Финансовая структура государства каки система уполномоченных органов: характеристика

1. Первый вопрос, который стоит перед каждым государством, это - что оно должно или, по крайней мере, собирается финансировать (исходя при этом, естественно, из своих финансовых возможностей и той социально-экономической политики, которой данное государство руководствуется). Второй вопрос заключается в том, за счет каких источников осуществить это финансирование.

Тогда получение среднего образования будет платным, а сам об­разовательный процесс будет осуществляться в неких формах частного предпринимательства. Но если государство все таки посчитает необ­ходимым взять это дело в свои руки, сразу возникнет вопрос, за счет какого источника данные расходы будут финансироваться и откуда взять деньги для этого финансирования. Образование можно финанси­ровать непосредственно из казны, из бюджета, можно создать и специ­альный фонд, к примеру, «фонд среднего образования», и даже установив какой-нибудь особый «образовательный налог». Заранее можно сказать, что родители, чьи дети уже выучились или которые во­обще не имеют детей, будут протестовать против такого налога, а ук­лониться от его уплаты постарается каждый - такова уж психология налогоплательщика. Предположим решили создать специальный фонд. Но ясно, что сам по себе он работать не будет и нужен какой-то орган, который бы занимался вопросами сбора платежей в этот фонд, их рас­пределения и контроля за использованием «образовательных» денег. При этом сразу же надо решить вопрос, будет ли этот фонд централи­зованным или же их целесообразней создавать на местах.

И таких проблем у государства возникает тысячи, как существует и тысячи вариантов их решения. _ _

В зависимости от ответов на эти вопросы государство формирует свою финансовую структуру, решая при этом следующие вопросы:

1) из какого денежного фонда осуществить финансирование того или иного направления государственных расходов, после чего образовать фонд и обеспечить его необходимыми доходными источниками.

Следствием этого является формирование финансовой системы государства;

2) на какой орган возложить организацию работы по сбору доходов в государственные денежные фонды и осуществлению финансирования го­сударственных расходов из этих фондов. Следствием этого является формирование структуры финансовых органов государства;

3) как обеспечить, чтобы этот фонд и это финансирование были скоор­динированы с другими фондами и с другим финансированием.

Следствием этого является формирование механизма финансового ре­гулирования.

Таким образом, финансовое устройство включает в себя три взаимосвя­занных друг с другом компонента: а) финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, выраженных соответ­ствующим финансово-экономическим институтом; б) систему финансовых органов государства; в) финансовое регулирование.

Понятие финансовой системы дано в главе в главе 1 настоящей работы.

Система финансовых органов представляет собой совокупность спе­циализированных государственных органов, осуществляющих управле­ние закрепленными за ними денежными фондами, водящими с состав финансовой системы государства. Данная система формирует финансо­вый аппарат государства.

Финансовое регулирование - совокупность приемов и средств, которым пользуется государство для организующего воздействия на финансовую систему в целях обеспечения ее нормального функционирования.

В целом же финансовое устройство выражает организационное строе­ние государственных финансов и той отрасли государственной власти, которую иногда именуют «финансовое управление».

Весь этот механизм функционирует на правовой основе. Через юридичес­кие нормы государство определяет как организационное строение финансовой системы, так и формы и методы воздействия государства на ее функционирова­ние. Другими словами, финансовое устройство всегда имеет правовое оформ­ление. Совокупность правовых норм, посвященных финансовому устройству государства, представляет собой институт финансового права.

С этой точки зрения, правовые основы финансового устройства является институтом общей части финансового права, который устанавливает со­став финансовой системы, определяет ее организационное строение, пре­дусматривает порядок взаимодействия ее звеньев.

Финансовое устройство различных стран может существенно различаться как по составу своих звеньев, так и по организационному оформлению. Однако во всех странах есть такие звенья финансовой системы, как бюд­жетная системы, банковское звено, система децентрализованных государ­ственных финансов. Во многих странах в том или ином виде существует государственной страхование. Каждое из этих звеньев финансовой системы имеет свое устройство, что в конечном счете предопределяет наличие соот­ветствующих институтов финансового права.

Как институт общей части финансового права финансовое устройство закрепляет общие начала строения финансовой системы и организации фи­нансового регулирования. Конкретика реализации этих начал осуществля­ется через правовые нормы соответствующих институтов особенной части финансового права. Например, если финансовое устройство страны пред­полагает деление финансов (в данном случае - денежных фондов) на обще­государственные и местные, то и, скажем, бюджетное устройство будет ос­новано на наличии в бюджетной системе общегосударственного бюджета (республиканского, федерального и т. п.) и местных бюджетов, представля­ющих в этой системе местное звено. Финансовое устройство, основанное на * принципе централизации, воспроизведет себя в централизованных бюджет­ных, банковских, страховых и других государственных денежных фондах.

Иначе говоря, институт общей части финансового права «Правовые основы финансового устройства» есть свод общих правил, являющихся правовой базой существования в бюджетном праве (как разделе финансо­вого права), такого института, как «Правовые основы бюджетного уст­ройства», в финансово-банковском праве - института «Правовые основы банковского устройства», в финансово-хозяйственном праве - института «Правовые основы устройства децентрализованных финансов» и т. д.

2.Составными частями финансового устройства выступают его звенья. При этом следует иметь в виду, что звено финансового устройства не адек­ватно понятию «институт финансовой системы», поскольку звено финан­сового устройства включает в себя не только институт финансовой системы, выраженный соответствующим фондом денежных средств, но и опреде­ленную управленческую структуру, представленную теми или иными го­сударственными органами, а также набор присущих этому фонду методов финансового регулирования, обеспечивающих процессы формирования, распределения и организации использования данного фонда. Например, такое звено финансового устройства, как бюджетное устройство, включа­ет в себя следующие элементы: фонд денежных средств в виде бюджета; финансово-экономический институт, именуемый «общегосударственные финансы»; организационно-управленческую структуру в виде министер­ства финансов (в некоторых странах, включая Казахстан, доходную часть бюджета исполняет специальное государственное ведомство.В Казахста­не оно именуется Министерство государственных доходов); систему мер финансового регулирования, именуемую «бюджетное регулирование».

В итоге финансовое устройство состоит из таких звеньев, как бюджет­ное устройство, банковское устройство, устройство децентрализованных финансов, устройство целевых внебюджетных фондов и т. п.

В свое время правовые основы финансового устройства Республики Ка­захстан были заложены в главе 19 Конституции республики 1993 г., в разработке которой принимал участие и автор настоящей работы. Данная глава называлась «Финансы».

Состав финансовой системы был определен следующим образом:

а) бюджет (бюджетная система);

б) финансовые ресурсы государственных предприятий, учреждений и
организаций;

в) целевые финансовые фонды, учреждаемые Верховным Советом Республики Казахстан (статья 119).

К сожалению, Конституция Республики Казахстан 1995 г. не содержит подобной главы, как и вообще материалов экономического порядка. Од­нако это означает лишь то, что уровень правового регулирования финан­совой деятельности опустился на уровень текущего законодательства.

Попутно отметим, что юристы уже на протяжении многих лет выдвигают предложения о разработке кодифицированного финансово-правового акта (типа Закона о финансах или даже Финансового кодекса), посвященного го­сударственным финансам в целом. Однако это предложение до сих пор не реа­лизовано.

3.Термин «управление» в юридической литературе употребляется в трех значениях. В первом значении - это организующее воздействие властву­ющего субъекта на поведение подчиненного. Например, говорят: «Ми­нистерство управляет подведомственным предприятием». При этом подчиненное лицо выступает в роли объекта управления. Во втором это регулирование тех или иных процессов. Например, движением транс­порта, перемещением людей, обращением товаров. В этом случае объек­том управления выступает сам процесс, а точнее - поведение людей, его осуществляющих. В третьем значении - это система органов, формирую­щих определенную организационную структуру, основанную на внутрен­ней иерархии, т. е. на началах власти и подчинения.

В первом значении управление в области государственных финансов оз­начает организующее воздействие уполномоченных на то государствен­ных органов на поведение лиц, выступающих в качестве объекта финансовой деятельности государства.

Во втором значении «управление финансами» означает распоряжение денежными средствами, находящимися в государственной собственности. В этом смысле управление финансами смыкается с такими элементами фи­нансовой деятельности государства, как распределение денежных фондов и организация использования денежных средств. В данном случае власт­ные полномочия властвующего субъекта вытекают из полномочий госу­дарства как собственника денежных средств. В силу этих полномочий уп­равляющий субъект, выступая в качестве финансового органа государства, реализует право собственности на принадлежащие ему денежные средства. Объектом управления, как и объектом самого права государственной соб­ственности, выступают деньги, являющиеся разновидностью имущества. Данное значение можно обозначить как материальное значение понятия «управление финансами».

При этом еще раз подчеркнем, что объектом государственного управления могут быть только те денежные средства, которые находятся в государствен­ной собственности. Денежные средства, находящиеся в частной собственности и опосредованные категорией «частные финансы», выступают объектом не управления, а регулирования, где государство выступает не в роли собственни­ка денежных средств, а публичного субъекта. Попутно отметим, что государ­ственное регулирование частных финансов не относится ни к сфере финансо­вой деятельности государства, поскольку она ограничена государственными денежными фондами, ни, соответственно, к сфере финансового права.

И, наконец, в третьем значении понятием «управление в области финан­сов» обозначается система органов, осуществляющих финансовую деятель­ность государства от его имени либо от своего, но по поручению и в интересах государства. Содержание этого поручения определяется, как правило, пра­вовым актом, устанавливающим компетенцию данного органа. Эти орга­ны одновременно будут и органами, осуществляющими управление финансами применительно ко второму его значении.

Понятие «управление в области государственных финансов» употреб­ляют и для обозначения соответствующего института финансового права.

В этом качестве управление в области финансов представляет собой ин­ститут общей части финансового права, определяющий систему финансо­вых органов государства и устанавливающий их компетенцию.

Надо сказать, что финансовой деятельностью, а равно управлением финансами (в материальном значении этого понятия) в той или иной мере занимается большое количество государственных органов, реализуя при этом ту или иную функцию государства в сфере финансов.

В силу этого управление в области государственных финансов можно рассматривать в широком значении, когда речь идет о всех видах государ­ственных органов, и в узком значении, охватывающем лишь специализи­рованные финансовые органы государства.

В широком значении систему органов управления в области государ­ственных финансов можно представить в следующем виде.'

1. Высшие и местные представительные органы государства;

2. Исполнительные органы государства, которые подразделяются, на:

а) органы общей компетенции (например, правительство);

б) органы отраслевой и функциональной компетенции (министерства
и ведомства);

в) специализированные финансовые органы государства (министерство
финансов, налоговые органы, центральный банк и т. п.).

Применительно к Казахстану система органов управления в области финансов (в широком значении этого понятия) выглядит в настоящее время следующим образом.

1. Представительные органы государства:

а) Парламент Республики Казахстан - высший представительный орган Республики, осуществляющий законодательные функции;

б) маслихаты - местные представительные органы.

2. Исполнительные органы государства:

а) центральный исполнительный орган общей компетенции - Прави­тельство Республики Казахстан;

б) центральные отраслевые и функциональные органы - министерства и ведомства Республики Казахстан;

в) местные исполнительные органы общей компетенции - Акимы;

г) местные отраслевые и функциональные органы – территориальные орга­ны министерств (ведомств) и органы местной исполнительной власти.

