаются особенности правового положения нанимателя – индивидуального предпринимателя?
6. Каковы особенности правового положения нанимателей – отдельных граждан?
7. Правовой статус профсоюзов.
Практические ситуации:
1.Директор Могилевского филиала БИП принял на работу на должность менеджера Сакулович. Филиал не является юридическим лицом, но в положении о нем, утвержденным ректором института, предусмотрено право директора филиала осуществлять прием и увольнение работников.
Законны ли действия директора филиала?
Если законны, то кто в возникшем правоотношении будет являться нанимателем и кто – уполномоченным должностным лицом нанимателя?
2.В Администрацию Московского района г. Минска для регистрации заключенных трудовых договоров с домашними работниками обратились следующие граждане:
- гражданин Захарович, заключивший трудовой договор с братом жены гражданином Петренко;
- гражданин Королевич, заключивший трудовой договор с гражданином Бойко сроком на 5 дней;
- гражданин Кунцевич, заключивший трудовой договор с гражданкой Исачевой, осуществляющей уход за его 82-летней матерью;
- гражданин Симакович – индивидуальный предприниматель, заключивший трудовой договор с гражданином Пучковым, работающим у него водителем.
Администрация отказала перечисленным гражданам в регистрации трудовых договоров.
Законны ли действия администрации?
3.При увольнении Соснова по п. 4 ст. 42 ТК наниматель уведомил профсоюзный комитет о предстоящем увольнении. Получив уведомление, председатель профсоюзного комитета направил директору предприятия решение профкома о несогласии с увольнением, так как Соснов является единственным работающим членом семьи, у него на иждивении находятся жена и двое детей.
Какое значение имеет данное решение профсоюза для нанимателя?
4.В соответствии с условиями коллективного договора увольнение работников при отсутствии их вины (п. 1-3, 6 ст. 42 ТК) производится с согласия профсоюза. При увольнении Соколовой по п. 1 ст. 42 ТК наниматель обратился в профком с просьбой дать согласие на ее увольнение. Профсоюз предприятия отказал в даче согласия на увольнение. Наниматель обратился в вышестоящий профсоюз с требованием об отмене решения профсоюза предприятия, указывая, что сокращение действительно имеет место, в связи с чем Соколова подлежит увольнению.
Вправе ли вышестоящий профсоюз отменить решение профкома предприятия?
5.Рефлексия:
- вопросы со стороны учащихся преподавателю;
- оценка учащимися занятия;
- оценки преподавателя учащимся.
6. Домашнее задание:
- Конспект;
- С. 101-141 (Трудовое право. Учебник / Под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2006).
Схема «Субъекты трудового права»:
Тема: Правоотношения в сфере трудового права
Вид занятия: лекция с элементами беседы.
Время выполнения: 2 часа.
Цель занятия:
- сформировать знания о понятии и видах правоотношений в сфере трудового права, их признаках, основаниях возникновения, изменения и прекращения;
-способствовать становлению практических навыков по отграничению правоотношений в сфере трудового права от иных смежных с ними отношений;
- способствовать становлению активной гражданской позиции и воспитанию в духе уважения трудового законодательства.
Методическое обеспечение:
- Трудовое право. Учебник. Под общ. ред. Семенкова В.И. – Минск: Амалфея, 2002. – С. 49-74.
- Схема «Виды правоотношений в сфере трудового права»;
- Кеник К.Н., Важенкова Т.Н. Практикум по трудовому праву – Минск: Амалфея, 2002. – С. 38-47.
Междисциплинарные связи:
- гражданское право;
- общая теория права;
- административное право;
- право социального обеспечения;
- конституционное право.
План занятия:
1.Организационный момент: приветствие, беседа о внешнем виде и поведении на занятии, проверка явки учащихся, сосредоточение внимания учащихся на предстоящем занятии путем оглашения цели и задачи учебной деятельности.
Лекция.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ: