Финансовая структура государства каки система уполномоченных органов: характеристика
1. Первый вопрос, который стоит перед каждым государством, это - что оно должно или, по крайней мере, собирается финансировать (исходя при этом, естественно, из своих финансовых возможностей и той социально-экономической политики, которой данное государство руководствуется). Второй вопрос заключается в том, за счет каких источников осуществить это финансирование.
Тогда получение среднего образования будет платным, а сам образовательный процесс будет осуществляться в неких формах частного предпринимательства. Но если государство все таки посчитает необходимым взять это дело в свои руки, сразу возникнет вопрос, за счет какого источника данные расходы будут финансироваться и откуда взять деньги для этого финансирования. Образование можно финансировать непосредственно из казны, из бюджета, можно создать и специальный фонд, к примеру, «фонд среднего образования», и даже установив какой-нибудь особый «образовательный налог». Заранее можно сказать, что родители, чьи дети уже выучились или которые вообще не имеют детей, будут протестовать против такого налога, а уклониться от его уплаты постарается каждый - такова уж психология налогоплательщика. Предположим решили создать специальный фонд. Но ясно, что сам по себе он работать не будет и нужен какой-то орган, который бы занимался вопросами сбора платежей в этот фонд, их распределения и контроля за использованием «образовательных» денег. При этом сразу же надо решить вопрос, будет ли этот фонд централизованным или же их целесообразней создавать на местах.
И таких проблем у государства возникает тысячи, как существует и тысячи вариантов их решения. _ _
В зависимости от ответов на эти вопросы государство формирует свою финансовую структуру, решая при этом следующие вопросы:
1) из какого денежного фонда осуществить финансирование того или иного направления государственных расходов, после чего образовать фонд и обеспечить его необходимыми доходными источниками.
Следствием этого является формирование финансовой системы государства;
2) на какой орган возложить организацию работы по сбору доходов в государственные денежные фонды и осуществлению финансирования государственных расходов из этих фондов. Следствием этого является формирование структуры финансовых органов государства;
3) как обеспечить, чтобы этот фонд и это финансирование были скоординированы с другими фондами и с другим финансированием.
Следствием этого является формирование механизма финансового регулирования.
Таким образом, финансовое устройство включает в себя три взаимосвязанных друг с другом компонента: а) финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, выраженных соответствующим финансово-экономическим институтом; б) систему финансовых органов государства; в) финансовое регулирование.
Понятие финансовой системы дано в главе в главе 1 настоящей работы.
Система финансовых органов представляет собой совокупность специализированных государственных органов, осуществляющих управление закрепленными за ними денежными фондами, водящими с состав финансовой системы государства. Данная система формирует финансовый аппарат государства.
Финансовое регулирование - совокупность приемов и средств, которым пользуется государство для организующего воздействия на финансовую систему в целях обеспечения ее нормального функционирования.
В целом же финансовое устройство выражает организационное строение государственных финансов и той отрасли государственной власти, которую иногда именуют «финансовое управление».
Весь этот механизм функционирует на правовой основе. Через юридические нормы государство определяет как организационное строение финансовой системы, так и формы и методы воздействия государства на ее функционирование. Другими словами, финансовое устройство всегда имеет правовое оформление. Совокупность правовых норм, посвященных финансовому устройству государства, представляет собой институт финансового права.
С этой точки зрения, правовые основы финансового устройства является институтом общей части финансового права, который устанавливает состав финансовой системы, определяет ее организационное строение, предусматривает порядок взаимодействия ее звеньев.
Финансовое устройство различных стран может существенно различаться как по составу своих звеньев, так и по организационному оформлению. Однако во всех странах есть такие звенья финансовой системы, как бюджетная системы, банковское звено, система децентрализованных государственных финансов. Во многих странах в том или ином виде существует государственной страхование. Каждое из этих звеньев финансовой системы имеет свое устройство, что в конечном счете предопределяет наличие соответствующих институтов финансового права.
