Порядок прохождения практики. Для руководства практикой студентов на кафедре «Маркетинг» назначается руководитель практики

Для руководства практикой студентов на кафедре «Маркетинг» назначается руководитель практики. Практика в организациях осуществляется на основе договоров между СибАДИ и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии, с которыми указанные предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны предоставить места для прохождения практики студентов.

Студенты целевой подготовки, а также заключившие контракт с будущими работодателями, производственную и преддипломную практики проходят в этих организациях.

Руководитель производственной практики уполномочен:

• установить связь с руководителями практик от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;

• разработать тематику индивидуальных заданий;

• принять участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ;

• осуществлять контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

• оказывать методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и в сборе материалов к отчету;

• проверять отчет о результатах прохождения производственной практики и оценивать результаты выполнения практикантами программы.

Перед прохождением производственной практики студенты совместно с руководителем практики оформляют типовой договор на предприятии в 2-х экземплярах. Договор заверяют печатью факультета «Экономики и управления» СибАДИ и предприятием, обеспечивающим прохождение практики. Не позднее, чем за три месяца до начала практики договор должен быть представлен на кафедру «Маркетинг». За месяц до начала практики заведующий кафедрой и руководитель практики проводят организационное собрание с обязательным присутствием всех студентов.

По прибытию на место прохождения практики студент должен заполнить путевку в дневнике с указанием срока прибытия и заверить ее подписью руководителя и печатью от предприятия. Для обеспечения безопасности в производственных подразделениях и отделах предприятия по прибытию на практику студент обязан пройти инструктаж по технике безопасности. Совместно с руководителем от предприятия студент должен составить график прохождения практики с указанием сроков прохождения в каждом структурном подразделении предприятия. График должен быть согласован с руководителем практики от кафедры и затем занесен в дневник. Дневник заполняется ежедневно, кратко характеризуя выполненный объем работ. Дневник оформляется грамотно и аккуратно. Записи в дневнике заверяются руководителями структурных подразделений.

Производственная практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями, при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением. Руководитель практики заранее утверждает у заведующего кафедрой расписание занятий (консультаций) и оповещает студентов до начала производственной практики. Студенты, проходящие практику в г. Омске, обязаны отчитываться перед своим руководителем по собранному материалу в специально отведенный день на кафедре. Студенты, проходящие практику в иных городах, обязаны согласовывать с руководителем сроки явки для промежуточного контроля прохождения практики. К студентам, проходящим практику на выезде группой более пяти человек в одном населенном пункте, планируется выезд руководителя от кафедры, для проведения промежуточного контроля.

По завершению практики студент предоставляет руководителю от предприятия выполненный отчет и дневник. На основании отчета руководитель указывает в дневнике характеристику студента и результатов его работы. На титульном листе отчета и в конце характеристики в дневнике ставится подпись руководителя и печать предприятия.

Оформленный отчет предоставляется на кафедру «Маркетинг» в сроки, предусмотренные учебным планом.

Студенты, не прошедшие практику в связи с болезнью или другими объективными причинами по решению деканата и ходатайству кафедры могут перенести ее прохождение на другой срок.

Студенты, не прошедшие практику без объективных причин или не защитившие отчеты, после прохождения практики считаются не выполнившими учебный план и подлежат отчислению из СибАДИ за академическую неуспеваемость.

Задание на производственную практику

Ознакомительный характер производственной практики предлагает студентам специальности «Маркетинг» самостоятельно провести апробацию полученных в учебном процессе теоретических знаний и умений в условиях действующих предприятий. Содержание практики охватывает широкий спектр вопросов маркетинговой деятельности по разделам:

1. Маркетинговые исследования предприятия и его окружающей среды.

2. Формирование конкурентных стратегий развития и маркетинг-планирование.

3. Мониторинг маркетинговой деятельности.

Логика структурирования производственной практики заключается в адаптации студента к будущей практической деятельности.

На начальном этапе практикант должен изучить должностную инструкцию маркетолога на предприятии и изложить свое отношение к должностным обязанностям, полномочиям и ответственности. Затем студент должен сформировать собственное мнение посредством последовательного изучения вопросов практики.

Во введении отчета отражаются проблемы профессиональной деятельности маркетолога предприятия, на основании которых рассматриваются главные аспекты результативности всего предприятия по разделам:

Раздел 1. Маркетинговые исследования предприятия и его окружающей среды:

