Может ли вышестоящий налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения (ст. 140 НК РФ)?

Из положений ст. 140 НК РФ следует, что при рассмотрении жалобы на решение инспекции вышестоящий налоговый орган может:

- оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

- отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

В Налоговом кодексе РФ прямо не указано на право вышестоящего налогового органа оставить жалобу налогоплательщика без рассмотрения.

По данному вопросу существует две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Имеются судебные акты и работы авторов, согласно которым вышестоящий налоговый орган не может оставить жалобу налогоплательщика без рассмотрения по формальным основаниям.

В то же время есть Постановления ФАС, в которых указано, что вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу налогоплательщика без рассмотрения.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Вышестоящий налоговый орган не может оставить жалобу без рассмотрения

Постановление ФАС Московского округа от 22.06.2012 по делу N А40-107176/11-99-462

Суд установил, что вышестоящий налоговый орган оставил апелляционную жалобу налогоплательщика без рассмотрения на том основании, что она подписана неуполномоченным лицом.

ФАС указал, что налоговым законодательством установлен конкретный срок для рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы и принятия решения по существу (с учетом возможности получения дополнительной информации и документов по жалобе). Управление оставило апелляционную жалобу без рассмотрения, исходя лишь из формального основания, не приняв во внимание указанные выше обстоятельства, не запросив уточняющую информацию и документы.

Вместе с тем досудебный порядок урегулирования спора создает гарантии принятия налоговым органом обоснованного и законного решения, соблюдения прав налогоплательщиков, поэтому формальное отношение к данному правовому механизму недопустимо.

Таким образом, принимая решение об оставлении жалобы без рассмотрения, управление не достигло целей досудебного урегулирования спора, оставив вопрос о законности и обоснованности ненормативного правового акта инспекции неразрешенным.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.07.2012 по делу N А46-12641/2011

Постановление ФАС Московского округа от 24.06.2011 N КА-А40/6183-11 по делу N А40-107901/10-90-568

Суд указал, что вышестоящий налоговый орган, оставляя апелляционную жалобу без рассмотрения, вышел за пределы полномочий, предусмотренных п. 2 ст. 140 НК РФ.

Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2010 N КА-А40/6780-10 по делу N А40-4228/10-118-64

Суд указал, что п. 2 ст. 140 НК РФ установлен закрытый перечень решений, принимаемых вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, который не предоставляет права оставлять апелляционную жалобу без рассмотрения, в том числе в связи с нарушением порядка и формы, предъявляемых к их содержанию. Печать организации или индивидуального предпринимателя не является обязательным реквизитом письменных документов, в том числе апелляционных жалоб налогоплательщиков. Поскольку такого обязательного условия как заверение апелляционной жалобы печатью организации ст. 139 НК РФ не содержит, требование о подобном заверении является неправомерным.

Постановление ФАС Московского округа от 06.08.2009 N КА-А40/7303-09 по делу N А40-91981/08-107-490

Суд отметил, что п. 2 ст. 140 НК РФ установлен закрытый перечень решений, принимаемых вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалоб. Налоговый орган не вправе прекращать производство или возвращать апелляционные жалобы в случае ненадлежащего их оформления (подпись генерального директора в жалобе не заверена печатью).

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Московского округа от 05.08.2009 N КА-А40/7264-09 по делу N А40-92824/08-87-470

Консультация эксперта, 2011

Консультация эксперта, 2010

Постановление ФАС Московского округа от 11.04.2011 N КА-А40/2304-11-2 по делу N А40-90939/10-114-400

Суд установил, что к апелляционной жалобе была приложена копия доверенности представителя общества, оригинал которой ранее прилагался к возражениям налогоплательщика. Как указал суд, в п. 2 ст. 140 НК РФ содержится закрытый перечень решений, которые принимает вышестоящий налоговый орган по результатам рассмотрения жалоб. Инспекция не имеет права оставлять жалобы без рассмотрения в связи с нарушением порядка и формы, предъявляемой к их содержанию.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2011 по делу N А56-49110/2010

Суд установил, что к апелляционной жалобе была приложена заверенная копия доверенности представителя налогоплательщика. Однако налоговый орган оставил жалобу без рассмотрения по причине отсутствия оригинала доверенности. Суд признал это незаконным, поскольку у инспекции нет права требовать приобщения к жалобе документов по своему усмотрению. При этом суд отметил, что инспекция, получившая апелляционную жалобу, направила ее в вышестоящий налоговый орган, соответственно, у нее не возникло сомнений в полномочиях доверенного лица, подписавшего жалобу.