Как институт общей части финансового права финансовое устройство закрепляет общие начала строения финансовой системы и организации финансового регулирования. Конкретика реализации этих начал осуществляется через правовые нормы соответствующих институтов особенной части финансового права. Например, если финансовое устройство страны предполагает деление финансов (в данном случае - денежных фондов) на общегосударственные и местные, то и, скажем, бюджетное устройство будет основано на наличии в бюджетной системе общегосударственного бюджета (республиканского, федерального и т. п.) и местных бюджетов, представляющих в этой системе местное звено. Финансовое устройство, основанное на * принципе централизации, воспроизведет себя в централизованных бюджетных, банковских, страховых и других государственных денежных фондах.
Иначе говоря, институт общей части финансового права «Правовые основы финансового устройства» есть свод общих правил, являющихся правовой базой существования в бюджетном праве (как разделе финансового права), такого института, как «Правовые основы бюджетного устройства», в финансово-банковском праве - института «Правовые основы банковского устройства», в финансово-хозяйственном праве - института «Правовые основы устройства децентрализованных финансов» и т. д.
2.Составными частями финансового устройства выступают его звенья. При этом следует иметь в виду, что звено финансового устройства не адекватно понятию «институт финансовой системы», поскольку звено финансового устройства включает в себя не только институт финансовой системы, выраженный соответствующим фондом денежных средств, но и определенную управленческую структуру, представленную теми или иными государственными органами, а также набор присущих этому фонду методов финансового регулирования, обеспечивающих процессы формирования, распределения и организации использования данного фонда. Например, такое звено финансового устройства, как бюджетное устройство, включает в себя следующие элементы: фонд денежных средств в виде бюджета; финансово-экономический институт, именуемый «общегосударственные финансы»; организационно-управленческую структуру в виде министерства финансов (в некоторых странах, включая Казахстан, доходную часть бюджета исполняет специальное государственное ведомство.В Казахстане оно именуется Министерство государственных доходов); систему мер финансового регулирования, именуемую «бюджетное регулирование».
В итоге финансовое устройство состоит из таких звеньев, как бюджетное устройство, банковское устройство, устройство децентрализованных финансов, устройство целевых внебюджетных фондов и т. п.
В свое время правовые основы финансового устройства Республики Казахстан были заложены в главе 19 Конституции республики 1993 г., в разработке которой принимал участие и автор настоящей работы. Данная глава называлась «Финансы».
Состав финансовой системы был определен следующим образом:
а) бюджет (бюджетная система);
б) финансовые ресурсы государственных предприятий, учреждений и
организаций;
в) целевые финансовые фонды, учреждаемые Верховным Советом Республики Казахстан (статья 119).
К сожалению, Конституция Республики Казахстан 1995 г. не содержит подобной главы, как и вообще материалов экономического порядка. Однако это означает лишь то, что уровень правового регулирования финансовой деятельности опустился на уровень текущего законодательства.
Попутно отметим, что юристы уже на протяжении многих лет выдвигают предложения о разработке кодифицированного финансово-правового акта (типа Закона о финансах или даже Финансового кодекса), посвященного государственным финансам в целом. Однако это предложение до сих пор не реализовано.
3.Термин «управление» в юридической литературе употребляется в трех значениях. В первом значении - это организующее воздействие властвующего субъекта на поведение подчиненного. Например, говорят: «Министерство управляет подведомственным предприятием». При этом подчиненное лицо выступает в роли объекта управления. Во втором это регулирование тех или иных процессов. Например, движением транспорта, перемещением людей, обращением товаров. В этом случае объектом управления выступает сам процесс, а точнее - поведение людей, его осуществляющих. В третьем значении - это система органов, формирующих определенную организационную структуру, основанную на внутренней иерархии, т. е. на началах власти и подчинения.
В первом значении управление в области государственных финансов означает организующее воздействие уполномоченных на то государственных органов на поведение лиц, выступающих в качестве объекта финансовой деятельности государства.
Во втором значении «управление финансами» означает распоряжение денежными средствами, находящимися в государственной собственности. В этом смысле управление финансами смыкается с такими элементами финансовой деятельности государства, как распределение денежных фондов и организация использования денежных средств. В данном случае властные полномочия властвующего субъекта вытекают из полномочий государства как собственника денежных средств. В силу этих полномочий управляющий субъект, выступая в качестве финансового органа государства, реализует право собственности на принадлежащие ему денежные средства. Объектом управления, как и объектом самого права государственной собственности, выступают деньги, являющиеся разновидностью имущества. Данное значение можно обозначить как материальное значение понятия «управление финансами».
