Взаимосвязь стратегии компании и финансового управления
Финансовое управление имеет стратегический и тактический аспекты, которые вытекают из общей стратегии развития компании и интересов различных групп заинтересованных лиц. При этом мы понимаем, что основной стратегический интерес акционеров компании заключается в росте ее стоимости. Именно на это и направлено стратегическое управление. Принципиально модель стратегического управления включает три этапа: разработку, реализацию и контроль стратегии, каждый из которых имеет свое содержание (рис.4).
Важнейшим инструментом стратегического управления является стратегический план, который может включать в себя несколько разделов, основными из которых являются показанные на рис.5.
Основная бизнес-идея и стратегические цели развития бизнеса содержат в себе ключевые финансовые показатели развития страховой компании на длительную перспективу и могут быть отображены в виде таблицы (рис.6).
Для достижения этих показателей в компании производится расчет необходимых ресурсов, которые отражаются в программах развития. Такие программы развития разрабатываются для каждой ключевой области, от развития которой зависит рост капитализации компании. Наиболее значимыми для целей капитализации компании являются программы развития в области:
· расширения точек продаж и инфраструктуры;
· информационных технологий;
· персонала;
· маркетинга;
· операционной деятельности.
Программы развития в ключевых областях содержат в себе основные мероприятия, реализация которых позволит достичь поставленных целей. В каждой программе предусматривается необходимый набор ресурсов: материальных, человеческих, информационных, который позволит осуществить указанные мероприятия.
Для реализации указанных программ рассчитывается необходимость в финансовых ресурсах, что находит свое отражение в долгосрочном финансовом плане как разделе стратегического плана (рис.7).
Долгосрочный финансовый план может состоять из стратегического бюджета (затраты, относимые на издержки) и стратегического бюджета развития (затраты из прибыли). Финансовый план рассчитывается как инвестиционный проект и имеет четкие критерии своей окупаемости.
Запланированные в стратегическом плане программы, финансовые показатели и финансовые ресурсы лежат в основе разработки текущих программ и текущих бюджетов страховой компании на очередной год. Инструментом реализации финансовых целей стратегического плана являются стратегические карты и сбалансированная система показателей (ССП), в которой финансовая составляющая занимает важное место. Как показывает практика, важность ССП обусловлена следующими факторами:
· 85% руководителей уделяют менее 1 часа в месяц вопросам стратегии;
· только 25% менеджеров включены в систему поощрений, связанную со стратегией;
· только 5% сотрудников понимают стратегию;
· 60% ресурсов компании не имеет непосредственной связи со стратегией;
· 9 из 10 компаний не могут успешно реализовать стратегию.
Поэтому сбалансированная система показателей позволяет решить следующие вопросы:
1. Формализовать процесс стратегического управления.
2. Эффективно распределить ресурсы в соответствии со стратегией.
3. Преобразовать стратегию в конкретные задачи для подразделений компании.
4. Оценить степень реализации поставленных задач в рамках стратегии.
5. Мотивировать персонал на реализацию задач.
ССП имеет четкий алгоритм своей реализации, который в себя включает:
1. Определение перспектив (составляющих), важнейшей из которых является финансовая.
2. Разработка стратегической карты.
3. Разработка стратегических тем.
4. Разработка ССП.
5. Формирование целевых значений.
6. Разработка стратегических инициатив и бюджетов их реализации.
7. Разработка ССП для подразделений.
8. Разработка личных карт ССП.
9. Внедрение системы ССП и мотивации.
10. Контроль реализации стратегии и ее корректировка.
Основой ССП является стратегическая карта, которая включает, как правило, четыре составляющих: финансовую, клиентскую, операционную, неоперационную. Логика карты заключается в том, что все мероприятия и действия, проводимые в четырех составляющих, в конечном итоге выражаются через систему сбалансированных показателей в капитализации компании. Именно на базе ССП в компании осуществляется оперативное финансовое управление.