3.Специализированные финансовые органы государства - Министер­ство финансов Республики Казахстан и его территориальные подразделе­ния, Министерство государственных доходов и его территориальные подразделения, Национальный банк

Республики Казахстан и подведом­ственные ему организации.

Рассмотрим в общих чертах их компетенцию.

Парламент Республики Казахстан через принятие законов определяет финансовую систему Республики Казахстан, обсуждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении, устанавливает государственные налоги и сборы, решает вопросы о государственных займах.

К основным полномочиям масли хата, относится утверждение пред­ставляемого Акимом проекта бюджета данной административно-территориальной единицы, изменений и дополнений, вносимых в него, и отчета о его исполнении.

Правительство Республики Казахстан:

а) разрабатывает и представляет Парламенту республиканский
бюджет и отчет о его исполнении;

б) обеспечивает исполнение бюджета;

в) дает заключение на проекты законов, предусматривающие сокраще­ние государственных доходов или увеличение государственных расходов, которые могут быть внесены лишь при наличии положительного заклю­чения, Правительства Республики
Правительства Республики.

Министерства (ведомства) Республики Казахстан организуют:

а) финансовую деятельность на подведомственных им учреждениях и
предприятиях;

б) устанавливают нормативы использования полученной предприя­тиями прибыли;

в) распределяют между подведомственными организациями полученные в централизованном порядке бюджетные ассигнования, а так же ли­миты кредитных ресурсов, выделенные в централизованном порядке по государственным каналам кредитования;

г) осуществляют контроль за законным и эффективным использова­нием подведомственными субъектами государственных
денежных средств (как привлеченных, так и полученных в результате собствен­ной деятельности).

Денежные фонды министерств (фонды отраслей) формируются глав­ным образом за счет двух источников: бюджета и отчислений от подве­домственных предприятий. Впрочем, при налоговой системе организации финансовых отношений государственных предприятий с государством все платежи этих предприятий ограничиваются налогами и каких-либо отчис­лений в фонды вышестоящего министерства они не производят. Поэтому единственным источником поступления денег в фонды министерств являет­ся бюджет, а также внебюджетные целевые фонды, если они предусмотрены финансовой системой государства.

Местные исполнительные органы разрабатывают проекты местных бюд­жетов, представляют его через акимата на утверждение соответствующего маслихата, обеспечивают исполнение бюджета.

В то же время государство создает органы, которые специально пред­назначены для осуществления финансовой деятельности и управления фи­нансовыми процессами. В Республике Казахстан в настоящее время такими органами являются Министерство финансов, Министерство государствен­ных доходов и Национальный банк.

Министерство финансов является центральным исполнительным ор­ганом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством - межотраслевую коор­динацию в сфере управления государственными финансами и контроля, за их использованием.

Министерство имеет ведомства: Комитет Казначейства, Комитет государ­ственного имущества и приватизации, Комитет финансового контроля.

Задачи и функции Министерства финансов существенно изменились в связи с передачей сбора государственных доходов в ведение самостоятель­ного ведомства - Министерства государственных доходов.

Основными задачами Министерства финансов являются:

1) участие в разработке и реализации государственной бюджетной по­литики во взаимодействии с налоговой и денежно-кредитной политикой;

2) участие в разработке и реализации государственной налоговой политики; создание и развитие системы мониторинга использования госу­дарственной собственности, повышение эффективности управления го­сударственной собственностью;

3) осуществление рационального правительственного и гарантирован­ного государством заимствования;

4) обеспечение выполнения обязательств по правительственным займам и государственным гарантиям по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;

5) мониторинг и управление государственным и гарантированным го­сударством долга;

6) методологическое руководство по планированию и исполнению рес­публиканского и местных бюджетов, бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту, внедрение методов бюджетного программирования.

 

7) методики функционального анализа государственных расходов;

8) обеспечение контроля за рациональным и целевым использо­ванием средств республиканского и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов;

9) разработка порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета, а также отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов;

10) организация проведения единой политики информатизации каз­начейской системы.