При этом еще раз подчеркнем, что объектом государственного управления могут быть только те денежные средства, которые находятся в государственной собственности. Денежные средства, находящиеся в частной собственности и опосредованные категорией «частные финансы», выступают объектом не управления, а регулирования, где государство выступает не в роли собственника денежных средств, а публичного субъекта. Попутно отметим, что государственное регулирование частных финансов не относится ни к сфере финансовой деятельности государства, поскольку она ограничена государственными денежными фондами, ни, соответственно, к сфере финансового права.
И, наконец, в третьем значении понятием «управление в области финансов» обозначается система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства от его имени либо от своего, но по поручению и в интересах государства. Содержание этого поручения определяется, как правило, правовым актом, устанавливающим компетенцию данного органа. Эти органы одновременно будут и органами, осуществляющими управление финансами применительно ко второму его значении.
Понятие «управление в области государственных финансов» употребляют и для обозначения соответствующего института финансового права.
В этом качестве управление в области финансов представляет собой институт общей части финансового права, определяющий систему финансовых органов государства и устанавливающий их компетенцию.
Надо сказать, что финансовой деятельностью, а равно управлением финансами (в материальном значении этого понятия) в той или иной мере занимается большое количество государственных органов, реализуя при этом ту или иную функцию государства в сфере финансов.
В силу этого управление в области государственных финансов можно рассматривать в широком значении, когда речь идет о всех видах государственных органов, и в узком значении, охватывающем лишь специализированные финансовые органы государства.
В широком значении систему органов управления в области государственных финансов можно представить в следующем виде.'
1. Высшие и местные представительные органы государства;
2. Исполнительные органы государства, которые подразделяются, на:
а) органы общей компетенции (например, правительство);
б) органы отраслевой и функциональной компетенции (министерства
и ведомства);
в) специализированные финансовые органы государства (министерство
финансов, налоговые органы, центральный банк и т. п.).
Применительно к Казахстану система органов управления в области финансов (в широком значении этого понятия) выглядит в настоящее время следующим образом.
1. Представительные органы государства:
а) Парламент Республики Казахстан - высший представительный орган Республики, осуществляющий законодательные функции;
б) маслихаты - местные представительные органы.
2. Исполнительные органы государства:
а) центральный исполнительный орган общей компетенции - Правительство Республики Казахстан;
б) центральные отраслевые и функциональные органы - министерства и ведомства Республики Казахстан;
в) местные исполнительные органы общей компетенции - Акимы;
г) местные отраслевые и функциональные органы – территориальные органы министерств (ведомств) и органы местной исполнительной власти.
3.Специализированные финансовые органы государства - Министерство финансов Республики Казахстан и его территориальные подразделения, Министерство государственных доходов и его территориальные подразделения, Национальный банк
Республики Казахстан и подведомственные ему организации.
Рассмотрим в общих чертах их компетенцию.
Парламент Республики Казахстан через принятие законов определяет финансовую систему Республики Казахстан, обсуждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении, устанавливает государственные налоги и сборы, решает вопросы о государственных займах.
К основным полномочиям масли хата, относится утверждение представляемого Акимом проекта бюджета данной административно-территориальной единицы, изменений и дополнений, вносимых в него, и отчета о его исполнении.
Правительство Республики Казахстан:
а) разрабатывает и представляет Парламенту республиканский
бюджет и отчет о его исполнении;
б) обеспечивает исполнение бюджета;
в) дает заключение на проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, которые могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения, Правительства Республики
Правительства Республики.
Министерства (ведомства) Республики Казахстан организуют:
а) финансовую деятельность на подведомственных им учреждениях и
предприятиях;
б) устанавливают нормативы использования полученной предприятиями прибыли;
в) распределяют между подведомственными организациями полученные в централизованном порядке бюджетные ассигнования, а так же лимиты кредитных ресурсов, выделенные в централизованном порядке по государственным каналам кредитования;
г) осуществляют контроль за законным и эффективным использованием подведомственными субъектами государственных
денежных средств (как привлеченных, так и полученных в результате собственной деятельности).
