Общественная работа студентов во время прохождения практики
П Р О Г Р А М М А
и методические указания
по преддипломной практике для студентов
специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»
Могилев 2010
УДК 338.1
ББК 65.290-2
П 74
Рекомендовано к опубликованию
Учебно-методическим управлением
ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»
Одобрено кафедрой «Маркетинг и менеджмент» «9» февраля 2010 г., протокол № 7
Составители: канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой А. В. Александров;
Ст. преподаватель И. А. Луговая
Рецензент канд. экон. наук, доц. Н. С. Желток
Программа и методические указания по проведению преддипломной практики для студентов специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» разработаны на основе стандарта и предназначены для организации практики, а также содержат требования к содержанию и оформлению отчета.
Согласовано:
Декан экономического факультета,
канд. физ.-мат. наук, доц. ___________ И. И. Маковецкий
Руководитель производственной практики
Белорусско-Российского университета,
канд. техн. наук _____________ В. И. Довженко
Учебное издание
ПРОГРАММА
И методические указания
по ознакомительной практике для студентов
специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»
Ответственный за выпуск А. В. Александров
Технический редактор А. Т. Червинская
Компьютерная верстка Н. П. Полевничая
Подписано в печать . Формат 60х84 /16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Печать трафаретная. Усл.-печ. л. .Уч.-изд. л. .Тираж 135 экз. Заказ №
Издатель и полиграфическое исполнение
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет»
ЛИ № 02330/375 от 29.06.2004 г.
212000, г. Могилев, пр. Мира, 43
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский
университет», 2010
Содержание
1 Цели и задачи практики. 2
2 Содержание практики. 2
3 Индивидуальные задания. 2
4 Занятия и консультации, их содержание и сроки проведения. 2
5 Общественная работа студентов во время прохождения практики. 2
6 Содержание, порядок подготовки и сроки защиты отчетов по практике 2
7 Методические указания. 2
7.1 Общие методические указания. 2
7.2 Обязанности руководителя практики от кафедры.. 2
7.3 Обязанности старшего группы.. 2
7.4 Обязанности студента. 2
Список литературы.. 2
Приложение А. Образец оформления титульного листа отчета по практике 16
Цели и задачи практики
Основанием для прохождения практики является приказ ректора, издаваемый на основании решения кафедры по выбранным базам практики, с которыми заключены договора (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от № 1823 № 1823 от 30.11.2000 г.).
Разрешается студентам заключать персональные договора, предусматривающие их дальнейшее трудоустройство (Постановление Совета университета № 3 от 24.11.2006 г.).
Сроки практики устанавливаются учебным планом, утвержденным ректором. Продолжительность практики составляет: для дневного отделения – 6 недель, для заочного отделения – 2,5 недели.
Преддипломная практика студентов высших учебных заведений является одним из завершающих этапов учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и творческих исполнительских навыков.
Целями практики являются:
- углубление и проверка знаний студентов, полученных при изучении специальных дисциплин;
- обучение практическим навыкам работы в области экономики, организации и управления деятельностью предприятия;
- подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности;
- закрепление опыта научно-исследовательской работы, анализа и планирования экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- выбор и утверждение темы дипломной работы;
- подготовка к написанию дипломной работы.
Задачами преддипломной практики являются:
- освоение и закрепление знаний и умений студентов, полученных в университете по всему курсу обучения;
- проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства;
- ознакомление с предприятием и производимой им продукцией (услугами), изучение организационной структуры и механизма управления производственно-хозяйственной деятельностью;
- ознакомление с организацией и деятельностью экономических служб предприятия;
- изучение работы коммерческих служб предприятия, их взаимоотношений с другими подразделениями;
- закрепление опыта работы с документами, применяемыми на предприятии;
- приобретение навыков решения прикладных задач по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- подготовка материалов для написания дипломной работы.
Содержание практики
Преддипломная практика проводится на последнем курсе обучения студентов на предприятиях, в учреждениях и организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов (маркетолог-экономист). Выбор баз практики ведется студентами, кафедрой «Маркетинг и менеджмент» и учебным отделом по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями с учетом программы практики. Закрепление студентов за базами практики оформляется приказом ректора на основании заключенных договоров.
Содержание преддипломной практики должно обеспечивать выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов экономического профиля.
Содержание данной практики определяется предполагаемой темой дипломной работы, а также потребностью решения экономических, управленческих, творческих и других специфических задач.
