Общественная работа студентов во время прохождения практики

П Р О Г Р А М М А

и методические указания

по преддипломной практике для студентов

специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»

Могилев 2010

УДК 338.1

ББК 65.290-2

П 74

Рекомендовано к опубликованию

Учебно-методическим управлением

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

Одобрено кафедрой «Маркетинг и менеджмент» «9» февраля 2010 г., протокол № 7

Составители: канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой А. В. Александров;

Ст. преподаватель И. А. Луговая

Рецензент канд. экон. наук, доц. Н. С. Желток

Программа и методические указания по проведению преддипломной практики для студентов специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» разработаны на основе стандарта и предназначены для организации практики, а также содержат требования к содержанию и оформлению отчета.

Согласовано:

Декан экономического факультета,

канд. физ.-мат. наук, доц. ___________ И. И. Маковецкий

Руководитель производственной практики

Белорусско-Российского университета,

канд. техн. наук _____________ В. И. Довженко

Учебное издание

ПРОГРАММА

И методические указания

по ознакомительной практике для студентов

специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»

Ответственный за выпуск А. В. Александров

Технический редактор А. Т. Червинская

Компьютерная верстка Н. П. Полевничая

Подписано в печать . Формат 60х84 /16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Печать трафаретная. Усл.-печ. л. .Уч.-изд. л. .Тираж 135 экз. Заказ №

Издатель и полиграфическое исполнение

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

ЛИ № 02330/375 от 29.06.2004 г.

212000, г. Могилев, пр. Мира, 43

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

университет», 2010

Содержание

1 Цели и задачи практики. 2

2 Содержание практики. 2

3 Индивидуальные задания. 2

4 Занятия и консультации, их содержание и сроки проведения. 2

5 Общественная работа студентов во время прохождения практики. 2

6 Содержание, порядок подготовки и сроки защиты отчетов по практике 2

7 Методические указания. 2

7.1 Общие методические указания. 2

7.2 Обязанности руководителя практики от кафедры.. 2

7.3 Обязанности старшего группы.. 2

7.4 Обязанности студента. 2

Список литературы.. 2

Приложение А. Образец оформления титульного листа отчета по практике 16

Цели и задачи практики

Основанием для прохождения практики является приказ ректора, издаваемый на основании решения кафедры по выбранным базам практики, с которыми заключены договора (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от № 1823 № 1823 от 30.11.2000 г.).

Разрешается студентам заключать персональные договора, предусматривающие их дальнейшее трудоустройство (Постановление Совета университета № 3 от 24.11.2006 г.).

Сроки практики устанавливаются учебным планом, утвержденным ректором. Продолжительность практики составляет: для дневного отделения – 6 недель, для заочного отделения – 2,5 недели.

Преддипломная практика студентов высших учебных заведений является одним из завершающих этапов учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и творческих исполнительских навыков.

Целями практики являются:

- углубление и проверка знаний студентов, полученных при изучении специальных дисциплин;

- обучение практическим навыкам работы в области экономики, организации и управления деятельностью предприятия;

- подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности;

- закрепление опыта научно-исследовательской работы, анализа и пла­нирования экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- выбор и утверждение темы дипломной работы;

- подготовка к написанию дипломной работы.

Задачами преддипломной практики являются:

- освоение и закрепление знаний и умений студентов, полученных в университете по всему курсу обучения;

- проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства;

- ознакомление с предприятием и производимой им продукцией (услугами), изучение организационной структуры и механизма управления производственно-хозяйственной деятельностью;

- ознакомление с организацией и деятельностью экономических служб предприятия;

- изучение работы коммерческих служб предприятия, их взаимоотношений с другими подразделениями;

- закрепление опыта работы с документами, применяемыми на предприятии;

- приобретение навыков решения прикладных задач по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- подготовка материалов для написания дипломной работы.

Содержание практики

Преддипломная практика проводится на последнем курсе обучения сту­дентов на предприятиях, в учрежде­ниях и организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов (маркетолог-экономист). Выбор баз практи­ки ведется студентами, кафедрой «Маркетинг и менеджмент» и учебным отде­лом по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями с учетом программы практики. Закрепление студентов за базами практики оформляется приказом ректора на основании заключенных договоров.

Содержание преддипломной практики должно обеспечивать выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов экономического профиля.

Содержание данной практики определяется предполагаемой темой ди­пломной работы, а также потребностью решения экономических, управленче­ских, творческих и других специфических задач.