1.1. Изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Организационно-правовая форма предприятия. Предмет деятельности. Отраслевая принадлежность (промышленность, торговля, услуги). Основные финансово-экономические показатели деятельности: объем продаж, выручка, затраты на производство и реализацию, численность персонала общая и по категориям, общая оценка финансового состояния предприятия: ликвидность, платежеспособность, рентабельность. Организация и планирование маркетинговой деятельности. Организационная структура управления предприятием. Роль и место маркетинговых служб в организации управления предприятием, их функции. Нормативные документы, регламентирующие деятельность маркетинговых служб (положения инструкции). Взаимосвязи маркетинговых служб с другими функциональными и производственными подразделениями. Функции маркетинга, выполняемые другими подразделениями. Распределение функций маркетинга по отделам предприятия представить в виде таблицы. Оценить целесообразность фактического распределения функций, установить, насколько практическая деятельность соответствует положениям и инструкциям. Планирование маркетинговой деятельности. Цели и стратегии маркетинга. Содержание плана маркетинговой деятельности. Бюджет маркетинга. Установить, осуществляется ли на предприятии стратегическое и текущее планирование маркетинга. Если да, показать в отчете и дать его оценку с точки зрения профессионального уровня разработки и возможностей практической реализации. Если планирование маркетинга не осуществляется, то необходимо сформулировать свои представления о целях и стратегиях маркетинга, а также содержании маркетингового плана для данного предприятия. Анализ кадрового потенциала предприятия, осуществляющего маркетинговую деятельность: образование, специальность, стаж работы, должность. Процедуры отбора, найма и обучения персонала маркетинговых служб.

1.2. Исследование маркетинговой среды рынка обслуживания.

Основные сегменты рынка и их характеристики. Емкость рынка, тенденции к изменению емкости, доля данного предприятия на рынке. Характеристики покупателей: географическое размещение, демографические и социально-экономические признаки. Для покупателей – предприятий: географическое размещение, масштаб деятельности, отраслевая принадлежность, специфика производственных процессов. Характеристики основных конкурентов: доля на рынке, конкурентные преимущества особенности маркетинговой деятельности.

Раздел 2. Формирование конкурентных стратегий развития и маркетинг- планирование:

2.1. Продукты предприятия. Товары и услуги промышленных предприятий. Характеристики основных товаров: функциональные свойства, ценность для потребления. Товарная номенклатура. Анализ основных параметров номенклатуры: широта, глубина, длина, сопоставимость. Анализ отдельных ассортиментных групп: длина товарных линий, ценовой диапазон, соотношение объема продаж и прибыльности по конкретным товарам. Организация работ по созданию новой продукции. Подразделения, участвующие в этом процессе, их функции. Товарная марка (марки). Марочные стратегии. Деятельность по усилению марок. Анализ упаковки. Ее функции, качество. Организация сервиса. Виды оказываемых услуг (предпродажных, во время продаж и послепродажных). Основные и дополнительные услуги. Наличие технологий и стандартов обслуживания. Контроль исполнения стандартов.

2.2. Предприятия услуг. Характеристика услуг, виды услуг (по назначению). Целевой рынок услуг. Типы обслуживания (стандартизированный или персональный) и сложность. Деятельность по обеспечению качества услуг. Квалификация персонала, требования к выполнению операций. Наличие внутренних стандартов обслуживания, описание технологии обслуживания, управление качеством обслуживания. Контроль качества обслуживания. Характеристика внутренней физической среды обслуживания (наличие расписания работы, наличие удобств при ожидании и выполнении обслуживания). Применяемые средства коммуникации: наличие инструкций, связанных с особыми требованиями клиентов. Описать типы контактов с клиентами. Ассортимент или пакет услуг, рыночные возможности этого пакета (цена, издержки, объем продаж, целевые потребители). Организация обслуживания потребителей (основные функции обслуживания, уровень формализации функций обслуживания, наличие подразделения или лица, ответственного за эту функцию).

2.3. Политика ценообразования на предприятии. Взаимосвязь ценовой политики с ассортиментной политикой предприятия. Методы расчета базисных цен. Особенности государственного регулирования цен (если они распространяются на данное предприятие). Адаптация (корректировка) цен с учетом особенностей целевого сегмента, ценовых стратегий, стадий жизненного цикла продукта (услуги). Использование цен в целях стимулирования сбыта.

2.4. Организация сбыта и товародвижения. Основные методы сбыта. Анализ каналов распределения продукции. Характеристики основных посредников, организация работы с посредниками, оценка эффективности каналов сбыта. Организация товародвижения: процедура приемки и обработки заказов (запрашивания, переговоров, оформления договоров), порядок транспортировки, организация складирования и хранения продукции.

2.5. Маркетинговые коммуникации (продвижение). Основные средства маркетинговых коммуникаций, используемые на предприятии и их сочетание. Оценка целесообразности применяемого комплекса продвижения. Организация рекламной деятельности. Типы рекламы. Средства распространения рекламы. Планирование и оценка эффективности рекламной деятельности. Методы оценки. Содержание других средств продвижения: пропаганды, личных продаж, стимулирования сбыта.

Раздел 3. Мониторинг маркетинговой деятельности:

3.1. Отслеживание реализации стратегического планирования. Конкурентоспособность товаров и услуг предприятия в рамках стратегии развития предприятия. Маркетинговый контроль. Управленческие решения о целесообразности выхода на рынок. Управление комплексом маркетинга. Маркетинговый учет и аудит. Маркетинг и общество.

3.2. Рекомендации, предложения и пожелания по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия, в котором пройдена производственная практика.

В заключении следует изложить собственное мнение о достигнутых результатах прохождения практики.

Наши рекомендации