Предприятия при землеустройстве

Б1.В.ОД.10 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

Лабораторная работа. Обоснование бизнес-плана развития

Сельскохозяйственного предприятия при землеустройстве

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Направления подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Профили подготовки

Землеустройство

Земельный кадастр

Городской кадастр

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Уфа 2016

УДК 332

ББК 65.32 - 5

Л 12

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета природопользования и строительства

(протокол №___ от «___» ____________ 2016 г.)

Составитель: к.э.н., доцент А.Н. Кутлияров

Рецензент: к.э.н., доцент Р.Ф. Акчурина

Ответственный за выпуск:
зав. кафедрой землеустройства, к.с.-х.н., доцент Э.И. Галеев

г. Уфа, БГАУ, кафедра землеустройства

Лабораторная работа №4

Обоснование бизнес-плана развития сельскохозяйственного

предприятия при землеустройстве

1 Цель работы

Научится составлять бизнес- план сельскохозяйственного предприятия, а также оценивать эффективность создания крестьянского хозяйства на основе бизнес-плана.

2 Общие сведения

Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы их решения. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос, стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Вместе с тем это постоянно действующий документ, в который вносят изменения и дополнения, связанные с переменами как внутри предприятия, так и во внешней экономической среде. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с реальными финансовыми возможностями предприятия. Такой план позволяет решать целый ряд важных задач:

обоснование экономической целесообразности направлений развития предприятия;

расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (в первую очередь объемов продаж и доходов на капитал);

определение источников финансирования выбранной стратегии, то есть способов привлечения финансовых ресурсов.

Бизнес-план выполняет три основные функции.

Во-первых, он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса. Появляется возможность тщательно отработать стратегию и избежать ошибок еще «на бумаге», а не в реальности, рассмотрев свое предприятие со всех сторон — маркетинга, финансов и производства.

Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности предприятия за определенный период. Например, финансовый раздел бизнес-плана может быть использован в качестве основы для составления бюджета производственной деятельности и тщательного контроля над его исполнением. По про­шествии некоторого времени (по сути, периодически) с бизнес-планом следует сверяться, чтобы выявить, по каким показателям предприятие отклонилось от него, можно ли считать эти отклонения благоприятными или нежелательными, а также определить, как должна развиваться фирма в будущем.

Наконец, в-третьих, бизнес-план нужен для привлечения денежных средств. Большинство кредиторов или инвесторов не ста­нут вкладывать деньги в бизнес, не увидев бизнес-плана.

Зачастую представление о бизнес-плане связывается с мыслью о предприятии, которое только намечается организовать. Это далеко не всегда справедливо. Предприятиям, уже прошедшим стадию становления, также следует составлять бизнес-планы; более того, они даже имеют определенные преимущества по сравнению со вновь организуемыми. Цифры, закладываемые в план, имеют надежное обоснование в виде результатов их деятельности. И замыслы, которые они намечают на будущее, опираются на их прошлую стратегию, вбирая в себя то, в чем предприятие добилось успехов, или то, чему оно научилось на своих ошибках.

Во многих отношениях бизнес-план для любого предприятия становится первым опытом стратегического планирования. Важно понять, что такое планирование может производиться не только на крупных фирмах; оно жизненно необходимо и для небольших производств, часто испытывающих недостаток в ресурсах, кото­рые позволили бы им выправить свое положение в случае допуще­ния каких-либо ошибок.

Организация нового сельскохозяйственного предприятия или крестьянского (фермерского) хозяйства — серьезное дело. Хотя статистические данные о причинах и проценте неудач в этом бизнесе достаточно изменчивы и противоречивы, есть основания полагать, что риск здесь достаточно велик, особенно впервые несколько лет деятельности. Сельскохозяйственные предприниматели должны действовать, продумав все до мелочей, а это предполагает скрупулезную подготовку бизнес-плана.