В процессе прохождения практики студенты должны ознакомиться с ра­ботой предприятия, собрать материал в соответствующих подразделениях для составления отчета и написания дипломной работы; провести анализ (оценку) полученной информации; показать свое видение решения изучаемых проблем. Материалы рекомендуется подбирать в динамике за последние 3–5 лет.

Содержание преддипломной практики и график ее прохождения пред­ставлены в таблице 1.

Таблица 1 – План-график прохождения преддипломной практики

Содержание работы Наименование структурного подразделения Продолжительность в рабочих днях (дневное/заочное)
1 Оформление на предприятие, прохождение инструктажа по технике безопасности Отдел кадров Отдел по технике безопасности и охране окружающей среды 1 / 0,5
2 Общее ознакомление с предприятием, его продукцией (услугами), организационной структурой 2 / 0,5
3 Изучение работы экономических и коммерческих служб предприятия Плановый отдел Экономический отдел Финансовый отдел Бухгалтерия Отдел труда и заработной платы Отдел сбыта Отдел маркетинга Отдел снабжения Отдел внешней кооперации и комплектации 10 / 4

Окончание таблицы 1

4 Изучение вопросов охраны труда и окружающей среды Отдел по технике безопасности и охране окружающей среды 3 / 1
5 Изучение вопросов стандартизации, метрологии и сертификации Отдел главного технолога Отдел управления качеством Производственные лаборатории 2 / 1
6 Сбор практического материала по теме дипломной работы, анализ собранного материала Отдел маркетинга Плановый отдел Экономический отдел Бухгалтерия Отделы, занимающиеся вопросами предполагаемой темы дипломной работы 10 / 4
7 Оформление отчета по практике 2 / 1
ИТОГО 30 / 12

При необходимости студент совместно с руководителем практики от кафедры уточняет программу практики.

Если местом преддипломной практики является предприятие торговли, то дополнительно необходимо ознакомиться с организацией работы следующих подразделений структуры управления предприятием: торгового (коммерческого) отдела; отдела организации торговли и развития рыночных отношений.

Итогом практики является выполнение программы практики и индивидуального задания, результаты которого оформляются в отчете.

Индивидуальные задания

Индивидуальное задание выдается руководителем практики от кафедры каждому студенту исходя из темы дипломной работы и специфики предприятия – базы практики.

Содержанием индивидуального задания являются углубленное изучение вопросов, обусловленных предполагаемой темой дипломной работы, а также сбор и анализ соответствующих практических данных, разработка предложений по совершенствованию работы предприятия.

В индивидуальных заданиях должны быть предусмотрены элементы исследования, творческие задачи по специальности и участие студентов в работе соответствующих отделов предприятия.

Занятия и консультации, их содержание и сроки проведения

Кафедрой «Маркетинг и менеджмент» с привлечением преподавателей других кафедр, а также специалистов предприятий, учреждений и организаций проводятся занятия для студентов с целью оказания помощи в прохождении преддипломной практики и написании отчета. Содержание и сроки проведения занятий приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Содержание и сроки проведения занятий

Содержание занятия Срок проведения Объем, ч (дневное/заочное)
1 Правила внутреннего распорядка, техники безопасности и охраны труда предприятия (организации, учреждения) Неделя, предшествующая началу практики 2 / 0,5
2 Охрана окружающей среды на предприятиях Первая неделя практики 2 / 1
3 Методика выполнения индивидуальных заданий Вторая неделя практики 2 / 1

Во время преддипломной практики руководители от кафедры проводят консультации для закрепленных за ними студентов по вопросам выполнения программы практики и индивидуального задания. График консультаций утверждается заведующим кафедрой «Маркетинг и менеджмент».

Общественная работа студентов во время прохождения практики

Общественная работа студента во время прохождения преддипломной практики включает:

- помощь руководителю практики от кафедры в организации поиска мест прохождения практики;

- посещение инструктивного собрания и занятий по практике;

- помощь руководителю практики от предприятия в организации повседневной работы;

- участие в общественной жизни коллектива предприятия;

- разработка предложений, способствующих усовершенствованию методики проведения преддипломной практики.

6 Содержание, порядок подготовки и сроки защиты отчетов по
практике

По окончании преддипломной практики студент составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от кафедры с производственной характеристикой, подписанной руководителем практики от предприятия. Отчет о прохождении преддипломной практики студент готовит постепенно в ходе практики и полностью завершает к моменту ее окончания. Для оформления отчета студенту предоставляются в конце практики два дня.