Денежные фонды министерств (фонды отраслей) формируются главным образом за счет двух источников: бюджета и отчислений от подведомственных предприятий. Впрочем, при налоговой системе организации финансовых отношений государственных предприятий с государством все платежи этих предприятий ограничиваются налогами и каких-либо отчислений в фонды вышестоящего министерства они не производят. Поэтому единственным источником поступления денег в фонды министерств является бюджет, а также внебюджетные целевые фонды, если они предусмотрены финансовой системой государства.
Местные исполнительные органы разрабатывают проекты местных бюджетов, представляют его через акимата на утверждение соответствующего маслихата, обеспечивают исполнение бюджета.
В то же время государство создает органы, которые специально предназначены для осуществления финансовой деятельности и управления финансовыми процессами. В Республике Казахстан в настоящее время такими органами являются Министерство финансов, Министерство государственных доходов и Национальный банк.
Министерство финансов является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством - межотраслевую координацию в сфере управления государственными финансами и контроля, за их использованием.
Министерство имеет ведомства: Комитет Казначейства, Комитет государственного имущества и приватизации, Комитет финансового контроля.
Задачи и функции Министерства финансов существенно изменились в связи с передачей сбора государственных доходов в ведение самостоятельного ведомства - Министерства государственных доходов.
Основными задачами Министерства финансов являются:
1) участие в разработке и реализации государственной бюджетной политики во взаимодействии с налоговой и денежно-кредитной политикой;
2) участие в разработке и реализации государственной налоговой политики; создание и развитие системы мониторинга использования государственной собственности, повышение эффективности управления государственной собственностью;
3) осуществление рационального правительственного и гарантированного государством заимствования;
4) обеспечение выполнения обязательств по правительственным займам и государственным гарантиям по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
5) мониторинг и управление государственным и гарантированным государством долга;
6) методологическое руководство по планированию и исполнению республиканского и местных бюджетов, бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту, внедрение методов бюджетного программирования.
7) методики функционального анализа государственных расходов;
8) обеспечение контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов;
9) разработка порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета, а также отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов;
10) организация проведения единой политики информатизации казначейской системы.
В качестве предмета ведения Министерства финансов можно выделить три группы функций.
1.Функции общего характера.
Осуществляя эти функции, Министерство участвует:
а) в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами;
б) в разработке государственных и иных программ, стратегических и индикативных планов;
в) участие в разработке основных макроэкономических показателей.
2.Функции в области бюджета.
Некоторые из них касаются всей бюджетной системы, а именно:
а) разработка прогнозных показателей государственного бюджета Республики Казахстан на предстоящий трехлетний период;
б) прогнозирование поступлений в республиканские, и местные бюджеты;
в) анализ исполнения республиканского и местных бюджетов;
г) разработка и утверждение единой бюджетной классификации и единой формы финансовой отчетности для республиканского и местных бюджетов. В области республиканского бюджета Министерство финансов осуществляет следующие функции:
а) разработка прогнозных показателей государственного бюджета Республики Казахстан на предстоящий трехлетний период;
б) прогнозирование поступлений в республиканский и местные бюджеты;
в) анализ исполнения республиканского и местных бюджетов;
г) разработка и утверждение единой бюджетной классификации и единой
формы финансовой отчетности для республиканского и местных бюджетов.
В области республиканского бюджета Министерство финансов осуществляет следующие функции:
а) разрабатывает проект бюджета на соответствующий финансовый год;
б) утверждает помесячную роспись республиканского бюджета;
в) осуществляет финансирование и кредитование из республиканского
бюджета;
г) осуществляет контроль, за целевым использованием средств республиканского бюджета;
д) подготавливает месячную и квартальную информацию о ходе исполнения республиканского бюджета, а также составление годового отчета об этом исполнении.
В области местных бюджетов Министерство финансов осуществляет следующие функции:
а) осуществляет контроль, за разработкой и исполнением местных
бюджетов;
б) ведет счета местных бюджетов.
3. Функции в области государственного кредита.