В процессе прохождения практики студенты должны ознакомиться с работой предприятия, собрать материал в соответствующих подразделениях для составления отчета и написания дипломной работы; провести анализ (оценку) полученной информации; показать свое видение решения изучаемых проблем. Материалы рекомендуется подбирать в динамике за последние 3–5 лет.
Содержание преддипломной практики и график ее прохождения представлены в таблице 1.
Таблица 1 – План-график прохождения преддипломной практики
Содержание работы | Наименование структурного подразделения | Продолжительность в рабочих днях (дневное/заочное) |
1 Оформление на предприятие, прохождение инструктажа по технике безопасности | Отдел кадров Отдел по технике безопасности и охране окружающей среды | 1 / 0,5 |
2 Общее ознакомление с предприятием, его продукцией (услугами), организационной структурой | 2 / 0,5 | |
3 Изучение работы экономических и коммерческих служб предприятия | Плановый отдел Экономический отдел Финансовый отдел Бухгалтерия Отдел труда и заработной платы Отдел сбыта Отдел маркетинга Отдел снабжения Отдел внешней кооперации и комплектации | 10 / 4 |
Окончание таблицы 1
4 Изучение вопросов охраны труда и окружающей среды | Отдел по технике безопасности и охране окружающей среды | 3 / 1 |
5 Изучение вопросов стандартизации, метрологии и сертификации | Отдел главного технолога Отдел управления качеством Производственные лаборатории | 2 / 1 |
6 Сбор практического материала по теме дипломной работы, анализ собранного материала | Отдел маркетинга Плановый отдел Экономический отдел Бухгалтерия Отделы, занимающиеся вопросами предполагаемой темы дипломной работы | 10 / 4 |
7 Оформление отчета по практике | 2 / 1 | |
ИТОГО | 30 / 12 |
При необходимости студент совместно с руководителем практики от кафедры уточняет программу практики.
Если местом преддипломной практики является предприятие торговли, то дополнительно необходимо ознакомиться с организацией работы следующих подразделений структуры управления предприятием: торгового (коммерческого) отдела; отдела организации торговли и развития рыночных отношений.
Итогом практики является выполнение программы практики и индивидуального задания, результаты которого оформляются в отчете.
Индивидуальные задания
Индивидуальное задание выдается руководителем практики от кафедры каждому студенту исходя из темы дипломной работы и специфики предприятия – базы практики.
Содержанием индивидуального задания являются углубленное изучение вопросов, обусловленных предполагаемой темой дипломной работы, а также сбор и анализ соответствующих практических данных, разработка предложений по совершенствованию работы предприятия.
В индивидуальных заданиях должны быть предусмотрены элементы исследования, творческие задачи по специальности и участие студентов в работе соответствующих отделов предприятия.
Занятия и консультации, их содержание и сроки проведения
Кафедрой «Маркетинг и менеджмент» с привлечением преподавателей других кафедр, а также специалистов предприятий, учреждений и организаций проводятся занятия для студентов с целью оказания помощи в прохождении преддипломной практики и написании отчета. Содержание и сроки проведения занятий приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Содержание и сроки проведения занятий
Содержание занятия | Срок проведения | Объем, ч (дневное/заочное) |
1 Правила внутреннего распорядка, техники безопасности и охраны труда предприятия (организации, учреждения) | Неделя, предшествующая началу практики | 2 / 0,5 |
2 Охрана окружающей среды на предприятиях | Первая неделя практики | 2 / 1 |
3 Методика выполнения индивидуальных заданий | Вторая неделя практики | 2 / 1 |
Во время преддипломной практики руководители от кафедры проводят консультации для закрепленных за ними студентов по вопросам выполнения программы практики и индивидуального задания. График консультаций утверждается заведующим кафедрой «Маркетинг и менеджмент».
Общественная работа студентов во время прохождения практики
Общественная работа студента во время прохождения преддипломной практики включает:
- помощь руководителю практики от кафедры в организации поиска мест прохождения практики;
- посещение инструктивного собрания и занятий по практике;
- помощь руководителю практики от предприятия в организации повседневной работы;
- участие в общественной жизни коллектива предприятия;
- разработка предложений, способствующих усовершенствованию методики проведения преддипломной практики.
6 Содержание, порядок подготовки и сроки защиты отчетов по
практике
По окончании преддипломной практики студент составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от кафедры с производственной характеристикой, подписанной руководителем практики от предприятия. Отчет о прохождении преддипломной практики студент готовит постепенно в ходе практики и полностью завершает к моменту ее окончания. Для оформления отчета студенту предоставляются в конце практики два дня.
