Предприятия при землеустройстве
Б1.В.ОД.10 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
Лабораторная работа. Обоснование бизнес-плана развития
Сельскохозяйственного предприятия при землеустройстве
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Направления подготовки
21.03.02 Землеустройство и кадастры
Профили подготовки
Землеустройство
Земельный кадастр
Городской кадастр
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Уфа 2016
УДК 332
ББК 65.32 - 5
Л 12
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета природопользования и строительства
(протокол №___ от «___» ____________ 2016 г.)
Составитель: к.э.н., доцент А.Н. Кутлияров
Рецензент: к.э.н., доцент Р.Ф. Акчурина
Ответственный за выпуск:
зав. кафедрой землеустройства, к.с.-х.н., доцент Э.И. Галеев
г. Уфа, БГАУ, кафедра землеустройства
Лабораторная работа №4
Обоснование бизнес-плана развития сельскохозяйственного
предприятия при землеустройстве
1 Цель работы
Научится составлять бизнес- план сельскохозяйственного предприятия, а также оценивать эффективность создания крестьянского хозяйства на основе бизнес-плана.
2 Общие сведения
Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы их решения. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос, стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Вместе с тем это постоянно действующий документ, в который вносят изменения и дополнения, связанные с переменами как внутри предприятия, так и во внешней экономической среде. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с реальными финансовыми возможностями предприятия. Такой план позволяет решать целый ряд важных задач:
обоснование экономической целесообразности направлений развития предприятия;
расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (в первую очередь объемов продаж и доходов на капитал);
определение источников финансирования выбранной стратегии, то есть способов привлечения финансовых ресурсов.
Бизнес-план выполняет три основные функции.
Во-первых, он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса. Появляется возможность тщательно отработать стратегию и избежать ошибок еще «на бумаге», а не в реальности, рассмотрев свое предприятие со всех сторон — маркетинга, финансов и производства.
Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности предприятия за определенный период. Например, финансовый раздел бизнес-плана может быть использован в качестве основы для составления бюджета производственной деятельности и тщательного контроля над его исполнением. По прошествии некоторого времени (по сути, периодически) с бизнес-планом следует сверяться, чтобы выявить, по каким показателям предприятие отклонилось от него, можно ли считать эти отклонения благоприятными или нежелательными, а также определить, как должна развиваться фирма в будущем.
Наконец, в-третьих, бизнес-план нужен для привлечения денежных средств. Большинство кредиторов или инвесторов не станут вкладывать деньги в бизнес, не увидев бизнес-плана.
Зачастую представление о бизнес-плане связывается с мыслью о предприятии, которое только намечается организовать. Это далеко не всегда справедливо. Предприятиям, уже прошедшим стадию становления, также следует составлять бизнес-планы; более того, они даже имеют определенные преимущества по сравнению со вновь организуемыми. Цифры, закладываемые в план, имеют надежное обоснование в виде результатов их деятельности. И замыслы, которые они намечают на будущее, опираются на их прошлую стратегию, вбирая в себя то, в чем предприятие добилось успехов, или то, чему оно научилось на своих ошибках.
Во многих отношениях бизнес-план для любого предприятия становится первым опытом стратегического планирования. Важно понять, что такое планирование может производиться не только на крупных фирмах; оно жизненно необходимо и для небольших производств, часто испытывающих недостаток в ресурсах, которые позволили бы им выправить свое положение в случае допущения каких-либо ошибок.
Организация нового сельскохозяйственного предприятия или крестьянского (фермерского) хозяйства — серьезное дело. Хотя статистические данные о причинах и проценте неудач в этом бизнесе достаточно изменчивы и противоречивы, есть основания полагать, что риск здесь достаточно велик, особенно впервые несколько лет деятельности. Сельскохозяйственные предприниматели должны действовать, продумав все до мелочей, а это предполагает скрупулезную подготовку бизнес-плана.
Прежде чем определить место бизнес-плана в системе проектно-сметной землеустроительной документации, следует остановиться на некоторых понятиях и терминах, являющихся ключевыми при подготовке проектов.
До недавнего времени ни у кого не вызывал вопросов смысл термина «проект». Каждый, имеющий отношение к этому делу, знал, что это чертежи и сметно-финансовые расчеты, на основе которых можно, например, что-то построить, организовать территорию и т. п.
В современном понимании (и в достаточно упрощенной трактовке) понятие «проект» включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решение проблемы) и ожидаемые к получению результаты.
Промежуток времени между началом реализации и моментом ликвидации называется жизненным циклом проекта. Таким образом, каждый проект независимо от его сложности и объема работ проходит в своем развитии определенные фазы: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».