В данной сфере Министерство финансов осуществляет довольно широкий набор функций, а именно:
а) осуществляет прогнозирование государственного и гарантированного государством заимствования и долга;
б) определение финансовых условий правительственных займов;
в) по поручению Правительства Республики Казахстан проведение переговоров, подписание договоров правительственных займов, выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг, предоставление государственных гарантий по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
г) регистрация всех государственных займов, государственных гарантий и негосударственных займов, по которым предоставлены государственные займы;
д) получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов;
е) подготовка и реализация мероприятий по оптимизации структуры правительственного долга, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования;
ж) осуществление контроля за целевым использованием средств правительственных займов, негосударственных займов, имеющих негосударственную гарантию.
Министерство финансов для реализации возложенных на него задач и осуществления своих функций имеет право:
а) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми государственными органами, иными организациями и физическими лицами;
б) запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для осуществления возложенных на Министерство функций;
в) отзывать и приостанавливать финансирование в случае использования
выделенных средств не по назначению;
г) получать от местных исполнительных органов сводные данные об утвержденном местном бюджете и ежемесячные отчеты об исполнении, а от государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, - ежемесячные отчеты об исполнении смет расходов;
д) осуществлять управление, учет и организацию хранения драгоценных металлов и драгоценных камней;
е) осуществлять контроль и надзор за соблюдением финансовой дисциплины юридическими лицами, а также привлекать их к ответственности в порядке, установленном законодательством.
Министерство финансов возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан. Министр имеет своих заместителей вице-министров, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Правительством Республики Казахстан по представления Министра финансов.
Важное место в системе финансовых органов государства занимает Министерство государственных доходов Республики Казахстан.
Министерство государственных доходов является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в сфере обеспечения поступления государственных доходов.
Министерство имеет ведомства: Комитет налоговой полиции, Таможенный комитет, Комитет по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции.
Основными задачами Министерства являются:
1) участие в формировании фискальной политики Республики Казахстан и реализация этой политики;
2) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Казахстан;
3) обеспечение поступления налогов, сборов, таможенных и других обязательных платежей в бюджет;
4) государственный контроль над производством и оборотом алкогольной продукции;
5) международное сотрудничество в целях интеграции экономики Республики Казахстан в международное экономическое пространство.
С некоторой долей условности функции Министерства государственных доходов можно свести в три группы: 1) функции по сбору государственных доходов и привлечения к ответственности нарушителей финансового законодательства, регулирующего государственные доходы
(в первую очередь налогового законодательства); 2) функции в области таможенного дела; 3) функции, связанные с контролем над производством и оборотом алкогольной продукции.
Обозначим их в указанной последовательности.
1. Функции по сбору государственных доходов. В этом направлении Министерство осуществляет следующие функции:
а) участие в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере поступления доходов в государственный бюджет;
б) участие в прогнозировании доходной части бюджета совместно с Министерством финансов Республики Казахстан;
в) участие в разработке методологии налоговой и таможенной политики и администрирования налогов;
г) анализ и обобщение практики применения законодательства в области
налогообложения и таможенного дела;
д) контроль, за соблюдением законодательства, предусматривающего поступление налогов, таможенных и других обязательных платежей в бюджет;
е) создание автоматизированных систем учета плательщиков налогов, сборов, таможенных и других обязательных платежей в бюджет;
ж) совершенствование форм и методов сбора государственной отчетности по государственным налогам;
з) организация работы по принудительному взиманию задолженности
по налогам, таможенным и другим обязательным платежам в бюджет;
и) рассмотрение разногласий и претензий юридических и физических лиц по налогам, таможенным и другим обязательным платежам в бюджет;
к) взаимодействие и сотрудничество с международными организациями по вопросам поступления налогов, таможенных и других обязательных платежей в бюджет;
л) исполнение в пределах своей компетенции международных обязательств Республики Казахстан по вопросам налоговых правонарушений.
2. Функции в области таможенного дела.
В этом направлении Министерство осуществляет следующие функции:
а) организация и совершенствование таможенного дела в Республике Казахстан;
б) участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;
в) организация системы контроля, за правильностью определения
таможенной стоимости товара.
3. Функции в области контроля над производством и оборотом алкогольной продукции.
К ним относится:
а) обеспечение государственного контроля над оборотом и производством алкогольной продукции;
б) межотраслевая координация деятельности центральных и местных исполнительных органов в вопросах контроля над производством и оборотом алкогольной продукции.