В качестве предмета ведения Министерства финансов можно выделить три группы функций.

1.Функции общего характера.

Осуществляя эти функции, Министерство участвует:

а) в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами;
б) в разработке государственных и иных программ, стратегических и индикативных планов;

в) участие в разработке основных макроэкономических показателей.

2.Функции в области бюджета.

Некоторые из них касаются всей бюджетной системы, а именно:

а) разработка прогнозных показателей государственного бюджета Рес­публики Казахстан на предстоящий трехлетний период;

б) прогнозирование поступлений в республиканские, и местные бюджеты;

в) анализ исполнения республиканского и местных бюджетов;

г) разработка и утверждение единой бюджетной классификации и единой формы финансовой отчетности для республиканского и местных бюджетов. В области республиканского бюджета Министерство финансов осуще­ствляет следующие функции:

а) разработка прогнозных показателей государственного бюджета Рес­публики Казахстан на предстоящий трехлетний период;

б) прогнозирование поступлений в республиканский и местные бюджеты;

в) анализ исполнения республиканского и местных бюджетов;

г) разработка и утверждение единой бюджетной классификации и единой
формы финансовой отчетности для республиканского и местных бюджетов.

В области республиканского бюджета Министерство финансов осуще­ствляет следующие функции:

а) разрабатывает проект бюджета на соответствующий финансовый год;

б) утверждает помесячную роспись республиканского бюджета;

в) осуществляет финансирование и кредитование из республиканского
бюджета;

г) осуществляет контроль, за целевым использованием средств респуб­ликанского бюджета;

д) подготавливает месячную и квартальную информацию о ходе испол­нения республиканского бюджета, а также составление годового отчета об этом исполнении.

В области местных бюджетов Министерство финансов осуществляет следующие функции:

а) осуществляет контроль, за разработкой и исполнением местных
бюджетов;

б) ведет счета местных бюджетов.

3. Функции в области государственного кредита.

В данной сфере Министерство финансов осуществляет довольно широкий набор функций, а именно:

а) осуществляет прогнозирование государственного и гарантирован­ного государством заимствования и долга;

б) определение финансовых условий правительственных займов;

в) по поручению Правительства Республики Казахстан проведение пе­реговоров, подписание договоров правительственных займов, выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг, предоставление государ­ственных гарантий по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;

г) регистрация всех государственных займов, государственных гаран­тий и негосударственных займов, по которым предоставлены государ­ственные займы;

д) получение, использование, погашение и обслуживание правитель­ственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государствен­ным гарантиям негосударственных займов;

е) подготовка и реализация мероприятий по оптимизации структуры правительственного долга, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования;

ж) осуществление контроля за целевым использованием средств прави­тельственных займов, негосударственных займов, имеющих негосудар­ственную гарантию.

Министерство финансов для реализации возложенных на него задач и осуществления своих функций имеет право:

а) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми государственными органами, иными организациями и физическими лицами;

б) запрашивать и получать от государственных органов, иных органи­заций и физических лиц информацию, необходимую для осуществления возложенных на Министерство функций;
в) отзывать и приостанавливать финансирование в случае использования
выделенных средств не по назначению;

г) получать от местных исполнительных органов сводные данные об утвержденном местном бюджете и ежемесячные отчеты об исполнении, а от государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, - ежемесячные отчеты об исполнении смет расходов;

д) осуществлять управление, учет и организацию хранения драгоцен­ных металлов и драгоценных камней;

е) осуществлять контроль и надзор за соблюдением финансовой дисцип­лины юридическими лицами, а также привлекать их к ответственности в порядке, установленном законодательством.

Министерство финансов возглавляет Министр, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казах­стан. Министр имеет своих заместителей вице-министров, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должно­стей Правительством Республики Казахстан по представления Министра финансов.

