История новороссийской таможни
Своему появлению на северо-восточном берегу Чёрного моря Новороссийская таможня обязана основателям города Новороссийска. В 1842 году начальник Черноморской береговой линии генерал-лейтенант Раевский Н.Н. направляет государю императору проект об организации торговли с горцами. На основании этого документа и с учётом расширяющейся торговли с итальянцами, греками, турками, появляется распоряжение «Об устройстве таможен и карантинов на Черноморском побережье». История учреждения таможни неразрывно связана с историей основания торгового порта. Не случайно Новороссийский торговый порт и таможня отмечают свои годовщины и юбилейные даты в один и тот же день — 30 июня. Именно в этот день в 1845 году высочайшим повелением Государя Императора Николая I было сделано распоряжение об открытие в Новороссийске таможенной заставы.
Первым управляющим Новороссийской карантинно-таможенной заставой был назначен Надворный советник Игнатий Антонович Лонткевич.
В 1847 году на базе карантинно-таможенной заставы в Новороссийске создается Карантинно-таможенное правление, управляющим которого назначается Коллежский секретарь Триполитов Дмитрий Кириллович.
В условиях гражданской войны в работе таможни возникают большие трудности. В ночь на 26 августа 1918 года Красная Армия оставила Новороссийск, в город вступили белогвардейские части и устанавливается военная диктатура. Коренные изменения происходят в структуре таможни.
После освобождения города от белогвардейцев начинается новая жизнь и Новороссийской таможни. С 3 апреля 1920 года таможня снова выполняет предписания Ревкома и Центрального таможенного аппарата.
Первым документом, положившим начало работы таможни в новых условиях, явилось Циркулярное предписание Южного таможенного округа от 5 апреля 1920 года № 5.[9]
В 1922 году группа контрабандистов орудовала в Новороссийске. Прикрывая свою деятельность работой в магазинах, она переправляла через границу драгоценности. Только в этом году Новороссийской таможней совместно с работниками контрольно-пропускного пункта пограничных войск и чекистами города было задержано контрабанды на сумму более 21 миллиона рублей. Главными предметами контрабанды были: платиновые, золотые, серебряные российские и иностранные монеты.
На основании приказа Южного таможенного округа № 174, изданного в декабре 1923 года, управляющим таможней назначается Король Владимир Карпович, помощником управляющего — Олис Александр Федорович, утверждается штат таможни в количестве 150 человек. Структура таможни в 20-е годы была весьма своеобразной и соответствовала выполнению тех задач, которые стояли перед таможней.
14 декабря 1924 года Президиум ВЦИК СССР утвердил Таможенный устав Союза ССР, который являлся попыткой свести воедино нормативный материал, касающийся деятельности советских таможенных органов. Он во многом копировал положения старого русского Устава, был большим по объёму и излишне детализировал деятельность таможенных учреждений.
С началом Великой Отечественной войны практически прекращается торговое мореплавание на Чёрном море, и работа Новороссийской таможни сократилась до минимума. В первые дни войны часть таможенников ушла на фронт, а когда бои приблизились к городу, деятельность таможни прекратилась вообще.
Для нормальной работы таможни, размещения личного состава необходимо было здание. Но в связи с тем, что оно было разрушено, контору таможни временно пришлось разместить на квартире начальника таможни.
Фактически оперативная работа таможни возобновилась в 1945 году. С небольшим штатом, всего 7 человек, в чрезвычайно трудных условиях проводятся таможенные операции по приёму судов с трофейными грузами по условиям репарации.
Начало 50-х годов ознаменовалось введением персональных званий для высшего, старшего и среднего начальствующего состава таможенных органов, которые присваивались приказом Министра внешней торговли СССР.
В 1951 году в Новороссийской таможне происходят организационные изменения. В результате продолжительной болезни умер начальник таможни Петрашин Иван Васильевич. Исполнение его обязанностей было возложено на старшего инспектора Лоткова Павла Дмитриевича, а в январе 1952 года начальником таможни назначен советник таможенной службы Жила Григорий Никитович. На работу в таможню поступают участники Великой Отечественной войны Петрашина Мария Афанасьевна и Богдан Фёдор Тихонович, проработавшие впоследствии на разных должностях соответственно 38 лет и 32 года. В этот период большое внимание уделяется профессиональной подготовке сотрудников таможен. ГТУ СССР направляет на места 300 часовую программу профучебы и открывает в городе Рига 4-х месячные курсы начальствующего состава. Слушатели курсов ознакамливались с организацией и содержанием работы таможенных учреждений СССР, основами внешней политики государства, внешней торговли, основами административного, гражданского, трудового права и основами товароведения.
За период с 1963 по 1968 годы коллектив таможни пополнялся за счёт демобилизованных в запас офицеров пограничных войск и КГБ. Приходят в таможню и включаются в оперативно-служебную деятельность пограничники запаса Постников Р.Д., Гирявый М.Р., Андрейченко В.И., Миронов А.А., Дёмин Н.П., Юркин А.Н.