Письменный отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе, а также выводы и предложения о ходе прохождения указанной практики.
Отчет должен быть проверен и подписан руководителем практики от предприятия и заверен печатью.
При написании отчета студентом используется не только информация, полученная на занятиях и на консультациях у руководителя практики, а также собранная на предприятии, но и материалы периодической печати, нормативные акты, результаты исследований белорусских и зарубежных ученых.
Отчет представляется в виде пояснительной записки и должен включать следующие составные части:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- общая характеристика предприятия;
- менеджмент на предприятии;
- экономическая характеристика предприятия;
- оценка маркетинговой деятельности предприятия;
- экология и охрана труда;
- стандартизация, метрология и сертификация;
- специальные вопросы в соответствии с индивидуальным заданием и предполагаемой темой дипломной работы;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Образец титульного листа приведен в приложении А.
В содержании приводятся порядковые номера и заголовки разделов, подразделов и пунктов, приложений с указанием номеров страниц, на которых размещается начало соответствующих частей отчета.
Во введении отражаются цели и задачи преддипломной практики в соответствии с индивидуальным заданием и исходя из специфики функционирования изучаемого предприятия.
«Общая характеристика предприятия» включает его краткое описание. Здесь приводится полное наименование и организационно-правовая форма предприятия; история его создания; стратегические и текущие цели деятельности предприятия, а также основные направления достижений поставленных целей; отражается специфика деятельности предприятия.
Раздел «Менеджмент на предприятии» предполагает описание системы планирования на предприятии; изучение основных типов планов, составляемых на предприятии; изучение структуры и порядка разработки бизнес-плана предприятия; рассмотрение особенностей маркетингового планирования на предприятии; составление организационной структуры предприятия (если на предприятии таковой не имеется); характеристику ее слабых и сильных сторон и оценку эффективности, исходя из специфики деятельности предприятия; оценку эффективности управления отдельными структурными подразделениями предприятия; рассмотрение должностных инструкций отдельных категорий работников и их оценку; изучение принципов и методов подбора, расстановки и подготовки персонала на предприятии; изучение форм и систем оплаты труда, применяемых на предприятии; рассмотрение методов нематериальной мотивации персонала; изучение типов, форм и методов контроля, применяемых на предприятии и др.
«Экономическая характеристика предприятия» подразумевает рассмотрение и оценку основных показателей производственно-хозяйственной деятельности данного предприятия. Характеристика и оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности проводится за последние 3–5 лет. Примерный перечень анализируемых показателей включает:
- объем производства продукции;
- выручка от реализации продукции;
- затраты на производство и реализацию продукции;
- прибыль от реализации продукции;
- прибыль отчетного периода;
- среднегодовая стоимость основных средств;
- среднегодовые остатки оборотных средств;
- среднесписочная численность работников;
- затраты, приходящиеся на рубль товарной продукции;
- рентабельность продукции;
- фондоотдача, фондоемкость;
- коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
- производительность труда и т. п.
При анализе рассчитываются темпы роста указанных показателей, абсолютные и относительные отклонения по годам, выявляются причины этих отклонений.
При прохождении практики на торговом предприятии дополнительно изучаются следующие показатели:
- товарооборот;
- издержки обращения;
- валовой доход;
- показатели эффективности деятельности торгового предприятия.
Для написания раздела «Оценка маркетинговой деятельности предприятия» необходимо:
1) изучить номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции. Рассчитать глубину, широту, насыщенность и гармоничность номенклатуры. Оценить портфель продукции предприятия, используя матрицу БКГ. Распределить различные товарные группы по стадиям жизненного цикла и предложить пути улучшения занимаемого положения;
2) описать такие элементы товарной политики, как товарная марка и товарный знак предприятия;
3) охарактеризовать виды упаковки, применяемые на предприятии, оценить их способность сохранять потребительские свойства продукции и выполнять рекламную функцию. Рассмотреть маркировку продукции;
4) определить основные виды сервисных услуг, оказываемых на предприятии, и оценить их эффективность;
5) изучить основные методы установления цены на предприятии и оценить их, исходя из специфики его деятельности;
6) охарактеризовать виды скидок, применяемых на предприятии, и оценить их эффективность;
7) рассмотреть и оценить стратегические решения в области товарной и ценовой политики, принимаемые на предприятии;