Важное место в системе финансовых органов государства занимает Ми­нистерство государственных доходов Республики Казахстан.

Министерство государственных доходов является центральным испол­нительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в сфере обеспечения поступления государ­ственных доходов.

Министерство имеет ведомства: Комитет налоговой полиции, Тамо­женный комитет, Комитет по государственному контролю над производ­ством и оборотом алкогольной продукции.

Основными задачами Министерства являются:

1) участие в формировании фискальной политики Республики Казах­стан и реализация этой политики;

2) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопас­ности Республики Казахстан;

3) обеспечение поступления налогов, сборов, таможенных и других обя­зательных платежей в бюджет;

4) государственный контроль над производством и оборотом алкоголь­ной продукции;

5) международное сотрудничество в целях интеграции экономики Рес­публики Казахстан в международное экономическое пространство.

С некоторой долей условности функции Министерства государствен­ных доходов можно свести в три группы: 1) функции по сбору государ­ственных доходов и привлечения к ответственности нарушителей фи­нансового законодательства, регулирующего государственные доходы

(в первую очередь налогового законодательства); 2) функции в области таможенного дела; 3) функции, связанные с контролем над производством и оборотом алкогольной продукции.

Обозначим их в указанной последовательности.

1. Функции по сбору государственных доходов. В этом направлении Министерство осуществляет следующие функции:

а) участие в определении целей и приоритетов государственной поли­тики в сфере поступления доходов в государственный бюджет;
б) участие в прогнозировании доходной части бюджета совместно с Министерством финансов Республики Казахстан;

в) участие в разработке методологии налоговой и таможенной политики и администрирования налогов;

г) анализ и обобщение практики применения законодательства в области
налогообложения и таможенного дела;

д) контроль, за соблюдением законодательства, предусматривающего поступление налогов, таможенных и других обязательных платежей в бюджет;

е) создание автоматизированных систем учета плательщиков налогов, сборов, таможенных и других обязательных платежей в бюджет;

ж) совершенствование форм и методов сбора государственной отчет­ности по государственным налогам;

з) организация работы по принудительному взиманию задолженности
по налогам, таможенным и другим обязательным платежам в бюджет;

и) рассмотрение разногласий и претензий юридических и физичес­ких лиц по налогам, таможенным и другим обязательным платежам в бюджет;

к) взаимодействие и сотрудничество с международными организа­циями по вопросам поступления налогов, таможенных и других обяза­тельных платежей в бюджет;

л) исполнение в пределах своей компетенции международных обяза­тельств Республики Казахстан по вопросам налоговых правонарушений.

2. Функции в области таможенного дела.

В этом направлении Министерство осуществляет следующие функции:

а) организация и совершенствование таможенного дела в Республике Казахстан;

б) участие в разработке мер экономической политики в отношении то­варов, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;

в) организация системы контроля, за правильностью определения
таможенной стоимости товара.

3. Функции в области контроля над производством и оборотом алко­гольной продукции.

К ним относится:

а) обеспечение государственного контроля над оборотом и производ­ством алкогольной продукции;

б) межотраслевая координация деятельности центральных и мест­ных исполнительных органов в вопросах контроля над производством и оборотом алкогольной продукции.

Министерство государственных доходов при осуществлении возложен­ных на него основных задач и функций имеет право:

1) запрашивать и получать информацию, необходимую для реализации задач и функций Министерства;

2) в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания государственным органам, юридическим и физическим лицам;

3) в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, таможенных и других обязательных пла­тежах в бюджет;

4) в соответствии с законодательством предоставлять юридическим и физическим лицам отсрочку по уплате налогов, таможенных и других обя­зательных платежей в бюджет.

Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и ос­вобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по пред­ставлению Премьер-Министра Республики Казахстан.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобож­даемых от должности Правительством Республики Казахстан по представ­лению Министра.

