Концептуальные основы МСА, и сопутствующие аудиту услуг
Связь дисциплины МСА с другими дисциплинами
Аудит как область специальных знаний использует специальные категории и приемы, без которых невозможно объяснить сущность аудита как вида практической деятельности и сформировать научный подход к методике его проведения. Методика аудита основана на общих принципах, в соответствии с которыми вырабатываются подходы к признанию и оценке объектов аудита.
Дисциплина МСА связана со следующими дисциплинами:
· Бухгалтерский учет;
· Статистика;
· МСФО;
· Аудит;
· Анализ финансово-хозяйственной деятельности;
· Экономика;
· Математика;
· История.
Аудит как наука тесно связан с иными областями экономических знаний, которые развиваются на основе классических экономических теорий:
· с бухгалтерским учетом. Аудит использует информацию, формируемую в бухгалтерском учете, применяет аналогичные приемы и методы сбора, обработки информации. Однако аудит не может заменить бухгалтерский учет;
· экономическим анализом. Аналитические процедуры занимают важное место в аудиторском процессе получения доказательств. В основе аналитических процедур лежат приемы и методы экономического анализа;
· ревизией и другими видами контроля (государственным, ведомственным и внутрифирменным). Аудит является формой независимого финансового контроля, при которой отношения между аудитором и руководством экономического субъекта строятся на основе договора об оказании услуг. Цели аудита принципиально отличаются от целей ревизии и других форм контроля.
Сравнительная характеристика МСА и российских положений
Российские положения по бухгалтерскому учета значительно приближены к МСФО.
Все многочисленные стандарты МСА можно разделить на следующие группы:
1. Которые совпадают с российскими стандартами аудита;
2. Которые не имеют аналогов в российской практике;
3. Которых нет в международной практике, есть только в российской;
4. Которые в некоторой степени схожи с российскими положениями.
Действующие в настоящее время МСА особым образом структурированы и сгруппированы по нескольким темам (направлениям).
Целью разработки ПСАД является подготовка системы документов, которые основаны на МСА.
К основным причинам несовпадения ПСАД и МСА можно отнести следующие: отличия в российском законодательстве, которое формирует ПСАД (бухгалтерское, налоговое и др.); изменение и переработка самих МСА.
К ПСАД, не совпадающим с МСА, относятся следующие:
1. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита.
2. Образование аудитора.
3. Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов.
4. Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита организации.
5. Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами.
Отсутствуют в МСА следующие российские стандарты:
· Порядок заключения договора на оказание аудиторских услуг;
· Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
· Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций;
· Образование аудитора;
· Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
Группировка МСА
Все МСА классифицируются в 9 групп и 11 положений по международной аудиторской практике (ПМАП).
1. 1 группа - «Введение» - включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.
2. 2 группа - «Обязанности» - включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.
3. 3 группа - «Планирование» - посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.
4. 4 группа - «Внутренний контроль» - включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.
5. 5 группа - «Аудиторские доказательства» - состоит из 11 стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.
6. 6 группа - «Использование работы третьих лиц» - включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.
7. 7 группа - «Аудиторские выводы и заключения» - включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки - составлению аудиторского заключения.
8. 8 группа - «Специальные области аудита» - включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.
9. 9 группа - «Сопутствующие услуги» - включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.
Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 - особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений - помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.
Концептуальные основы МСА, и сопутствующие аудиту услуг
Концептуальная основа Международных стандартов аудита — это согласованная система взаимосвязанных целей и принципов, на основе которой возможна разработка непротиворечивых стандартов и которая определяет природу, функции и границы аудиторских услуг, предоставляемых аудиторами заинтересованным в них пользователям.
Разработку и совершенствование различных основополагающих положений аудита можно осуществлять и без выработки концептуальной основы. Однако это, как правило, приводит к некомплексности и противоречивости таких положений. Поэтому Международная федерация бухгалтеров, прежде чем приступить к разработке стандартов и положений о международной аудиторской практике (ПМАП), выработала концептуальную основу, которая позволила четко разграничить собственно аудит и сопутствующие аудиту услуги.
В соответствии с предложенной концептуальной основой сопутствующие аудиту услуги включают:
1. Обзорную проверку;
2. Согласованные процедуры;
3. Компиляции.
1. В результате обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, основанной на материалах проведенных опросов и аналитических процедур, аудитор может установить, что существует ряд признаков, позволяющих считать сформированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность не соответствующей требованиям либо международных стандартов финансовой отчетности, либо национальных стандартов.
Проводя обзорную проверку, аудитор не осуществляет оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также проверку бухгалтерских записей, сбор подтверждающих доказательств и иных процедур, которые обычно применяются при аудиторской проверке.
2. Согласованные процедуры – проведение аудитором процедур, заранее оговоренных с экономическим субъектом и любыми заинтересованными в них третьими лицами. При этом аудитор представляет отчет о сделанных им фактических выводах. Получатели отчета обязаны самостоятельно сформулировать окончательные выводы по отраженным в нем данным.
3. Компиляция – сбор, классификация и обобщение бухгалтерской (финансовой) информации в удобной и понятной форме, осуществляемые профессиональным практикующим бухгалтером, без подтверждения ее достоверности.
Предложенная концептуальная основа не относит к сопутствующим аудиту услуги, связанные:
· С налогообложением;
· Консультированием;
· Рекомендациями по бухгалтерскому учету;
· Рекомендациями по финансовым вопросам;
· Прочими аналогичными экономико-правовыми аспектами.
При этом следует отметить, что оказание сопутствующих услуг в виде согласованных процедур и подготовки финансовой информации не предполагает выражения аудитором уверенности.
Уверенность (в данном случае) – выражение аудитором мнения о надежности утверждений, представленных одним экономическим субъектом и предназначенных для использования другим экономическим субъектом.
Если осуществляется аудиторская проверка, то аудитор обязан обеспечить высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что проаудированные информационные потоки будут свободны от существенных искажений, способных оказать значительное влияние на различные экономические решения.