Может ли налоговый орган при проведении камеральной проверки истребовать журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 1 ст. 172, п. 8 ст. 88 НК РФ)?

В силу п. 8 ст. 88 НК РФ при подаче декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие согласно ст. 172 НК РФ правомерность налоговых вычетов.

Официальной позиции нет.

По данному вопросу существует две точки зрения.

Есть примеры судебных решений, согласно которым истребовать иные документы, кроме предусмотренных ст. 172 НК РФ, нельзя.

Одновременно есть судебные решения и работа автора, в которых признается правомерным истребование журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, поскольку он относится к числу документов, которые подтверждают право на применение вычета налогоплательщиком.

Подробнее см. документы

Позиция 1. При проведении камеральной проверки нельзя истребовать журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу N А55-10829/2011

Суд указал, что журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур не является в соответствии со ст. 172 НК РФ документом, подтверждающим правомерность применения вычетов. Истребование данного документа прямо запрещено п. 7 ст. 88 НК РФ.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 по делу N А69-336/2009

Суд указал, что непредставление налогоплательщиком в том числе журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур не является основанием для отказа в применении вычета, поскольку данный документ не подтверждает принятия товара (работ, услуг) к учету и согласно ст. 172 НК РФ не нужен для подтверждения права на вычет.

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2009 по делу N А55-13349/2008

Суд указал, что представление журнала полученных (выставленных) счетов-фактур не предусмотрено ни Налоговым кодексом РФ, ни иными актами законодательства о налогах и сборах РФ.

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.08.2008 по делу N А65-29899/07

Суд указал, что журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур предназначены для хранения как оригиналов счетов-фактур, так и их вторых экземпляров. Таким образом, они не являются документами, подтверждающими правомерность применения вычета.

Позиция 2. При проведении камеральной проверки можно истребовать журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.03.2011 N Ф03-574/2011 по делу N А37-3432/2009

Суд указал, что журнал учета полученных счетов-фактур относится к числу документов, которые подтверждают право на применение вычета налогоплательщиком.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Центрального округа от 16.06.2009 по делу N А48-5011/07-2-17

Консультация эксперта, 2012

По мнению автора, в случае представления декларации с суммой НДС к возмещению налоговый орган вправе истребовать журнал учета полученных счетов-фактур. Непредставление документов влечет налоговую ответственность.

Вправе ли налоговый орган истребовать документы, подтверждающие право на вычет, по истечении срока камеральной проверки? Правомерно ли применение вычета при их непредставлении (п. 8 ст. 88, п. 1 ст. 172 НК РФ)?

В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации.

Согласно п. 8 ст. 88 НК РФ при подаче декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие вычеты в соответствии со ст. 172 НК РФ.

Однако в Налоговом кодексе РФ не указано, может ли инспекция запросить такие документы после завершения камеральной проверки.

Официальная позиция заключается в том, что налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для камеральной проверки, только в ходе ее проведения, т.е. в течение трех месяцев. Есть примеры судебных решений, в том числе Постановление Президиума ВАС РФ, где указывается, что требование о представлении документов, подтверждающих вычеты, неправомерно, если оно направлено за пределами срока, отведенного на камеральную проверку. Есть работа автора, в которой содержится аналогичная точка зрения.

По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75

Финансовое ведомство разъяснило, что на основании п. 8 ст. 88 НК РФ инспекция при проведении камеральной проверки истребует у налогоплательщика пояснения и документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. При этом документы, необходимые для камеральной проверки, могут быть истребованы только в ходе ее проведения.

Аналогичные выводы содержит...

Консультация эксперта, 2009

Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09 по делу N А40-53471/08-118-252

Суд признал незаконным направление инспекцией требования о представлении документов, подтверждающих правомерность вычетов, спустя 11 месяцев после подачи обществом налоговой декларации. Решение инспекции, которым обществу отказано в применении налоговых вычетов и, как следствие этого, доначислены налоговые платежи, также является незаконным.

Постановление ФАС Московского округа от 21.03.2011 N КА-А40/1508-11 по делу N А40-57330/10-107-303

Суд счел неправомерным отказ налогоплательщику в вычетах НДС по причине непредставления им документов, подтверждающих вычеты. Суд установил, что уточненная декларация по НДС за октябрь 2007 г. была представлена в инспекцию 18 декабря. Согласно ст. 88 НК РФ камеральная проверка декларации должна была завершиться не позднее 18 марта 2009 г. Между тем требования о представлении документов инспекция направила после проведения проверки. В связи с этим налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности применения заявленных в декларации налоговых вычетов, если в установленный п. 2 ст. 88 НК РФ срок налоговый орган не обратился к нему с требованием представить документы, подтверждающие обоснованность данных вычетов.

Постановление ФАС Московского округа от 26.11.2010 N КА-А40/14322-10 по делу N А40-160453/09-4-1253

Суд указал, что п. 2 ст. 88 НК РФ устанавливает срок для проведения камеральной проверки, равный трем месяцам. Если в этот срок инспекция не обращается к налогоплательщику с требованием представить документы, подтверждающие вычеты по НДС, он вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности их применения. Таким образом, направление требования о представлении документов за пределами трехмесячного срока является незаконным.

Наши рекомендации