Прежде чем определить место бизнес-плана в системе проектно-сметной землеустроительной документации, следует остановиться на некоторых понятиях и терминах, являющихся ключевыми при подготовке проектов.

До недавнего времени ни у кого не вызывал вопросов смысл термина «проект». Каждый, имеющий отношение к этому делу, знал, что это чертежи и сметно-финансовые расчеты, на основе которых можно, например, что-то построить, организовать территорию и т. п.

В современном понимании (и в достаточно упрощенной трактовке) понятие «проект» включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решение проблемы) и ожидаемые к получению результаты.

Промежуток времени между началом реализации и моментом ликвидации называется жизненным циклом проекта. Таким образом, каждый проект независимо от его сложности и объема работ проходит в своем развитии определенные фазы: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».

Это упрощенное представление о «начале» и «конце» жизни проекта требует уточнения. В землеустроительном производстве началом проекта может быть, например, момент зарождения идеи образования нового сельскохозяйственного предприятия или крестьянского (фермерского) хозяйства, оформленной в виде пожелания лиц, имеющих на это право. Сложнее обстоит дело с окончанием проекта; таковым можно считать:

достижение проектом заданных результатов;

начало работ по внесению в проект серьезных изменений;

момент полной амортизации активной части основных фондов.

В мировой практике принято выделять следующие фазы проекта:

прединвестиционную (предварительные исследования до окон­чательного принятия решения);

инвестиционную (рабочее проектирование, строительство);

эксплуатационную (хозяйственная деятельность предприятия).

Подготовка проектно-сметной документации осуществляется в прединвестиционной и частично в инвестиционной фазах. В свою очередь, фазы разделяются на стадии и этапы, которым соответствуют свои цели, методы и механизмы реализации.

Главная проблематика проектов землеустройства в настоящее время — решение первоочередных задач по стабилизации агропромышленного производства, в том числе:

освоение эффективных форм хозяйствования;

развитие сельской инфраструктуры;

осуществление земельной реформы, формирование и становле­ние качественно новой структуры аграрного сектора, основанной на рациональном сочетании крупного, среднего и мелкого производства, на разнообразии форм собственности.

Разрабатываемые сейчас в землеустроительном производстве проекты формирования новых землепользований не содержат исходной информации, достаточной для составления бизнес-плана. Эти проекты по своему существу носят эскизный характер и обеспечивают лишь организационно-территориальные и правовые основы формирования новых землепользований.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) — основной проектный документ, обеспечивающий альтернативное рассмотрение проблем, связанных со всеми аспектами организации и хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия или крестьянского хозяйства. Бизнес-план выступает как форма представления ТЭО и является промежуточным документом в системе проектно-сметной документации, которая должна разрабатываться при реформировании сельскохозяйственных предприятий.

Стадии проектирования в данном случае могут быть следующими:

эскизный проект формирования новых землепользований на базе реформируемого сельскохозяйственного предприятия;

ТЭО образования землепользований сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств;

бизнес-планы развития сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств;

проекты внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий, крупных и средних крестьянских хозяйств;

рабочие проекты.

3 Содержание и структура бизнес-плана

Содержание бизнес-плана и степень его детализации, прежде всего, зависят от масштабов проекта и сферы, к которой он относится, а также от характера создаваемого предприятия. Структура бизнес-плана органически вытекает из его назначения как документа, в котором по определенной схеме систематизированы результаты прединвестиционных исследований.

Схемы систематизации разделов, используемые в российской и зарубежной практике, по сути, одинаковы и различаются только по форме представления и расположению частей.

Поэтому можно считать, что содержание и структура бизнес-плана более или менее стандартны, и он должен включать следующие разделы:

резюме;

краткое описание проекта;

продукция и услуги;

план маркетинга;

производственный план;

организационный план;

финансовый план.

предприятия при землеустройстве - student2.ru предприятия при землеустройстве - student2.ru На основе обобщения имеющихся рекомендаций ниже дано принципиальное содержание бизнес-плана проекта образования землепользования сельскохозяйственного предприятия.

