Может ли налоговый орган в суде использовать доказательства, полученные после окончания камеральной проверки (п. 2 ст. 88 НК РФ)?
По вопросу признания протокола допроса свидетеля, составленного вне рамок налоговой проверки, допустимым доказательством см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
В Налоговом кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ не указано, вправе ли налоговый орган использовать в суде доказательства, полученные после окончания проверки и не отраженные в решении инспекции.
Официальной позиции нет.
Согласно судебной практике инспекция вправе представлять доказательства, полученные после завершения камеральной проверки.
Подробнее см. документы
Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 N 3355/07 по делу N А19-9947/06-18
Президиум ВАС РФ указал, что документы, полученные инспекцией по не зависящим от нее причинам после завершения камеральной проверки, можно использовать при рассмотрении дела в суде. Причем суд должен оценить значимость представленной информации, своевременность и адекватность мер, предпринятых налоговым органом для получения этих доказательств.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Московского округа от 19.01.2009 N КА-А40/12732-08 по делу N А40-21839/08-117-76
Постановление ФАС Московского округа от 31.12.2008 N КА-А40/12105-08-П по делу N А40-10129/07-151-66
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.11.2006 N 7752/06 по делу N А56-29180/2005
По мнению Президиума ВАС РФ, инспекция вправе представить в суд первой инстанции в подтверждение ранее заявленных доводов дополнительные документы, полученные после окончания камеральной проверки.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.03.2008 по делу N А56-19454/2007
Какая дата является окончанием камеральной проверки в случае, если после составления акта, но до вынесения решения налогоплательщик представил уточненную декларацию (ст. ст. 88, 100 НК РФ)?
Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа на основе налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета) (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).
В Налоговом кодексе РФ не определены даты начала и окончания камеральной проверки. Однако соответствующие даты должны быть указаны в акте проверки (пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ). Акт составляется должностными лицами налогового органа в течение 10 дней после окончания камеральной проверки (в случае выявления в ходе проверки нарушений налогового законодательства). Это указано в п. 1 ст. 100 НК РФ.
Если до окончания камеральной проверки налогоплательщик представил уточненную декларацию (расчет), проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий инспекции в отношении ранее поданной декларации (расчета) (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Возникает вопрос: какой момент является окончанием камеральной проверки в случае, если налогоплательщик представил уточненную декларацию после составления акта проверки, но до вынесения решения? Должен ли налоговый орган прекратить камеральную проверку первоначально поданной декларации и начать проверку на основании уточненной декларации?
По данному вопросу есть две точки зрения.
Согласно позиции, выраженной ФНС России, моментом окончания камеральной проверки является истечение установленного трехмесячного срока либо, если проверка заканчивается ранее, дата, указанная в акте проверки. Аналогичное мнение выражено в судебных актах и работе автора.
Вместе с тем имеются постановления судов с выводом о том, что моментом окончания проверки является дата принятия решения по проверке.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Если после составления акта, но до вынесения решения по камеральной проверке представлена уточненная декларация, моментом окончания проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока или, если проверка заканчивается ранее, дата, указанная в акте проверки
Письмо ФНС России от 23.07.2012 N СА-4-7/12100
ФНС России рассмотрела ситуацию, в которой при проведении камеральной проверки декларации, в которой заявлен НДС к возмещению, налогоплательщик представил уточненную декларацию после составления акта по первичной, но до принятия решения.
Отмечено, что моментом окончания камеральной проверки является истечение установленного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока либо, если проверка заканчивается ранее, дата, указанная в акте проверки. Отмечено также, что момент принятия инспекцией решений, предусмотренных п. 3 ст. 176 НК РФ, не может рассматриваться в качестве окончания камеральной налоговой проверки.
Постановление ФАС Уральского округа от 04.04.2013 N Ф09-2044/13 по делу N А47-7853/2012
Суд установил, что после составления акта проверки по первой уточненной декларации налогоплательщик представил вторую уточненную декларацию. Это было сделано до вынесения решения, однако при его принятии вторая декларация не была учтена. Суды нижестоящей инстанции признали решение инспекции недействительным, указав, что при таких обстоятельствах проверка считается оконченной в день вынесения решения.