Следует отметить, что выделение финансовых органов, ответствен­ных за сбор налогов и других обязательных платежей в бюджет, и со­здание их специальной системы во главе с собственным Министерством вызывает определенные сомнения. Хотя и надо признать, что это до­вольно распространенная практика для организационного построения финансовых структур государства и такое положение имеет место во многих странах.

Основными задачами Комитета являются:

а) предупреждение, выявление и расследование преступлений, связан­ных с неуплатой налогов и неисполнением других финансовых обязательств перед государством;

б) борьба с экономическими правонарушениями, повлекшими причи­нение убытков государству;

в) участие в разработке и реализации государственной политики в об­ласти борьбы с экономической преступностью;

г) предупреждение, выявление и пресечение преступлений коррупцион­ного характера в пределах своей компетенции;

д) международное сотрудничество в сфере борьбы с экономической преступностью.

Основными функциями Комитета являются:

а) определение приоритетных направлений деятельности органов налого­вой полиции, разработка правового, организационного, экономического, механизма их реализации;

б) расследование налоговых и экономических преступлений и право­нарушений, а также производство оперативно-розыскных мероприятий;

в) обеспечение безопасности системы налоговых органов, соци­альная и правовая защита сотрудников налоговых органов, членов
их семей;

г) участие в разработке проектов законодательных и иных норма­тивных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Ко­митета;

д) сбор, анализ, обобщение информации, получаемой от территориаль­ных органов налоговой полиции.

Комитет при осуществлении возложенных на него задач и функций имеет право;

а) осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие по делам о налоговых и иных экономических преступлениях;

б) производить проверки документов у организаций и граждан, в ходе которых получать от должностных лиц, других работников организаций и граждан справки, устные и письменные объяснения по возникающим вопросам;

в) давать обязательные для исполнения всеми организациями и граж­данами указания по вопросам, входящим в его компетенцию;

г) в установленном законодательством порядке изымать документы, денежные и материальные средства при обнаружении фактов нарушения законодательства Республики Казахстан;
д) в пределах своей компетенции применять санкции и штрафы к ли­цам, нарушившим законодательство Республика Казахстан;

е) в соответствии с действующим законодательствам разрешать своим сотрудникам хранение, ношение, применение оружия, специальных средств физической силы.

В определенной степени к финансовым органам государства относятся таможенные органы.

В настоящее время они возглавляются Таможенным комитетом Ми­нистерства государственных доходов Республики Казахстан.

К числу функций этого Комитета, которые носят финансовый характер, можно отнести следующие:

а) внесение в установленном порядке предложений о ставках и меха­низме применения таможенных пошлин и налогов, взимание которых воз­ложено на таможенные органы;

б) организация системы контроля, за правильностью определения та­моженной стоимости товара;

в) обеспечение полного и своевременного внесения в республиканский бюджет таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы;

г) осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
е) организация ведения борьбы с контрабандой (в том числе валютных ценностей) и иными преступлениями в сфере таможенного дела. К числу финансовых органов государства относится и Национальный банк Республики Казахстан.

Национальный банк имеет сложный правовой статус, занимает своеобразное место в систему государственных органов и осуществляет весьма широкий набор фун­кций, отличающийся разнообразием и существенной разнородностью.

сущность планирования. Другое дело, что оно может быть стихийным, не­точным, недостаточно научно обоснованным или воспроизводить в себе не­достатки той общественно-политической системы, которую данные финансы обслуживают.

Контрольные вопросы :

1. Определите понятие «Правовые основы финансового устройства» в качестве института общей части финансового права и охарактеризуйте его.

2.Дайте краткую характеристику основным звеньям финансового устройства РК?

3.Укажите основные цели, принципы и методы государственного финансового регулирования финансовой системы и сфер публичного хозяйства.

4.Каковы структура и особенности функционирования финансовой системы РК?

Список литературы:

Найманбаева С.С. Финансовое право (общая и особенная части) Алматы, Данекер, 2004.

Наши рекомендации