Резюме. Этот вводный раздел бизнес-плана представляет содержание всех последующих разделов. Отчасти он носит реклам­ный характер и потому должен содержать обоснование его выгод­ности для инвесторов.

С этой целью в резюме включают следующие характеристики проекта:

суть предлагаемых действий;

возможности реализации проекта в конкретных рыночных условиях;

ожидаемые результаты;

совокупную стоимость проекта и потребность в финансировании;

возможные источники финансирования и условия кредитования;

предлагаемые гарантии по возврату кредита;

показатели эффективности: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутреннюю норму доходности и срок окупаемости инвестиций.

Краткое описание проекта.Этот раздел, как и резюме, пишется в последнюю очередь, уже после того, как составлен весь бизнес-план. Его назначение — краткое и ясное изложение сути и основных положений проекта, дающее четкое представление о сельскохозяйственном предприятии.

Раздел включает:

сведения о предприятии (его местоположение, дата образования, организационно-правовая форма, организационная структура предприятия, характеристика имеющихся материальных ресурсов, степень износа основных фондов, кадры, объем выпускаемой продукции);

описание основных направлений и целей производственной деятельности предприятия.

Продукция и услуги.Задача этой части бизнес-плана — описание в сжатой форме продуктов и услуг, которые будут производиться сельскохозяйственным предприятием.

Раздел включает:

описание физических характеристик производимых товаров;

описание отличительных особенностей предлагаемых на рынок продуктов и услуг;

прогнозируемые цены на продукты и услуги;

характеристики основных потребителей, расчет емкости рынка.

План маркетинга.В этом разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем, поэтому он включает следующие моменты:

методы организации сбыта;

виды рекламной деятельности;

перспективы заключения договоров на реализацию продукции и услуг.

Производственный план.Главное назначение раздела — привести убедительные аргументы в пользу того, что организация произ­водства на предприятии достаточно продумана.

Для этого приводят показатели по ряду важнейших аспектов деятельности предприятия:

баланс сельскохозяйственных угодий и их использование;

севообороты;

площади, урожайность и валовой сбор сельскохозяйственных культур;

распределение валовой продукции растениеводства;

наличие и использование орошаемых и осушенных земель;

использование сооружений закрытого грунта;

потребность в сельскохозяйственных машинах и оборудовании, объем поставок машин и оборудования, условия поставок (покупка, аренда);

потребность в семенах, органических и минеральных удобре­ниях, средствах защиты растений, источники удовлетворения потребности;

поголовье скота и птицы, продуктивность животных;

потребность в кормах, обеспеченность кормами собственного производства;

обеспеченность поголовья скота и птицы производственными помещениями и иными объектами, потребность в новом строительстве;

источники энерго-, тепло- и водоснабжения;

потребность в транспорте (объем внутренних и внешних пере­возок по видам транспорта, состояние подъездных путей, удаленность от транспортной сети общего пользования);

потребность в инвестициях для достижения цели проекта;

кадровое обеспечение производства;

кооперационные связи с другими предприятиями.

Организационный план.Вэтом разделе должны быть отражены:

правовой статус предприятия (товарищество, акционерное общество, кооператив, смешанное государственно-частное предприятие и т. п.);

схема организации и управления производством;

основные подразделения предприятия и их функции;

методы взаимодействия подразделений между собой;

руководители предприятия, распределение обязанностей между ними;

квалификация руководящего персонала;

уровень и формы оплаты труда разных категорий работников (включая социальные льготы);

 

отношения с местной администрацией.

Финансовый план. Это ключевой раздел бизнес-плана, включающий такие показатели, как объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость продукции и услуг и т. п. В него входят также план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, показатели денежного потока. Рассчитываются характеристики финансовой устойчивости предприятия, показываются источники и направления использования денежных средств, дается оценка экономической и коммерческой эффективности проекта.

Финансовый план составляется в несколько этапов.