ФАС, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, отметил следующее. Толкование понятия "окончание проверки", данное нижестоящими судами, противоречит не только п. 1, пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ, но и положениям ст. 81 НК РФ. Оно предоставляет налогоплательщику, узнавшему об обнаружении инспекцией ошибок, приведших к занижению подлежащей уплате суммы налога, возможность избежать ответственности, представив уточненную декларацию после составления акта проверки и до вынесения решения при условии уплаты до представления уточненной декларации недостающей суммы налога и соответствующих пеней.
Моментом окончания проверки суд признал дату, указанную в акте проверки.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2012 по делу N А66-428/2012
По мнению налогоплательщика, инспекция должна была прекратить камеральную проверку уточненной декларации, поскольку после составления акта по данной проверке была подана вторая уточненная декларация.
Суд, руководствуясь п. 9.1 ст. 88 НК РФ, указал, что моментом окончания камеральной проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ срока либо, если проверка закончена ранее, соответствующая дата, указанная в акте проверки. Исходя из этого, суд признал недействительным решение инспекции, принятое по результатам проверки уточненной декларации, а решение, принятое по результатам проверки второй уточненной декларации, - правомерным.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 по делу N А66-376/2012
Суд указал, что моментом окончания камеральной проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ срока либо, если проверка заканчивается ранее, дата, указанная в акте проверки.
Суд установил, что налогоплательщик подал вторую уточненную декларацию после составления инспекцией акта проверки по первой уточненной декларации, но до принятия по ней решения. ФАС отметил, что на момент подачи второй уточненной декларации проверка первой не была завершена.
Первая уточненная декларация от 18.05.2011 получена инспекцией 24.05.2011, срок ее камеральной проверки истекал 24.08.2011. Вторая направлена в инспекцию 16.08.2011, т.е. до истечения трехмесячного срока проверки. В данном случае содержащиеся во второй уточненной декларации показатели способны повлиять на установление факта наличия (отсутствия) в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ.
Консультация эксперта, 2012
Автор рассмотрел следующую ситуацию: организация представила декларацию, в ходе камеральной проверки которой выявлены ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога. После составления акта проверки, но до вынесения решения была представлена уточненная декларация (по истечении трех месяцев со дня представления первичной декларации).
По мнению автора, инспекция не обязана прекращать камеральную проверку первичной декларации и начинать проверку уточненной. Автор считает, что в данной ситуации применима позиция, изложенная в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2012 по делу N А66-428/2012. Согласно этому судебному акту моментом окончания камеральной проверки являются:
- истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока;
- если проверка заканчивается ранее трехмесячного срока - дата, указанная в акте проверки.
Позиция 2. Если после составления акта, но до вынесения решения по камеральной проверке представлена уточненная декларация, моментом ее окончания признается день вынесения решения по проверке
Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2013 по делу N А40-68918/11-129-295
Суд установил, что налогоплательщик представил в инспекцию первую уточненную декларацию 26.10.2010. При ее проверке 09.02.2011 был составлен акт, и 03.05.2011 принято решение. 08.04.2011 налогоплательщик подал вторую уточненную декларацию.
Суд указал, что моментом окончания камеральной проверки применительно к п. 9.1 ст. 88 НК РФ признается дата вынесения решения. В данном случае вторая уточненная декларация подана до вынесения решения, поэтому инспекция должна была прекратить камеральную проверку по первой уточненной декларации и начать новую проверку.
Суд отклонил довод инспекции о том, что камеральная проверка оканчивается в день составления акта проверки. ФАС отметил, что прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации. Решение по ранее поданной декларации не выносится.
Постановление ФАС Московского округа от 24.09.2012 по делу N А40-6180/12-99-34
Суд установил, что 06.04.2011 общество представило уточненную декларацию, 21.07.2011 был составлен акт, а 13.09.2011 приняты решения по проверке. 03.08.2011 общество представило вторую уточненную декларацию (после составления акта проверки, но до вынесения решения).
Суд указал, что под окончанием проверки понимается не буквальное окончание действий, которые проводятся до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения (поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком). Инспекция в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ обязана была прекратить камеральную проверку первой уточненной декларации и назначить новую проверку.