Письменный отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе, а также выводы и предложения о ходе прохождения указанной практики.

Отчет должен быть проверен и подписан руководителем практики от предприятия и заверен печатью.

При написании отчета студентом используется не только информация, полученная на занятиях и на консультациях у руководителя практики, а также собранная на предприятии, но и материалы периодической печати, нормативные акты, результаты исследований белорусских и зарубежных ученых.

Отчет представляется в виде пояснительной записки и должен включать следующие составные части:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- общая характеристика предприятия;

- менеджмент на предприятии;

- экономическая характеристика предприятия;

- оценка маркетинговой деятельности предприятия;

- экология и охрана труда;

- стандартизация, метрология и сертификация;

- специальные вопросы в соответствии с индивидуальным заданием и предполагаемой темой дипломной работы;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Образец титульного листа приведен в приложении А.

В содержании приводятся порядковые номера и заголовки разделов, подразделов и пунктов, приложений с указанием номеров страниц, на которых размещается начало соответствующих частей отчета.

Во введении отражаются цели и задачи преддипломной практики в соответствии с индивидуальным заданием и исходя из специфики функционирования изучаемого предприятия.

«Общая характеристика предприятия» включает его краткое описание. Здесь приводится полное наименование и организационно-правовая форма предприятия; история его создания; стратегические и текущие цели деятельности предприятия, а также основные направления достижений поставленных целей; отражается специфика деятельности предприятия.

Раздел «Менеджмент на предприятии» предполагает описание системы планирования на предприятии; изучение основных типов планов, составляемых на предприятии; изучение структуры и порядка разработки бизнес-плана предприятия; рассмотрение особенностей маркетингового планирования на предприятии; составление организационной структуры предприятия (если на предприятии таковой не имеется); характеристику ее слабых и сильных сторон и оценку эффективности, исходя из специфики деятельности предприятия; оценку эффективности управления отдельными структурными подразделениями предприятия; рассмотрение должностных инструкций отдельных категорий работников и их оценку; изучение принципов и методов подбора, расстановки и подготовки персонала на предприятии; изучение форм и систем оплаты труда, применяемых на предприятии; рассмотрение методов нематериальной мотивации персонала; изучение типов, форм и методов контроля, применяемых на предприятии и др.

«Экономическая характеристика предприятия» подразумевает рассмотрение и оценку основных показателей производственно-хозяйственной деятельности данного предприятия. Характеристика и оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности проводится за последние 3–5 лет. Примерный перечень анализируемых показателей включает:

- объем производства продукции;

- выручка от реализации продукции;

- затраты на производство и реализацию продукции;

- прибыль от реализации продукции;

- прибыль отчетного периода;

- среднегодовая стоимость основных средств;

- среднегодовые остатки оборотных средств;

- среднесписочная численность работников;

- затраты, приходящиеся на рубль товарной продукции;

- рентабельность продукции;

- фондоотдача, фондоемкость;

- коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

- производительность труда и т. п.

При анализе рассчитываются темпы роста указанных показателей, абсолютные и относительные отклонения по годам, выявляются причины этих отклонений.

При прохождении практики на торговом предприятии дополнительно изучаются следующие показатели:

- товарооборот;

- издержки обращения;

- валовой доход;

- показатели эффективности деятельности торгового предприятия.

Для написания раздела «Оценка маркетинговой деятельности предприятия» необходимо:

1) изучить номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции. Рассчитать глубину, широту, насыщенность и гармоничность номенклатуры. Оценить портфель продукции предприятия, используя матрицу БКГ. Распределить различные товарные группы по стадиям жизненного цикла и предложить пути улучшения занимаемого положения;

2) описать такие элементы товарной политики, как товарная марка и товарный знак предприятия;

3) охарактеризовать виды упаковки, применяемые на предприятии, оценить их способность сохранять потребительские свойства продукции и выполнять рекламную функцию. Рассмотреть маркировку продукции;

4) определить основные виды сервисных услуг, оказываемых на предприятии, и оценить их эффективность;

5) изучить основные методы установления цены на предприятии и оценить их, исходя из специфики его деятельности;

6) охарактеризовать виды скидок, применяемых на предприятии, и оценить их эффективность;

7) рассмотреть и оценить стратегические решения в области товарной и ценовой политики, принимаемые на предприятии;

Наши рекомендации