Связь транспорта с другими элементами логистической цепи
Потребность в услугах транспорта зависит от наличия и уровня развития в регионе видов транспорта, их функционирования как единой транспортной системы, уровня транспортных тарифов на разных видах транспорта и степени их расхождения, объема и качества дополнительных услуг, оказываемых клиентуре.
Частое обновление и расширение ассортимента выпускаемых товаров с коммерческой точки зрения повышают степень риска накопления излишних запасов и вынуждают сводить их к минимуму. С транспортной точки зрения, это обстоятельство предъявляет повышенные требования к надежности перевозок и ведет к увеличению удельных затрат на перевозки.
Расширение международной торговли привело к изменению объектовтранспортного обслуживания. В частности, появилось много мелких товаропроизводителей и, как следствие, грузоотправителей и грузополучателей. Одновременно возросла дальность этих перевозок в основном за счет международных перевозок.
Существенно меняется подход к выбору способа транспортировки. Кроме традиционных экономических критериев – затрат на перевозки и провозных плат, в расчет принимаются и другие критерии.
Транспорту, как отрасли, свойственны следующие особенности:
· в процессе транспортировки не создается новой продукции в вещественной форме, а перевозимые товары являются лишь предметами труда;
· транспортной продукцией является услуга. Она существует и потребляется только в процессе её производства, т.е. транспортировки;
· продукция транспорта не накапливается в отличие от отраслей, производящих вещественную продукцию.
В процессе физического перемещения продукции от производителя (поставщика) к потребителю (покупателю) выделяют две части: собственно перевозку – транспортные услуги и выполнение сопутствующих операций – транспортно-экспедиционные услуги.
К услугам транспорта по перевозкам в общем случае могут относиться: перемещение грузов, погрузочно-разгрузочные операции, хранение грузов на своих складах и терминалах, подготовка к перевозке транспортных средств, предоставление перевозочных средств и приспособлений, доставка документов на груз получателю, охрана груза в пути следования и др.
Исследования показывают, что расходы на движение товара составляют более 15 % общей стоимости валового национального продукта. Как они распределяются по стадиям товародвижения, и какова роль транспорта как исполнителя физического перемещения?
Обобщение опыта зарубежных фирм показало, что издержки товародвижения распределяются следующим образом: транспортировка магистральным транспортом за пределы региона — 46%, складирование — 26%, поддержание на необходимом уровне товарно-материальных запасов — 10 %, операции по отгрузке и получению товаров — 6 %, упаковка — 4 %, обработка заказов — 3 %. Таким образом, на перевозку и связанные в ней операции приходится более половины всех издержек.
Железнодорожный транспорт.К достоинствам этого вида транспорта относятся: высокая провозная (по количеству грузов) и пропускная (по количеству транспортных средств) способность; достаточно быстрая доставка грузов на большие расстояния; возможность выполнять перевозки практически в любых погодно-климатических условиях и в любое время года, суток, регулярность перевозок, способность перевозить большие партии грузов
К недостаткам относятся: высокая материалоемкость инфраструктуры и энергоемкость технологических транспортных процессов; необходимость выполнения в процессе перевозок операций по сортировке вагонов и многократного формирования маршрутов по направлениям следования; необходимость выполнения операций по завозу и вывозу грузов клиентуре, не имеющей подъездных путей, автомобильным транспортом (зачастую с перевалками грузов в склады станций); повышенные требования к внешней (транспортной таре), удорожающей доставку.
Автомобильный транспорт.Достоинства: доступность обслуживаемой клиентуры и возможность выполнять перевозки «от двери до двери»; высокая скорость доставки, маневренность – возможность концентрировать транспортные средства там, где требуется срочность и регулярность доставки; возможность выбора перевозчика на рынке транспортных услуг; возможность перевозить мелкие партии грузов особенно в городских условиях (развозочные кольцевые маршруты на доставке продуктов питания, промтоваров в магазины и др.); высокая сохранность грузов. К достоинствам следует также отнести возможность выполнять перевозки грузов широкой номенклатуры во внутригородском, международном и смешанном сообщениях.
Недостатки: зависимость качества обслуживания от природно-климатических и дорожных условий; в сравнении с железной дорогой более узкая номенклатура перевозимых грузов; высокая себестоимость перевозок и провозная плата; экологические последствия от работы автотранспорта; сравнительно малая грузоподъемность подвижного состава.
Морской транспорт. Достоинства: низкая себестоимость перевозок и провозная плата, возможность выполнения перевозок массовых внешнеторговых грузов; практически неограниченная пропускная способность путей сообщения, зависящая от оснащения и развития портов, относительно невысокая себестоимость перевозок.
Недостатки: зависимость от естественно-географических и навигационных условий, низкая скорость доставки (30-35 км/ч); невысокая частота отправок (преимущественно больших партий, необходимость строительства и содержания сложной инфраструктуры – портового хозяйства).
Речной транспорт.Достоинствами его являются: высокая провозная способность по рекам; низкая себестоимость перевозок массовых грузов, не требующих срочной доставки (инертные стройматериалы, лес и др.); возможность перевозить большие партии грузов; возможность обслуживания районов, не обеспеченных железнодорожной и автомобильной сетью, невысокие затраты на обустройство путей сообщения.
Недостатки: сезонность перевозок, необходимость строительства гидротехнических сооружений, привязанность в большинстве случаев к естественным путям сообщения, относительно большие сроки доставки.
Трубопроводный транспортхарактеризуется такими достоинствами как надежность и бесперебойность движения потоков в любое время, высокая пропускная способность и самая низкая в сравнении с железнодорожным и водным транспортом себестоимость.
При очевидных преимуществах воздушного транспорта – высокой скорости доставки ему свойственны такие же очевидные недостатки – высокая стоимость перевозок грузов, ограниченная номенклатура перевозимых грузов, в связи с чем он используется лишь для доставки особо ценных и срочных грузов.