Это упрощенное представление о «начале» и «конце» жизни проекта требует уточнения. В землеустроительном производстве началом проекта может быть, например, момент зарождения идеи образования нового сельскохозяйственного предприятия или крестьянского (фермерского) хозяйства, оформленной в виде пожелания лиц, имеющих на это право. Сложнее обстоит дело с окончанием проекта; таковым можно считать:
достижение проектом заданных результатов;
начало работ по внесению в проект серьезных изменений;
момент полной амортизации активной части основных фондов.
В мировой практике принято выделять следующие фазы проекта:
прединвестиционную (предварительные исследования до окончательного принятия решения);
инвестиционную (рабочее проектирование, строительство);
эксплуатационную (хозяйственная деятельность предприятия).
Подготовка проектно-сметной документации осуществляется в прединвестиционной и частично в инвестиционной фазах. В свою очередь, фазы разделяются на стадии и этапы, которым соответствуют свои цели, методы и механизмы реализации.
Главная проблематика проектов землеустройства в настоящее время — решение первоочередных задач по стабилизации агропромышленного производства, в том числе:
освоение эффективных форм хозяйствования;
развитие сельской инфраструктуры;
осуществление земельной реформы, формирование и становление качественно новой структуры аграрного сектора, основанной на рациональном сочетании крупного, среднего и мелкого производства, на разнообразии форм собственности.
Разрабатываемые сейчас в землеустроительном производстве проекты формирования новых землепользований не содержат исходной информации, достаточной для составления бизнес-плана. Эти проекты по своему существу носят эскизный характер и обеспечивают лишь организационно-территориальные и правовые основы формирования новых землепользований.
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) — основной проектный документ, обеспечивающий альтернативное рассмотрение проблем, связанных со всеми аспектами организации и хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия или крестьянского хозяйства. Бизнес-план выступает как форма представления ТЭО и является промежуточным документом в системе проектно-сметной документации, которая должна разрабатываться при реформировании сельскохозяйственных предприятий.
Стадии проектирования в данном случае могут быть следующими:
эскизный проект формирования новых землепользований на базе реформируемого сельскохозяйственного предприятия;
ТЭО образования землепользований сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств;
бизнес-планы развития сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств;
проекты внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий, крупных и средних крестьянских хозяйств;
рабочие проекты.
3 Содержание и структура бизнес-плана
Содержание бизнес-плана и степень его детализации, прежде всего, зависят от масштабов проекта и сферы, к которой он относится, а также от характера создаваемого предприятия. Структура бизнес-плана органически вытекает из его назначения как документа, в котором по определенной схеме систематизированы результаты прединвестиционных исследований.
Схемы систематизации разделов, используемые в российской и зарубежной практике, по сути, одинаковы и различаются только по форме представления и расположению частей.
Поэтому можно считать, что содержание и структура бизнес-плана более или менее стандартны, и он должен включать следующие разделы:
резюме;
краткое описание проекта;
продукция и услуги;
план маркетинга;
производственный план;
организационный план;
финансовый план.
На основе обобщения имеющихся рекомендаций ниже дано принципиальное содержание бизнес-плана проекта образования землепользования сельскохозяйственного предприятия.
Резюме. Этот вводный раздел бизнес-плана представляет содержание всех последующих разделов. Отчасти он носит рекламный характер и потому должен содержать обоснование его выгодности для инвесторов.
С этой целью в резюме включают следующие характеристики проекта:
суть предлагаемых действий;
возможности реализации проекта в конкретных рыночных условиях;
ожидаемые результаты;
совокупную стоимость проекта и потребность в финансировании;
возможные источники финансирования и условия кредитования;
предлагаемые гарантии по возврату кредита;
показатели эффективности: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутреннюю норму доходности и срок окупаемости инвестиций.
Краткое описание проекта.Этот раздел, как и резюме, пишется в последнюю очередь, уже после того, как составлен весь бизнес-план. Его назначение — краткое и ясное изложение сути и основных положений проекта, дающее четкое представление о сельскохозяйственном предприятии.
Раздел включает:
сведения о предприятии (его местоположение, дата образования, организационно-правовая форма, организационная структура предприятия, характеристика имеющихся материальных ресурсов, степень износа основных фондов, кадры, объем выпускаемой продукции);
описание основных направлений и целей производственной деятельности предприятия.
Продукция и услуги.Задача этой части бизнес-плана — описание в сжатой форме продуктов и услуг, которые будут производиться сельскохозяйственным предприятием.
