Основные условия функционирования контроля и его этапы
Предмет и задачи контроля
Контроль имеет собственный предмет, отличный от предмета бухгалтерского учета и экономического анализа. Предметом финансово-хозяйственного контроля являются хозяйственные процессы и хозяйственные операции субъектов хозяйствования и их структурных подразделений различных форм собственности и видов деятельности, рассматриваемые с целью определения соблюдения законности, обеспечения достоверности, целесообразности и экономической эффективности, сохранности их активов, изыскания резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Можно также сказать, что предмет контроля — это деятельность организаций в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами, процессы или операции, рассматриваемые с точки зрения возможного их несоответствия принятым управленческим решениям и утвержденным нормам. Как правило, в процессе контроля внима-
ние уделяется преимущественно отрицательным отклонениям тех или иных частей управляемого объекта от заданных параметров. В общей системе управления контролируются состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства продукции и ее реализация.
Задачами финансово-хозяйственного контроля являются:
• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объемов выпуска продукции при одновременном снижении затрат на ее производство и реализацию;
• подготовка предложений по приведению в действие вскрытых резервов повышения конкурентоспособности организаций, контроль за реализацией этих предложений;
• контрель за экономным и рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов, предупреждение нарушений и злоупотреблений в их расходовании;
• пресечение непроизводительных расходов, потерь, недостач, растрат и хищений;
• контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности, борьба с приписками и другими искажениями учетных данных.
Классификация и виды контроля
В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на:
Предварительный;
Текущий (оперативный);
Последующий.
Предварительный контроль носит предупреждающий характер и предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется путем исследования распорядительных и других документов до совершения самих операций в целях предупреждения незаконного и нецелесообразного расходования средств, возникновения непроизводительных затрат.
Текущий (оперативный) контроль представляет собой наблюдение за хозяйственными процессами и операциями по данным оперативно-технической, технологической и бухгалтерской информации.
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций за отчетные периоды путем исследования данных планирования (прогнозных данных), бухгалтерского учета и отчетности, оперативно-технической документации.
В зависимости от источников информации, используемой при выполнении контрольных действий, различают:
-документальный контроль;
-фактический контроль.
Документальный контроль — контроль, который осуществляется с использованием первичной документации, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других видов документов, в которых нашли отражение операции и события, ставшие объектом исследования.
Фактический контроль представляет собой изучение количественного и качественного состояния исследуемых объектов по данным их осмотра, обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и других способов проверки, не связанных с документальными источниками.
В зависимости от охватываемой контролем сферы следует выделить три вида контроля:
- административный;
- технический;
-финансово-хозяйственный.
К административному контролю относятся административные комиссии, создаваемые на уровне администраций соответствующих районов и других территорий, контроль со стороны административных органов государства.
Техническим является контроль, осуществляемый специализированными службами организаций, их вышестоящими органами управления и соответствующими государственными службами. Данный вид контроля направлен на углубленное изучение техники и технологии производства, внедрения передовых технологических решений и проектов в производство, обеспечение оптимального режима эксплуатации оборудования, изыскание возможностей увеличения производственной мощности технологического оборудования, выявление экономической эффективности чисто технических решений.
Финансово-хозяйственный контроль — система надзора за финансовыми операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми организациями независимо от форм собственности и видов деятельности с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления ее законности, достоверности и целесообразности, изыскания резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Субъектами этого вида контроля выступают специалисты контрольно-ревизионных служб, представляющие государственный, общественный и аудиторский контроль.
Финансово-хозяйственный контроль в зависимости от его субъектов подразделяется на:
внешний (государственный: ведомственный, вневедомственный; общественный; аудиторский);
Внутрихозяйственный.
Субъектами государственного контроля выступают органы государственной власти и управления, обладающие определенными контрольными полномочиями.
Ведомственный контроль — контроль, осуществляемый министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций.
Вневедомственный контроль — контроль органов общей и специальной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций независимо от формы собственности и видов деятельности. Каждый из этих органов контроля выполняет контрольные действия в соответствии с возложенными на него функциями управления в пределах своей компетенции. Система органов, осуществляющих вневедомственный контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления вневедомственного контроля.
Субъектами общественного контроля являются профсоюзные организации, ревизионные комиссии различных общественных объединений.
Субъектами аудиторского контроля являются специалисты, имеющие право на осуществление аудиторской деятельности.
Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная функция управления внутри организации, отличается глубиной и точностью, поскольку осуществляется там, где находится центр тяжести управления. Субъектами этого вида контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и другие функциональные службы организаций в пределах определенных полномочий и имеющейся компетенции. Внутрихозяйственный контроль осуществляется в организации в соответствии с утвержденными положениями о функциональных отделах (структурных подразделениях субъекта хозяйствования), а также с имеющимися функциональными обязанностями специалистов отделов организаций. Главное назначение внутрихозяйственного контроля — непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-хозяйственной, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных и материальных ресурсов, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.
Основные условия функционирования контроля и его этапы
Для того чтобы процесс контроля функционировал, необходимы два предварительных условия:
-наличие норм, нормативов, стандартов и других установленных законодательным путем или вышестоящими органами управления параметров, на которые должен опираться контроль;
-наличие организационной структуры субъекта хозяйствования, ставшего объектом контроля.
Как функция социального управления контроль объективно необходим. Он направляет процесс управления в соответствии с установленными идеальными моделями, корректируя поведение подконтрольного объекта. Сущность контроля состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. Основной целью данной функции является блокирование отклонений в деятельности объекта управления от заданной управленческой программы, а при обнаружении аномалий — приведение управляемой системы в устойчивое положение при помощи всех социальных регуляторов.
А это в свою очередь требует наличия организационной структуры субъекта хозяйствования. Каждое структурное подразделение, отдел организации должны функционировать в соответствии с Положением об отделе (службе), а специалисты этих служб — руководствоваться в своей деятельности должностными инструкциями, утвержденными руководителями организаций, в которых необходимо четко определять права, обязанности и ответственность соответствующего специалиста.
Основной процесс контроля, какую бы область он ни затрагивал, состоит из трех этапов: