Бюджетный процесс в Российской Федерации, задачи, принципы организации, направления совершенствования в рамках Концепции реформирования бюджетного процесса

бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Задачи бюджетного процесса:

1) максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов,

2) определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития,

3) установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема,

4) согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций в экономике,

5) сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

6) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня,

7) повышение роли бюджетного планирования (прогнозирования),

8) контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

- глава государства;

- органы законодательной власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и местного финансового контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители бюджетных средств.

Основными принципами организации бюджетного процесса являются:

- единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета, которые состоят в том, что бюджетная система России должна объединять все бюджетные доходы и расходы в федеральном бюджете, территориальных бюджетах и местных бюджетах в соответствии с законодательством,

- реальность планируемых бюджетных доходов,

- гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса проектные показатели подвергаются всестороннему обсуждению,

- соблюдение бюджетной классификации выражается в том, что при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы,

- периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год.

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации разработана во исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации "Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации" и направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Цели и основные направления реформирования бюджетного процесса

Целью предлагаемой в настоящей Концепции реформы бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:

1) реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;

2) выделение бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств;

3) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

4) развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

5) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

На современном этапе при адаптации к современным стандартам развитых стран, стоит учитывать и мировой финансовый кризис, адаптировать бюджетный процесс и бюджетную систему и сам бюджет к современным условиям.

32. Бюджетный процесс на федеральном уровне

Бюджетный процесс – деятельность органов власти по поводу составления, рассмотрения проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, а также контроль за его исполнением, закрепленная в законодательном порядке.

Этапы бюджетного процесса:

1) Составление, рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета

2) Исполнение бюджета

3) контроль за исполнением бюджета.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент РФ

- Правительство РФ

- Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации)

- Счетная Палата

- Министерство финансов РФ

- ФНС РФ, ФТС РФ, ФСФР РФ, ФБН, Федеральное Казначейство и т.д

- Центральный банк РФ

- Главные распорядители, распорядители и бюджетополучатели и т.д.

Бюджетный процесс на федеральном уровне является ориентиром, под который подстраивается бюджетный процесс на региональном уровне, а под него в свою очередь подстраивается бюджетный процесс на муниципальном.

Федеральный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Первый этап формирования федерального бюджета - разработка и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики России на очередной финансовый год.

Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов и по получателям бюджетных средств.

Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством России в десятидневный срок.

Далее проект бюджета направляется Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, которому на принятие решения отводится 14 дней. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

33. Бюджетирование, ориентированное на результат, содержание и внедрение

Бюджетирование, ориентированное на результат(БОР) - это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых непосредственных и конечных результатов использования бюджетных средств.

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), или программно-целевой метод финансирования государственных расходов, является одним из инфраструктурных институтов государственного управления, альтернативой которому выступает сметное бюджетирование. В соответствии с принципами БОР, формирование бюджета происходит на основе обеспечения прямой взаимосвязи между общественно значимыми конечными результатами и бюджетными ресурсами, с помощью которых финансируется программная деятельность субъектов бюджетного планирования для обеспечения достижения поставленных целей. В системе БОР выделяются три компонента, взаимно дополняющие друг друга:

1. стратегическое планирование на основе распределения ограниченных бюджетных ресурсов exante между различными направлениями использования в соответствии с установленными приоритетами;

2. ориентация на отчетность главным образом по результату, а не только по соблюдению процедур расходования средств (включая сроки их освоения);

3. управление в рамках субъектов бюджетного планирования с их координацией в решении межведомственных задач.

Наши рекомендации