С декабря 1968 года Новороссийскую таможню возглавил советник таможенной службы 3-го ранга, участник Великой Отечественной войны, штурмовавший Берлин, Перестюк Михаил Иванович. Под его руководством коллектив таможни добился существенных результатов в смотре-конкурсе на лучшее таможенное учреждение, проводимом Министерством внешней торговли СССР и ЦК профсоюза работников госучреждений. В течение ряда лет таможня обеспечивала устойчивое выполнение планов и социалистических обязательств. Так, в 1973 году оформлено в таможенном отношении 2 600 морских судов, пропущено 25 млн. тонн внешнеторгового груза, 98 тысяч транспортных служащих и пассажиров, задержано предметов контрабанды на сумму 63 тысячи рублей. Внеплановые доходы таможни составили 156 тысяч рублей.[10]
В 1981 году, в связи с частичным увеличением штатов до 56-ти человек, возникла необходимость создания специальной группы по контролю за вывозимыми за границу нефтепродуктами на нефтерайоне «Шесхарис». В таможне происходит смена руководства, уходит на заслуженный отдых Перестюк М.И., а на его место приказом МВТ от 12 марта 1981 года назначается Тимофеев Юрий Михайлович.
Активизация внешнеэкономической деятельности государства в 80-е годы, расширение международных контактов в различных сферах потребовали совершенствования таможенной политики, глубокой перестройки методов работы таможенных органов. Принципиальное значение для них имело образование в феврале 1986 года Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР. На 1987 год объём работы таможни был настолько огромен и разнообразен, что штат был увеличен до 150 человек.
Судьбоносным годом в жизни советского государства оказался 1991 год. С выходом из состава СССР союзных республик и образованием СНГ таможенная система практически разделилась. Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 1991 года в целях обеспечения экономической основы суверенитета и государственной безопасности РСФСР, защиты интересов народа России образован Государственный таможенный комитет РСФСР. Таможенные органы на местах стали правопреемниками таможенных органов СССР. На момент открытия 20 апреля 1992 года в городе Ростове-на-Дону Северо-Кавказского таможенного управления (далее СКТУ) в регионе уже было 8 таможен и Новороссийская, одна из старейших в Черноморском бассейне, вошла в состав СКТУ. В самой таможне в 1991-1993 годах создаются и укомплектовываются отделы таможенных платежей, таможенной стоимости и валютного контроля, технических средств таможенного контроля и связи, автоматизированных систем управления, статистики и анализа, материально-технического снабжения и социальных вопросов, таможенной охраны. Первыми начальниками этих отделов становятся: Калашников С.Д., Сергеев С.И., Антоненко А. М., Павдюрин С.А., Захаров В.Ф., Полторабатько Е.В., Мартынюк С.В.
Свою практическую деятельность по обеспечению экономической безопасности России сотрудники таможни и таможенных постов осуществляли в строгом соответствии с требованиями Таможенного Кодекса Российской Федерации, принятого Верховным Советом РФ 21 июля 1993 года и определяющего правовые, экономические и организационные основы таможенного дела.
Памятным событием для Новороссийских таможенников стало первое принятие присяги, которое состоялось 5 августа 1994 года. В торжественной обстановке, в присутствии руководства СКТУ, транспортной прокуратуры, ветеранов таможенной службы первыми приняли присягу заместители начальника таможни Сырма В.А., Блащенко Н.К., Калашников С.Д., Новик В.Ф., начальники таможенных постов, отделов и служб.
В ознаменование 150-летнего юбилея Новороссийской таможни Приказом ГТК РФ от 26 июня 1995 года за добросовестное выполнение служебных обязанностей, высокий профессионализм, значительный вклад в дело совершенствования таможенного контроля 10 работников таможни награждены знаком «Отличник таможенной службы Российской Федерации» с вручением денежных премий 3 сотрудникам объявлена благодарность Председателя ГТК, 76 человек награждены денежными премиями.
В год юбилея таможни Указом Президента от 4 августа № 811 был установлен День таможенника Российской Федерации, который следует отмечать ежегодно 25 октября, как уже говорилось ранее. В этот день с воодушевлением новый праздник старой службы отметили и сотрудники Новороссийской таможни. Встречая свой профессиональный праздник, коллектив таможни внёс существенный вклад в бюджет страны.
В декабре 1998 года и первом квартале 1999 года в таможне происходят большие кадровые изменения и перемещения. По собственному желанию из таможни увольняется её начальник Сырма В.А. и приказом Председателя ГТК РФ начальником таможни назначается полковник таможенной службы Дилль Андрей Альбертович. Возглавлявший отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1 майор таможенной службы Кравченко Андрей Викторович приказом Председателя ГТК РФ 10 января назначается 1-м заместителем начальника таможни по грузовой работе.
В порядке ротации кадров приказом начальника СКТУ 10 марта на должность заместителя начальника таможни назначается подполковник таможенной службы Пилипенко Андрей Николаевич, окончивший в 1998 году с отличием Российскую таможенную Академию и возглавлявший до назначения Ейский таможенный пост Краснодарской таможни.
В мае 1999 года произошли серьёзные изменения и в структуре самой таможни. Так, пассажирский и оперативные отделы были сокращены, а вместо них созданы отделы таможенного оформления и таможенного контроля № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. С существующим ОТО и ТК № 1 в таможне стало восемь отделов непосредственно занимающихся таможенным оформлением и таможенным контролем с распределением зон ответственности и функций. В ходе организационно-штатных мероприятий численность таможни была сокращена более чем на 50 человек и по состоянию на 01.09.1999 года составила 499 сотрудников.
30 июня личный состав отметил 155-летие таможни. К этой памятной дате все структурные подразделения подошли с высокими результатами в оперативно-служебной деятельности. В федеральный бюджет перечислено 10 млрд. 849 млн. рублей, что более чем в 9 раз превысило прошлогодние показатели 1 полугодия. Доход на одного работающего сотрудника вырос в 10 раз и составил 24 млн. рублей.