1) Расчет инвестиционных издержек на создание предприятия по видам (инвестиции в основной и оборотный капитал, в инфраструктуру и т. д.).

2) Подготовка прогноза объемов реализации продукции и услуг; для этого нужно:

определить объемы реализации продукции и услуг на соответствующих рынках для каждого года расчетного периода;

определить цены на продукцию и тарифы на услуги по каждому сегменту рынка;

рассчитать общий объем реализации в денежном выражении по каждому сегменту;

рассчитать суммарный объем реализации по годам осуществления проекта.

3) Прогнозирование затрат на производство и реализацию продукции и услуг. Расчеты проводят в соответствии с действующими нормативами, ценовой политикой предприятия, условиями реа­лизации продукции и услуг.

4) Характеристика субподрядчиков, финансовых взаимоотношений с ними.

5) Расчет обеспеченности предприятия сырьем, энергией, водой, запасными частями и эксплуатационными материалами.

6) Прогнозирование издержек по годам осуществления проекта.

7) Расчет ожидаемого дохода и потоков реальных денег для каждого года.

8) Расчет и анализ показателей экономической и коммерческой эффективности проекта с обязательным учетом факторов неопределенности и риска.

Необходимый критерий принятия инвестиционного проекта — положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале осуществления затрат и получения доходов.

9) Анализ порогового объема реализации (определение точки безубыточности).

10) Описание источников финансирования проекта и условий их привлечения. Для этого целесообразно использовать следующую схему:

источники формирования ресурсов (собственные, заемные разных видов);

условия привлечения средств (сроки и условия погашения кредитов, проценты за кредит и др.);

политика распределения дохода предприятия после уплаты налогов и выполнения обязательств по кредитам:

доля финансовых средств, направляемых в фонд накопления (развития);

порядок выплаты дивидендов (сроки, ставки и т. п.).

К финансовому плану прилагают необходимые материалы (расчеты, таблицы и др.), подтверждающие достоверность приведенных в нем цифр.

4 Исходная информация для разработки бизнес-плана

Написать бизнес-план по готовым материалам — не слишком трудоемкая задача. Гораздо труднее получить всю необходимую информацию, оценить ее пригодность и выбрать наилучший способ ее использования.

При организации нового предприятия основным источником информации служит технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиционных проектов.

В 1995 г. была введена в действие Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. Она определяет примерный перечень технико-экономических показателей, которые должны рассчитываться при составлении ТЭО на строительство объектов производственного назначения, который включает:

мощность предприятия, годовой выпуск продукции (в стоимостном и натуральном выражении);

удельные затраты на единицу мощности (электроэнергии, воды и других ресурсов);

общую численность работающих;

общую стоимость строительства, в том числе строительно-монтажных работ;

продолжительность строительства;

стоимость основных производственных фондов;

себестоимость продукции;

балансовую (валовую) прибыль;

чистую прибыль;

уровень рентабельности производства;

внутреннюю норму доходности;

срок окупаемости инвестиций;

сроки погашения кредитов, привлекаемых для финансирования проекта.

Кроме того, в инструкции приводится перечень образцов расчетных и аналитических таблиц, которые рекомендуется включать в состав ТЭО. В него входят следующие таблицы:

производственная программа;

расчет выручки от реализации продукции;

сводная ведомость инвестиционных издержек;

состав инвесторов и предполагаемые источники финансирова­ния в предпроизводственный и производственный периоды;

сроки и объемы погашения банковских кредитов;

сводная ведомость накладных расходов;

сводная ведомость производственных издержек;

структура себестоимости продукции (по экономическим элементам);

расчет чистой прибыли и налога на прибыль;

движение потоков наличности (проектно-балансовая ведомость доходов и расходов) в период строительства и эксплуатации предприятия;

обобщенные данные об эффективности инвестиций в создание (развитие) предприятия.

В инструкции также указывается, что раздел «Эффективность инвестиций» разрабатывается в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.

