Организация и ведение налогового учета
Согласно гл. 25 НК РФ Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.
Впервые понятие налогового учета разработано в гл. 25 НК для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Однако, можно говорить о том, что фактически налоговый учет осуществляется так же в целях расчета налога при применении упрощенной системы налогообложения.
Налоговый учет ведется на основании первичных документов бухгалтерского учета. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится достаточно информации для определения налоговой базы, вести самостоятельные регистры налогового учета не обязательно. В противном случае налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
В НК РФ даются следующие определения:
Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Данные налогового учета должны отражать:
- порядок формирования суммы доходов и расходов,
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде,
- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах,
- порядок формирования сумм создаваемых резервов,
- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
- Подтверждением данных налогового учета являются:
- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Таким образом, бухгалтер самостоятельно определяет – вести налоговый учет отдельно или в тех же регистрах, что и бухгалтерский. Во втором случае может возникнуть необходимость добавить некоторые реквизиты. Например, в регистр по учету расходов можно добавить столбик (строчку) «в том числе – для целей налогообложения», где будет отражена только та сумма расходов, которая уменьшает налогооблагаемую базу. А в регистре учета финансовых результатов – добавить реквизиты: «убытки предыдущих налоговых периодов, перенесенные на текущий налоговый период» и «убыток текущего года, переносимый на следующие налоговые периоды».
В случае, если налоговый учет ведется в отдельных учетных регистрах, кооператив должен самостоятельно разработать эти регистры, оформить их как приложение к учетной политике для целей налогообложения.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
В налоговом учете для отражения хозяйственных операций по получению доходов (осуществлению расходов) организация вправе применять либо метод начисления, либо кассовый метод. Статья 273 НК РФ разрешает применение кассового метода, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Статья 38 НК РФ дает определение товара, работы и услуги, а статья 39 – понятие реализации. Заем в денежной форме не имеет признаков товаров, работы или услуги, а передача и получение займов не имеют признаков реализации. Поэтому СКПК, которые получают доходы только от предоставления займов, имеют право для применения в налоговом учете кассового метода. В этом случае доходы и расходы в налоговом учете отражаются в момент поступления средств (например – в день уплаты процентов по выданным займам), а расходы – в момент фактического погашения обязательств (например – в момент выплаты процентов, начисленных по привлеченным займам).
Внимание: в бухгалтерском учете применение кассового метода запрещено. Поэтому в данном случае налоговый учет лучше вести в отдельных регистрах.
Еще один вопрос, неизбежно возникающий при построении системы налогового учета – план счетов налогового учета. НК РФ не содержит никакого упоминания о плане счетов. Поэтому организация вправе построить налоговый учет без применения плана счетов, т.е. методом простой записи. Однако это становится возможным только в случае построения двух отдельных систем – бухгалтерского и налогового учета.