Классификация методов регулирования и управления кредитными рисками
Методы регулирования кредитных рисков можно классифицировать по следующим критериям:
– время (этап) регулирования,
– способы минимизации,
– используемые для регулирования инструменты.
В зависимости от времени совершения регулирование охватывает два этапа кредитного процесса:
• предварительный (снижение вероятности потерь от кредитной операции достигается посредством глубокого анализа возможности выдачи кредита)
• последующий(эффективность регулирования во многом определяется организацией внутреннего контроля за кредитными рисками)
По способам минимизации методы регулирования кредитных рисков можно разделить на шесть групп, выделив методы, направленные на:
– предотвращение риска;
– перевод риска;
– поглощение риска;
– компенсацию риска;
– распределение риска;
– диверсификацию.
При предотвращении рискамогут быть два варианта:
– Первый - отказ в выдаче кредита, сопряженного с рискованным мероприятием (объектом кредитования);
– Второй - предоставление кредита при условии контроля системы защиты от возможного его невозвращения.
Методы перевода риска:
– предполагают создание ситуации, при которой риск берет на себя третье лицо, в том числе государство.
Способы поглощения риска:
– направлены на нейтрализацию возможного ущерба при наступлении вероятного события или несрабатывания иных способов его минимизации; первичным способом такого поглощения риска является формирование резерва на возможные потери по судам, конечным способом выступает имущество заемщика, покрывающее долг и уплату процента в случае наступления вредоносного события.
Способы компенсации риска:
– направлены на уравнение последствий риска посредством механизма сохранения безубыточного состояния; примером компенсации может служить открытие заемщиком депозита в кредитной организации, предоставляющей ему кредит; в качестве компенсирующего способа может выступать и заклад.
Способ разделение общей (целой) совокупности рисков (риска) на отдельные части:
– на практике это находит свое отражение при оформлении консорциальных кредитов, рассредоточении кредитования различных типов заемщиков (различных отралей, юридических и физических лиц), объектов, сроков кредита и т.п.
– разделение совокупного риска кредитных вложений означает, что кредиты, предоставленные экономическим субъектам, рассредоточиваются по срокам, отраслевой направленности и т.п.,
При диверсификации:
– происходит расширение диапазона кредитования, обновляется кредитный портфель, появляются новые услуги, связанные с кредитованием.
Управление кредитным портфелем предусматривает определение:
– критериев оценки кредитов, составляющих кредитный портфель;
– определение структуры кредитного портфеля в размере группы классифицированных кредитов;
– круга показателей, необходимых для оценки ссуд, составляющих кредитный портфель;
– качества кредитов, в том числе с позиции риска по каждой группе и всей совокупности кредитов;
– Причин изменения структуры кредитного портфеля;
– достаточной величины резерва для покрытия нерационального размещения ссуд;
– круга мероприятий по улучшению качества и структуры кредитного портфеля, управления кредитным портфелем.
Билет 19
1. Управление привлечёнными ресурсами, его элементы, методы и инструменты.
Привлечённые средства составляют большую часть пассивов банка, которые в несколько раз превышают его собственные средства. Фактически, привлечённые средства банка-это основной источник формирования ресурсов, направленный на проведение активных операций. К привлечённым средствам банка относятся: - остатки средств на текущих, бюджетных и расчётных счетах клиента; -сберегательные и срочные вклады юридических и физических лиц; -вклады до востребования; -различные виды депозитных счетов таких, как: условные, залоговые, брокерские, целевые депозиты, депозиты в иностранной валюте, средства на кор.счетах в других банках. В банковской практике все счета клиентов, открытые в банке, называются депозитами, а привлечённые средства - депозитными обязательствами. В современных условиях целью банковского менеджмента в сфере управления обязательствами является привлечение достаточного объёма средств с наименьшими затратами для финансирования активных операций. Для обеспечения желаемой структуры объёмов и уровней расходов по депозитным обязательствам используют различные методы: 1. Ценовые; 2. Не ценовые. Ценовые методы заключаются в использование %-ой ставки по депозитам как основного рычага в конкурентной борьбе за свободные денежные средства юридических и физических лиц. Не ценовые методы заключаются в использование разнообразных приёмов поощрения клиентов, которые напрямую не связаны с изменением уровня депозитных ставок (реклама, бонусы, скидки). Не ценовые методы базируются на маркетинговых исследованиях рынка. Определяя уровень ставки, менеджер принимает в расчёт, что цена ресурсов трансформируется в цену кредита, которая, в свою очередь, отражается в ценах на товары и услуги для потребительского населения. Использование научных подходов к определению уровня %-ых ставок позволяет проводить взвешенную ценовую политику в сфере привлечения средств.
2. Кредитная политика КБ.
Кредитная политика банка-это программа и направление действий кредитной организации в области предоставленных займов юридическим и физическим лицам.
Кредитная политика является внутренним документом банка, определяющим основные подходы к кредитованию и требования к заёмщикам с учётом сложившейся текущей экономической ситуации.
По своей сути, кредитная политика выражает философию (общий подход) к кредитной деятельности банка.
Кредитная политика является общим руководством к действию в работе кредитной службы банка. В основе кредитной политики заложено приемлемое соотношение для КО риска доходности проводимых операций.
На состав кредитной политики банка влияют различные факторы, которые классифицируются на макроэкономические внешние и микроэкономические внутренние.
· Макроэкономические составляющие - это политическая ситуация в стране, политическая стабильность, состояние национальной валюты, уровень инфляции и %-ых ставок, конкуренция (данными факторами кредитная организация самостоятельно управлять не может).