Проекты, разработанные указанным образом, содержат прак­тически всю исходную информацию, необходимую для составления бизнес-планов.

Иное положение в землеустройстве. Порядок разработки зем­леустроительной документации и обоснования инвестиций при образовании новых землепользователей сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств норматив­ными документами пока не установлен. Поэтому в каждой про­ектной организации по землеустройству ТЭО (ТЭДы, проекты) на образование новых сельскохозяйственных землепользовании разрабатывают на основе сложившейся практики проектирования. В целом, однако, содержание такого рода материалов достаточно унифицировано, что позволяет сделать некоторые выводы.

Главный из них — то, что эти ТЭО не содержат многих из приведенных выше расчетно-аналитических материалов и показателей, необходимых для составления бизнес-планов, а оценка эф­фективности проектов основана на устаревшей методологии.

Ниже приводится краткое изложение содержания ТЭО землеустройства крестьянского хозяйства А. Е. Кононова, для которого был разработан экспериментальный бизнес-план.

1. Общие сведения о хозяйстве.Крестьянское хозяйство А. Е. Кононова расположено в Чеховском районе Московской области вблизи д. Томарово. Оно удалено от г. Чехова на расстояние 15 км, от г. Москвы — на 60 км.

Хозяйству предоставлено в собственность бесплатно 40,0 га пашни в едином компактном массиве. Свидетельство на право собственности на землю выдано в 1993 г.

Землепользование непосредственно примыкает к дороге с твердым покрытием.

В хозяйстве четверо трудоспособных, двое из которых являются механизаторами широкого профиля, двое — доярок. Глава крестьянского хозяйства — А. Е. Кононов.

2. Природные условия.Климат района размещения хозяйства — умеренно континентальный с прохладной зимой и умеренно теплым летом. Сумма активных среднесуточных температур воздуха за период вегетации растений (более 10 °С) колеблется в пределах 1900—2100 °С, гидротермический коэффициент со­ставляет 1,3—1,4. Средняя температура января —10,3...—10,9 °С, июля + 17,8...+ 18,4 °С. Продолжительность безморозного периода 4,5 мес., средняя высота снежного покрова 50 см. За год выпадает в среднем 536 мм осадков. На теплый период (апрель—октябрь) приходится около 75 % годовой нормы осадков.

На протяжении вегетационного периода в целом коэффициент увлажнения больше единицы, то есть количество выпадающих осадков превышает испаряемость. Весной, однако, этот коэффициент меньше единицы — 0,65. Летняя засуха бывает раз в 10—15 лет.

Температурный режим, количество выпадающих осадков и распределение их по сезонам вполне благоприятны для выращивания всех районированных сельскохозяйственных культур.

Территория крестьянского хозяйства — пологая равнина с уклонами до 10. Гидрографическая сеть отсутствует.

Почвы на территории крестьянского хозяйства — дерново-среднеподзолистые среднесуглинистые разной степени оглеенности. Глубина пахотного слоя 18 см, кислотность рН 5,9, содержание гумуса 1,8%.

Средний балл оценки земель по урожайности сельскохозяйственных культур 48, по урожайности картофеля 52.

3. Перспективы развития хозяйства.Планируемое производственное направление хозяйства — молочное скотоводство, дополнительная отрасль — производство картофеля. Такая специализа­ция связана со спецификой рынков сбыта продукции (пригородная зона) и квалификацией членов семьи фермера.

В хозяйстве планируется иметь 60 голов крупного рогатого скота, в том числе 30 коров. Продуктивность животных: надой молока на 1 корову 5000 кг в год, прирост молодняка на откорме 400 г в сутки. Для достижения запланированных показателей продуктивности животных намечается покупка племенного скота (нетелей) в колхозе «Ленинское знамя».

Система содержания скота стойлово-пастбищная. Планируется полное обеспечение скота кормами собственного производства, кроме концентратов (40—45 % из них покупные).

