Перспективы развития и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации
Основной задачей правового и методологического обеспечения бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств в интересах общества, т.е. получение наибольшего объема общественных благ в условиях ограниченности финансовых ресурсов, консолидируемых в бюджете.
В гл. 24 БК предусмотрен целый ряд статей, регламентирующих возможные изменения лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований. Однако в ходе исполнения бюджета обстоятельства могут измениться таким образом, что, либо потребуется дополнительное финансирование для реализации запланированного мероприятия, либо, наоборот, представится возможность обойтись меньшими затратами. Иногда для своевременного принятия необходимых решений оказывается вполне достаточно полномочий по изменению бюджетных показателей, предоставляемых БК главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств.
Конфликты рациональности и законности зачастую не позволяют дать однозначную оценку действиям исполнительной власти при исполнении бюджета.
Закон о бюджете санкционирует расходование бюджетных средств в указанных в нем объемах и по указанным направлениям, и является основным документом, необходимым исполнительной власти для легитимного расходования средств бюджета очередного года. При этом главным параметром исполнения или не исполнения закона о бюджете является соответствие фактических объемов бюджетного финансирования показателям, утвержденным в законе о бюджете. Таким образом, для исполнительной власти главным в законе о бюджете является финансовая составляющая этого документа.
Представительная же власть, утверждая закон о бюджете, ожидает от исполнительной власти исполнения конкретных мероприятий, целевых программ и решения конкретных задач в интересах избирателей, для чего, собственно, и «разрешает» исполнительной власти потратить соответствующие средства бюджета. При этом регламентация программ не редко носит довольно общий характер: детализация этапов не достаточно подробна, а формулировки допускают слишком широкое толкование.
Устранение такого рода проблем бюджетного процесса представляется возможным при комплексном подходе к их решению. В числе первоочередных мер наиболее значимыми являются:
1. Введение натуральных показателей в структуру закона о бюджете и закона об исполнении бюджета в качестве целевых задач и критериев оценки исполнения бюджета соответственно.
2. Предоставление органам исполнительной власти более широких полномочий на этапе исполнения бюджета с повышением ответственности должностных лиц органов исполнительной власти.
3. Повышение эффективности системы общественного контроля над исполнением бюджетного процесса.
Введение в бюджет натуральных показателей в качестве целевых задач позволяет рассматривать бюджет, как документ, определяющий перечень ожидаемых результатов мероприятий, финансируемых из бюджета. В этом случае, руководствуясь одним из основных направлений Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, а именно «совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования», расходную часть бюджета целесообразно изначально формировать на основе целевых статей. Основным предметом обсуждения и утверждения в процессе принятия закона о бюджете вместо финансовых показателей при этом становятся конкретные мероприятия. Т.е. на первом плане оказывается главное – деятельность государства, а не второстепенное – финансовое обеспечение этой деятельности.
Степень детализации натуральных показателей, т.е. подробность описания ожидаемого от осуществления мероприятия или программы результата, должна определяться представительным органом власти в процессе рассмотрения и утверждения закона о бюджете на очередной год.
В свою очередь финансовые показатели закона о бюджете и закона о его исполнении приобретают вспомогательный характер. Но финансовые показатели в законе об исполнении бюджета необходимы для последующей оценки эффективности и рациональности деятельности органов исполнительной власти. Результаты такой оценки должны служить основанием, как для совершенствования бюджетного законодательства, так и для применения административных и иных предусмотренных законом мер в отношении отдельных исполнителей.
Использование в законе о бюджете натуральных показателей влечет необходимость внесения определенных изменений в алгоритм составления и рассмотрения бюджета, что соответствует одному из основных направлений Концепции, предусматривающему «упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета».
Проверка полноты исполнения бюджета в части натуральных показателей может проводиться не только силами Контрольно-счетных органов (КСО) и привлеченных аудиторских компаний, но и депутатами лично, либо силами приданного им административного аппарата, а также общественными организациями и гражданами в рамках полномочий, установленных действующим законодательством.
КСО должен консолидировать информацию, полученную как самостоятельно, так и из сторонних источников (аудиторские фирмы, депутаты, общественные организации и граждане), и на ее основе проводить анализ эффективности и законности исполнения бюджета. Сводная информация о результатах внешнего аудита направляется в законодательный и исполнительный органы государственной власти.
Информация о бюджетном процессе должна быть максимально доступна для общества. Поэтому следует законодательно закрепить обязательность публикации в СМИ не только законов о бюджете и его исполнении, но и иных документов, регламентирующих формирование и расходование бюджетных средств, а также официальных материалов КСО по контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям в полном объеме.
Вопрос доступности, полноты и формата представления сведений о бюджетном процессе важен для формирования независимой общественной оценки деятельности представительной и исполнительной власти общественными организациями, политическими партиями и отдельными гражданами.
Заключение
Государственная бюджетная система Российской Федерации представляет собой чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система Субъектов Федерации, которая объединяет множество бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в Единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий.
Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Наиболее удачный вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается.
В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.
Формирование расходной части бюджета адекватной доходной, грамотное проведение инвестирования на развитие экономики города, использование современных экономических инструментов для покрытия бюджетного дефицита, вот основные направления для его устойчивости.
В системе бюджетного федерализма важное значение принадлежит межбюджетному перераспределению финансовых ресурсов - оказанию финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий. Бюджетное выравнивание состоит в обеспечении определенного уровня государственных услуг на всей территории страны. Система финансовой помощи бюджетам других уровней должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышении эффективности бюджетных расходов.
Состояние российской экономики в настоящее время указывает на необходимость сочетания более широкой официальной бюджетной автономии на нижестоящих уровнях органов государственного управления с расширением круга бюджетных полномочий федерального правительства. Это позволило бы избежать ситуацию, при которой расширение автономии региональных органов может помешать решению задач финансового контроля в контексте общей макроэкономической ситуации, повысить эффективность трансфертов и мер политики в отношении социальной сферы, имеющих целью устранение различий между регионами, и возложить на федеральное правительство ответственность за исполнение собственных поручений в отношении государственных расходов.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ от 11.04.2014
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации
4. Налоговый кодекс РФ
5. Алксандров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие/ И.М. Александров, О.В. Субботина – М.: Дашков и К, 2009.-448с.
6. Артемьева С.С. Бюджетная система РФ : учеб. пособие / С.С. Артемьева. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. — 116 с.
7. Артемьева С.С. Межбюджетные отношения: вопросы теории и практики / С.С. Артемьева. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - 136 с.
8. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. , - М.: Дашков и К, 2011. – 568с.
9. Бюджетная система России : учеб. для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 703 с.
10. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. О. Врублёвский, М. Романовского. – СПб. : Питер, 2010. – 576 с.
11. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец.: рек. Минобразования России / А.С. Нешитой. - Изд. 6-е, испр. и доп. - М.: Дашков и К0, 2012. - 307 с.
12. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / В.Д. Фетисов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 367 с.
13. Ковалёва Т.М. Финансы и кредит: учебное пособие/ Т.М. Ковалёва,- 2-е изд., перераб. и доп.-М.:КНОРУС, 2013.-376с.
14. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец.: рек. Минобразования России / под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2014. - 544 с.
15. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 479 с.
16. Государственные и муниципальные финансы: / под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е иэд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 319 с.
17. Полозков М.Г. Эффективное бюджетное выравнивание в системе межбюджетных отношений региона // Финансы, № 4, 2010.