· Микроэкономическими факторами являются ресурсная база, клиентская база, стоимость привлечённых денежных ресурсов, специализация и ликвидность кредитных учреждений, подбор и квалификация персонала.
В основе организации кредитной политики положена основная цель банка: получение максимальной прибыли при минимальном уровне риска. Для достижения данной цели в составе кредитной политики могут выделять следующие задачи: 1) направление кредитования; 2) технологическое осуществление кредитных операций; 3) контроль в процессе кредитования.
Кредитная политика проводится по 2-ум основным направлениям: 1) по работе с юридическими лицами; 2) по работе с физическими лицами.
· Кредитная политика в работе с юридическими лицами направлена на развитие долгосрочных отношений с заёмщиками. При осуществлении таких сделок к ним предъявляются следующие требования: - прозрачные схемы получения доходов компании; - устойчивость и доходность бизнеса; - наличие собственного капитала; - возможность предоставления обеспечения.
· Кредитная политика в отношение физических лиц состоит в осуществлении работы с различными клиентами, с выбором той или иной модели скоринга и разработки кредитных продуктов.
Кредитная политика в данном направлении ориентирована на различное кредитование в торговых сетях, автокредитование, предоставление ипотечных займов.
При проведении кредитной политики необходимо соблюдение её соответствующим основным нормам законодательства и права, при этом главным регулятором выступает ЦБ.
Кредитная политика банка должна соответствовать следующим критериям: - соответствовать требованиям ЦБ РФ и законодательства; - наличие обоснованной миссии и её соответствие целям, принятым в банке; - соответствие кредитной культуре банка; - наличие концепций по управлению рисками.
Кредитная политика является важной составляющей активной части общей банковской политики, при этом кредитная политика определяет уровень риска, который готов принять на себя банк, предоставляя кредит заёмщику.
Билет 20
1. Депозитная политика КБ.
В современной практике основным документом, который определяет порядок привлечённых ресурсов банком является депозитная политика банка. Депозитная политика банка- это политика, которую банк разрабатывает самостоятельно на основе стратегического плана, анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы, исходя из перспектив её развития, в тесной взаимосвязи с кредитной и инвестиционной политикой. Депозитная политика определяет стратегию банка по привлечению средств для выполнения уставных требований целей и задач работы банка. В документе «Депозитная политика банка» отражаются: 1. Перспективы роста собственных средств; 2. Соотношение между собственными и привлечёнными средствами; 3. Структура привлечённых и заёмных средств; 4. Предпочтительные вклады и депозиты; 5. Сроки привлечения вкладов и депозитов; 6. Способы привлечения депозитов; 7. Основной контингент по вкладам и депозитам; 8. Соотношение между рублёвым и валютным депозитами; 9. Новые формы привлечения средств в депозиты; 10. Меры по соблюдению нормативов риска банка по привлечённым средствам. Для проведения депозитной политики в структуре банка предусматривают подразделения, деятельность которых связана с депозитной политикой: 1. Казначейство; 2. Финансовое управление; 3. Управление развития бизнеса; 4. Кредитное управление; 5. Управление ценными бумагами. Кроме специфичных структурных подразделений в данном процессе активное участие принимают Правление банка и Комитет по управлению активами и пассивами. Одновременно с депозитной политикой, в рамках целей и задач банка, разрабатывается %-ая политика. В последние годы российские банки обращают внимание на зарубежный опыт привлечения средств, который включает: 1. Повышение %-ой ставки по вкладам инвестиционного характера; 2. Предоставление клиентам бесплатно небанковские услуги; 3. Использование «тихой» рекламы (рассылка смс, почтовые письма, открытки); 4. Поощрения постоянных клиентов особыми наградами («За верность банку»).
1. Правовые основы управления кредитом.
Кредитные взаимоотношения регулируются системой нормативных и законодательных актов, которая включает: -ФЗ «О банках и банковской деятельности»; -ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)»; -ГК РФ. Кредитные взаимоотношения возникают между банком и юридическими и физическими лицами и предполагает предоставление банком средств заёмщику на принципах возвратности, платности и срочности. Деятельность тех банков, которые имею лицензию на осуществление валютных операций, основой и регулированием кредитных отношений выступает ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». ГК РФ характеризует понятия «за ём» и «кредит». Согласно Федеральному законодательству, кредитные взаимоотношения совершаются на договорной основе. При этом, определяются права и обязанности сторон. Со стороны заёмщика-соблюдать условия договора, со стороны кредитора-создавать резервы, организовывать внутренний контроль и принимать законные меры для взыскания задолженности. В кредитных взаимоотношениях особую роль играет ЦБ РФ, который выступает основным организатором кредитной деятельности на внутреннем национальном рынке. При этом, он создаёт систему нормативных актов и инструкций об организации денежного обращения и кредитования: Инструкция ЦБ РФ от 30.06.1997г. «О порядке формирования резерва на возможные потери по ссудам», Положение от 31.07.1998г. «О порядке предоставления (размещения) кредитной организацией денежных средств и их возврата (погашения)». Управление кредитом- это целостная система взаимодействия различных элементов: 1. Технико-психологический блок; 2. Блок стратегического и целевого ориентирования; 3. Блок субъектов и объектов кредитования; 4. Блок перспективных и текущих планов; 5. Блок нормативных актов и ФЗ, Инструкций и Положений ЦБ РФ; 6. Блок информационного, методологического и научного обеспечения; 7. Блок кадрового обеспечения и системы кредитования. Формирование системы кредитования индивидуально для каждого КБ и соответствует целям, задачам и миссии банка. В процессе управления кредитными рисками КБ ориентируется на действующее законодательство, которое принимает в расчёт рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (Письмо БР от 16.05.2012г. № 69-Т).
Билет № 21.