Состав и площади угодий хозяйства по проекту: пашня — 32,5 га, пастбища культурные — 6,0, под дорогами — 0,5, под усадьбой — 1,0, всего — 40,0 га. Намечается ввести один 6-польный сево­оборот площадью 32,5 га со средним размером поля 5,42 га.

Чередование культур в севообороте: 1 — ячмень с подсевом многолетних трав (клевер, тимофеевка); 2 — многолетние травы 1-го года; 3 — многолетние травы 2-го года; 4 — озимая пшеница; 5 — однолетние травы; 6 — картофель, 4,0 га, + кормовая свекла, 1,42 га.

Планируемая урожайность сельскохозяйственных культур: зер­новых 40 ц с1 га, картофеля 200, кормовой свеклы 600, многолетних трав на сено 100, на зеленый корм 400 ц с 1 га.

Экспликация земель по угодьям, а также данные по внутрихозяйственной оценке угодий приведены ниже в бизнес-плане.

Водоснабжение. Новое строительство: буровых скважин 1, во­допроводов 40 м, водонапорных башен 1, резервуаров 1. Общие затраты на строительство 5 млн. руб.

Внутрихозяйственные дороги (профилированные улучшенные) — 0,85 км.

Общие затраты на строительство 5 млн. руб.

4. Агроэкономическое обоснование проекта.Вкрестьянской семье 4 трудоспособных, планируемый годовой фонд рабочего времени 12 тыс. чел.-ч. Объем реализации молока составит 150 т, мяса КРС — 7,5 т. Предполагается закупка концентратов в объеме 50 т.

Расчет потребности в семенах и схемы севооборотов, данные о посевных площадях, урожайности культур и валовом сборе продукции растениеводства приведены в тексте бизнес-плана.

Вся продукция растениеводства, кроме картофеля, будет исполь­зоваться на внутренние нужды хозяйства (на корм и семена).

Планируется покупка 403 т торфа.

Полная себестоимость продукции составит 563 тыс. руб.; таким образом, прибыль будет равна 734 — 563 = 171 тыс. руб., рентабельность — 30,4 %.

5 Оценка эффективности проекта образования землепользования

крестьянского хозяйства

Приведенные ниже расчеты, связанные с оценкой эффектив­ности проекта, выполнены в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. В данном случае использовались:

показатели экономической эффективности, включающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников и до­пускающие стоимостное измерение;

показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.

Оценка предстоящих затрат и результатов осуществлялась в пределах расчетного периода, который принято называть горизонтом расчета. Он был установлен с учетом средневзвешенного нормативного срока службы активной части основных фондов крестьянского хозяйства (машин, оборудования и транспортных средств).

Горизонт расчета измеряется количеством шагов; в силу сезонности производства и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве шага расчета был принят год.

Для стоимостной оценки затрат и результатов использовались так называемые базисные цены. Это цены, сложившиеся в районе размещения крестьянского хозяйства на определенный момент времени (в данном случае — май 1996 г.). Базисная цена на любой вид продукции или ресурсов в расчетном периоде считается постоянной.

При оценке эффективности проекта соизмерение разновременных платежей и поступлений осуществлялось путем их дисконтирования — приведения к некоторому начальному периоду. В данном случае приведение осуществлялось к моменту получе­ния кредита (январь 1997 г.). Норма дисконта была принята на уровне 10 %, что связано со следующим обстоятельством. Указом Президента РФ «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» от 16 апреля 1996 г. № 565 было предусмотрено образование в 1997 г. специального фонда для кредитования организаций агропромыш­ленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 % учетной ставки ЦБ РФ. Практически все инвестиции кре­стьянское хозяйство намечало осуществлять за счет кредита из этого фонда, а ставка ЦБ в 1997 г. колебалась около уровня 40 %.

В основу расчетов положен показатель потока реальных денег — разности между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности на каждом шаге осуществления проекта.