Министерство государственных доходов при осуществлении возложенных на него основных задач и функций имеет право:
1) запрашивать и получать информацию, необходимую для реализации задач и функций Министерства;
2) в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания государственным органам, юридическим и физическим лицам;
3) в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, таможенных и других обязательных платежах в бюджет;
4) в соответствии с законодательством предоставлять юридическим и физическим лицам отсрочку по уплате налогов, таможенных и других обязательных платежей в бюджет.
Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра Республики Казахстан.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министра.
Следует отметить, что выделение финансовых органов, ответственных за сбор налогов и других обязательных платежей в бюджет, и создание их специальной системы во главе с собственным Министерством вызывает определенные сомнения. Хотя и надо признать, что это довольно распространенная практика для организационного построения финансовых структур государства и такое положение имеет место во многих странах.
Основными задачами Комитета являются:
а) предупреждение, выявление и расследование преступлений, связанных с неуплатой налогов и неисполнением других финансовых обязательств перед государством;
б) борьба с экономическими правонарушениями, повлекшими причинение убытков государству;
в) участие в разработке и реализации государственной политики в области борьбы с экономической преступностью;
г) предупреждение, выявление и пресечение преступлений коррупционного характера в пределах своей компетенции;
д) международное сотрудничество в сфере борьбы с экономической преступностью.
Основными функциями Комитета являются:
а) определение приоритетных направлений деятельности органов налоговой полиции, разработка правового, организационного, экономического, механизма их реализации;
б) расследование налоговых и экономических преступлений и правонарушений, а также производство оперативно-розыскных мероприятий;
в) обеспечение безопасности системы налоговых органов, социальная и правовая защита сотрудников налоговых органов, членов
их семей;
г) участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;
д) сбор, анализ, обобщение информации, получаемой от территориальных органов налоговой полиции.
Комитет при осуществлении возложенных на него задач и функций имеет право;
а) осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие по делам о налоговых и иных экономических преступлениях;
б) производить проверки документов у организаций и граждан, в ходе которых получать от должностных лиц, других работников организаций и граждан справки, устные и письменные объяснения по возникающим вопросам;
в) давать обязательные для исполнения всеми организациями и гражданами указания по вопросам, входящим в его компетенцию;
г) в установленном законодательством порядке изымать документы, денежные и материальные средства при обнаружении фактов нарушения законодательства Республики Казахстан;
д) в пределах своей компетенции применять санкции и штрафы к лицам, нарушившим законодательство Республика Казахстан;
е) в соответствии с действующим законодательствам разрешать своим сотрудникам хранение, ношение, применение оружия, специальных средств физической силы.
В определенной степени к финансовым органам государства относятся таможенные органы.
В настоящее время они возглавляются Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан.
К числу функций этого Комитета, которые носят финансовый характер, можно отнести следующие:
а) внесение в установленном порядке предложений о ставках и механизме применения таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы;
б) организация системы контроля, за правильностью определения таможенной стоимости товара;
в) обеспечение полного и своевременного внесения в республиканский бюджет таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы;
г) осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
е) организация ведения борьбы с контрабандой (в том числе валютных ценностей) и иными преступлениями в сфере таможенного дела. К числу финансовых органов государства относится и Национальный банк Республики Казахстан.
Национальный банк имеет сложный правовой статус, занимает своеобразное место в систему государственных органов и осуществляет весьма широкий набор функций, отличающийся разнообразием и существенной разнородностью.
сущность планирования. Другое дело, что оно может быть стихийным, неточным, недостаточно научно обоснованным или воспроизводить в себе недостатки той общественно-политической системы, которую данные финансы обслуживают.
Контрольные вопросы :
1. Определите понятие «Правовые основы финансового устройства» в качестве института общей части финансового права и охарактеризуйте его.
2.Дайте краткую характеристику основным звеньям финансового устройства РК?
3.Укажите основные цели, принципы и методы государственного финансового регулирования финансовой системы и сфер публичного хозяйства.
4.Каковы структура и особенности функционирования финансовой системы РК?
Список литературы:
Найманбаева С.С. Финансовое право (общая и особенная части) Алматы, Данекер, 2004.