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2010 по делу N А65-29253/2009

Суд указал, что п. 2 ст. 140 НК РФ установлен закрытый перечень решений, принимаемых вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалоб. Инспекция не имеет права оставлять жалобы без рассмотрения в связи с нарушением порядка и формы, предъявляемой к содержанию, при непредставлении вместе с жалобой доверенности на лицо, подписавшее жалобу.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2012 по делу N А27-14770/2011

Суд указал, что вышестоящий налоговый орган не вправе отказать в рассмотрении жалобы на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности в той части, в которой это решение не обжаловалось в апелляционном порядке.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2010 по делу N А82-14570/2009 (Определением ВАС РФ от 06.07.2010 N ВАС-8861/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2010 N КА-А40/4879-10 по делу N А40-96067/09-76-646

Суд установил, что инспекция своим решением оставила жалобу налогоплательщика без рассмотрения на основании п. 12 Административного регламента ФНС, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н, поскольку жалоба представлена не на бланке организации, без указания полномочий лица, подписавшего жалобу, и документов, подтверждающих его полномочия на представление жалобы. Суд указал, что по жалобе не было принято решение, предусмотренное п. 2 ст. 140 НК РФ, оставление жалобы без рассмотрения является нарушением налогового законодательства.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2010 по делу N А56-22841/2010

Суд установил, что апелляционная жалоба налогоплательщика была оставлена без рассмотрения, поскольку к ней была приложена незаверенная копия доверенности подписавшего ее лица. Суд указал, что оставление жалобы без рассмотрения не предусмотрено п. 2 ст. 140 НК РФ, и обязал вышестоящий налоговый орган рассмотреть жалобу.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2011 по делу N А42-5833/2010

Суд установил, что инспекция оставила жалобу налогоплательщика без рассмотрения, поскольку в доверенности представителя налогоплательщика, подавшего жалобу, не были указаны полномочия по обжалованию актов, действий и бездействия налоговых органов. Суд указал, что в п. 2 ст. 140 НК РФ не предусмотрено оставлять жалобу без рассмотрения. Кроме того, в доверенности оговорено право выступать от имени налогоплательщика в органах при рассмотрении административных дел и решении правовых вопросов.

Консультация эксперта, 2008

Автор приводит судебную практику в подтверждение того, что вышестоящий налоговый орган не вправе оставить без рассмотрения жалобу налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к ответственности, если жалоба подана в установленный срок и подписана надлежащим лицом.

Аналогичные выводы содержит...

Статья: Административный порядок урегулирования налоговых споров (Сафронов С.А.) ("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)

Позиция 2. Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2009 N Ф03-7808/2009 по делу N А51-2623/2009

Суд признал правомерным письмо вышестоящего налогового органа об оставлении жалобы налогоплательщика без рассмотрения. Суд отметил, что согласно п. 2 ст. 140 НК РФ может быть вынесено одно из решений, определенных данной нормой. При этом жалоба должна быть рассмотрена по существу.

В данном случае вышестоящая инспекция не рассматривала жалобу по существу заявленных требований. В связи с этим у нее отсутствовали основания для принятия соответствующего решения. Жалоба налогоплательщика возвращена в связи с тем, что ее заявило неуполномоченное физическое лицо.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.12.2009 N Ф03-7507/2009 по делу N А51-2620/2009

Суд признал правомерным решение вышестоящего налогового органа об оставлении без рассмотрения жалобы налогоплательщика. К такому выводу суд пришел на основании того, что приложенная к жалобе ксерокопия доверенности представителя налогоплательщика не была заверена в установленном порядке.

Наши рекомендации