Отток реальных денег связан с инвестиционной деятельностью крестьянского хозяйства и включает вложения:

в строительство производственных зданий и сооружений; на приобретение машин и оборудования; на приобретение нетелей; в непредвиденные операции (прочие).

Горизонт расчета составляет 8 лет. Предусматривается, что все основные инвестиции производственного назначения будут осуществлены в течение первого года расчетного периода. В последние три года этого периода потребуется дополнительно 79,4 млн. руб. на приобретение машин и оборудования для замены отслуживших свой нормативный срок.

Для осуществления запланированной инвестиционной деятельности крестьянскому хозяйству необходим льготный кредит в размере 500 млн. руб. Условия кредитования определяются вышеназванным указом Президента РФ.

Для расчета потока реальных денег от операционной деятель­ности крестьянского хозяйства нужны следующие данные:

общая выручка от реализации сельскохозяйственной продукции; амортизационные отчисления; земельный налог за сельскохозяйственные угодья; текущие издержки на производство продукции. Цены реализации планировались с учетом сложившихся рыночных цен в Москве и Чехове. Амортизационные отчисления рассчитывались по единым нормам на полное восстановление основных фондов, введенным в действие с 1 января 1991 г. При рас­чете текущих издержек учитывалось, что крестьянское хозяйство было зарегистрировано в 1993 г. и в первые 5 лет с момента регистрации освобождено от уплаты земельного налога.

При определении притока реальных денег от операционной деятельности крестьянского хозяйства не следует забывать, что в него входят и амортизационные отчисления.

Главный показатель экономической эффективности проекта — чистый дисконтированный доход (ЧДД), представляющий собой разность между текущей стоимостью притока и оттока денежных средств. В данном проекте ЧДД равен 136,9 млн. руб. (649,0 - 512,1); поскольку ЧДД > 0, проект образования землепользования крес­тьянского хозяйства может считаться эффективным.

Данный метод оценки инвестиций обладает достаточной устойчивостью при разных комбинациях исходных данных и позволяет во всех случаях находить экономически рациональное решение. Однако используются и другие показатели, в частности индекс доходности (ИД), характеризующий относительное превышение дисконтированного притока денежных средств над их оттоком. В данном случае

ИД = 649,0: 512,1 = 1,3.

Срок окупаемости — один из часто применяемых показателей, особенно для предварительной оценки эффективности вложений. Он определяется как период времени, в течение которого инвестиции будут возвращены за счет доходов, полученных от реализации проекта (с учетом дисконта).

Основной недостаток этого показателя — то, что он не учитывает результат за весь период реализации проекта; на него не влияют доходы, которые будут получены за пределами срока окупаемости. Очевидно, что данный показатель нельзя использовать при выборе проекта из ряда возможных, он пригоден лишь как огра­ничение при принятии решений. Это значит, что если срок окупа­емости больше некоторого граничного значения, проект автома­тически исключается из состава рассматриваемых.

Граничные значения срока окупаемости обычно устанавлива­ются коммерческими банками как условие при выделении инвестиционных ресурсов потенциальным заемщикам или нормативными актами государства при предоставлении льготных кредитов сельскохозяйственным производителям.

Так, в соответствии с упомянутым выше Указом Президента РФ «О мерах по стабилизации экономического положения и раз­витию реформ в агропромышленном комплексе» установлено, что срок окупаемости проектов, осуществляемых за счет инвестиций, размещаемых на конкурсной основе и на льготных условиях кредитования, для производственных объектов сельского хозяйства не должен превышать 5 лет. Рассматриваемое крестьянское хозяйство может участвовать в конкурсе на получение льготного кредита, так как срок окупаемости капитальных вложений составляет около 5 лет. За это время текущая стоимость притока реальных денег от операционной деятельности будет равна 109,8 + 100,0 + 90,9 + 82,7 + 76,2 = 459,9 млн. руб., а инвес­тиции — 474,1 млн. руб.

Внутренней нормой доходности (ВИД) называется ставка дисконта, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю; фактически ВИД характеризует норму доходности проекта. Ее величина рассчитывается методом подбора значения (обычно на компьютере).

Все приведенные расчетно-аналитические материалы, связанные с оценкой экономической эффективности инвестиций, должны быть представлены в ТЭО (проектах) образования земле­пользовании сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Расчеты коммерческой эффективности проекта выполняют при подготовке бизнес-плана. Необходимым критерием здесь является положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная величина этого показателя свидетельствует о необходимости привлечения участником проекта дополнительных средств (собственных или заемных), что должно быть отражено в расчетах по эффективности.

При существующих в России темпах инфляции и уровне неопределенности условий для бизнеса рекомендуется выбирать следующий шаг расчета:

в течение 1-го года — 1 мес.;

начиная со 2-го года в пределах срока окупаемости — не меньше 3 мес.;

за пределами срока окупаемости — от 6 мес. до 1 года.

В данном случае в качестве шага расчета выбраны 3 мес. для 1-го и 2-го годов, а начиная с 3-го года — 1 год. Это обусловле­но сезонностью сельскохозяйственного производства, достаточно высокой устойчивостью цен на продукцию крестьянского хозяй­ства, а также тем обстоятельством, что соотношение цен на сель­скохозяйственную и промышленную продукцию незначительно

колеблется по годам.

Расчет сальдо накопленных реальных денег дан в табл. 140— 144. Положительный результат в конце каждого квартала первых 2 лет расчетного периода, а в дальнейшем и в конце каждого года свидетельствует о возможности осуществления проекта при усло­вии привлечения для этого 20 млн. руб. собственных и 500 млн. руб. заемных средств.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Что такое бизнес-план организации сельскохозяйственного предприятия?

2. Почему бизнес-план должен разрабатываться в составе или совместно с про­ектом внутрихозяйственного землеустройства?

3. Каково назначение бизнес-плана?

4. Опишите основное содержание и структуру бизнес-плана.

5. Какая исходная информация используется при составлении бизнес-плана?

6. Как оценить эффективность создания крестьянского хозяйства на основе проекта его землеустройства и бизнес-плана?

Библиографический список

1. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие [Текст] -М.: ИНФРА-М, 2008. – 264 с.

2. Варламов, А.А. Земельный кадастр. Т. 3. Государственные регистрация и учет земель[Текст] / Варламов А.А., Гальченко С.А.:М: КолосС, 2007, 528 с.

3. Личко, К.П. Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса: учебник для студ. Вузов[Текст]. – М.: КолосС, 2012. 286 с.

4. Методические указания по определению ставок арендной платы за пользование земельными участками [Текст]. - М.: Центр ЛАРИС, 2001.-16с.

5. Царенко, А. А. Планирование использования земельных ресурсов с основами кадастра [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 21.03.02.62 "Землеустройство и кадастры" (квалификация (степень) "бакалавр") / А. А. Царенко, И. В. Шмидт. - Москва : Альфа-М : Инфра-М, 2015. - 399 с.

6. Методические указания по определению страховой стоимости земельных участков [Текст]. - М.: Центр ЛАРИС, 2001.-17с.

7. Методические указания по определению залоговой стоимости земельных участков [Текст]. - М.: Центр ЛАРИС, 2001.-16с.

8. Волков С.Н. Землеустройство. Экономика землеустройства [Текст]. Т.5. – М.: Колос, 2001. – 456с.

9. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. Т. 2. Управление земельными ресурсами [Текст]. - М.: КолосС, 2004. – 528 с.

10. Журнал: «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель»

  1. Журнал «Вестник Башкирского государственного аграрного университета».
  2. Журнал «Земельный вестник России».
  3. Журнал «Аграрная наука».
  4. Журнал «Международный сельскохозяйственный журнал».
  5. Журнал «АПК: экономика и управление».
  6. Журнал «Достижение науки и техники».

Наши рекомендации