Раздел включает:
описание физических характеристик производимых товаров;
описание отличительных особенностей предлагаемых на рынок продуктов и услуг;
прогнозируемые цены на продукты и услуги;
характеристики основных потребителей, расчет емкости рынка.
План маркетинга.В этом разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем, поэтому он включает следующие моменты:
методы организации сбыта;
виды рекламной деятельности;
перспективы заключения договоров на реализацию продукции и услуг.
Производственный план.Главное назначение раздела — привести убедительные аргументы в пользу того, что организация производства на предприятии достаточно продумана.
Для этого приводят показатели по ряду важнейших аспектов деятельности предприятия:
баланс сельскохозяйственных угодий и их использование;
севообороты;
площади, урожайность и валовой сбор сельскохозяйственных культур;
распределение валовой продукции растениеводства;
наличие и использование орошаемых и осушенных земель;
использование сооружений закрытого грунта;
потребность в сельскохозяйственных машинах и оборудовании, объем поставок машин и оборудования, условия поставок (покупка, аренда);
потребность в семенах, органических и минеральных удобрениях, средствах защиты растений, источники удовлетворения потребности;
поголовье скота и птицы, продуктивность животных;
потребность в кормах, обеспеченность кормами собственного производства;
обеспеченность поголовья скота и птицы производственными помещениями и иными объектами, потребность в новом строительстве;
источники энерго-, тепло- и водоснабжения;
потребность в транспорте (объем внутренних и внешних перевозок по видам транспорта, состояние подъездных путей, удаленность от транспортной сети общего пользования);
потребность в инвестициях для достижения цели проекта;
кадровое обеспечение производства;
кооперационные связи с другими предприятиями.
Организационный план.Вэтом разделе должны быть отражены:
правовой статус предприятия (товарищество, акционерное общество, кооператив, смешанное государственно-частное предприятие и т. п.);
схема организации и управления производством;
основные подразделения предприятия и их функции;
методы взаимодействия подразделений между собой;
руководители предприятия, распределение обязанностей между ними;
квалификация руководящего персонала;
уровень и формы оплаты труда разных категорий работников (включая социальные льготы);
отношения с местной администрацией.
Финансовый план. Это ключевой раздел бизнес-плана, включающий такие показатели, как объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость продукции и услуг и т. п. В него входят также план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, показатели денежного потока. Рассчитываются характеристики финансовой устойчивости предприятия, показываются источники и направления использования денежных средств, дается оценка экономической и коммерческой эффективности проекта.
Финансовый план составляется в несколько этапов.
1) Расчет инвестиционных издержек на создание предприятия по видам (инвестиции в основной и оборотный капитал, в инфраструктуру и т. д.).
2) Подготовка прогноза объемов реализации продукции и услуг; для этого нужно:
определить объемы реализации продукции и услуг на соответствующих рынках для каждого года расчетного периода;
определить цены на продукцию и тарифы на услуги по каждому сегменту рынка;
рассчитать общий объем реализации в денежном выражении по каждому сегменту;
рассчитать суммарный объем реализации по годам осуществления проекта.
3) Прогнозирование затрат на производство и реализацию продукции и услуг. Расчеты проводят в соответствии с действующими нормативами, ценовой политикой предприятия, условиями реализации продукции и услуг.
4) Характеристика субподрядчиков, финансовых взаимоотношений с ними.
5) Расчет обеспеченности предприятия сырьем, энергией, водой, запасными частями и эксплуатационными материалами.
6) Прогнозирование издержек по годам осуществления проекта.
7) Расчет ожидаемого дохода и потоков реальных денег для каждого года.
8) Расчет и анализ показателей экономической и коммерческой эффективности проекта с обязательным учетом факторов неопределенности и риска.
Необходимый критерий принятия инвестиционного проекта — положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале осуществления затрат и получения доходов.
9) Анализ порогового объема реализации (определение точки безубыточности).
10) Описание источников финансирования проекта и условий их привлечения. Для этого целесообразно использовать следующую схему:
источники формирования ресурсов (собственные, заемные разных видов);
условия привлечения средств (сроки и условия погашения кредитов, проценты за кредит и др.);
политика распределения дохода предприятия после уплаты налогов и выполнения обязательств по кредитам:
доля финансовых средств, направляемых в фонд накопления (развития);
порядок выплаты дивидендов (сроки, ставки и т. п.).
К финансовому плану прилагают необходимые материалы (расчеты, таблицы и др.), подтверждающие достоверность приведенных в нем цифр.
4 Исходная информация для разработки бизнес-плана
Написать бизнес-план по готовым материалам — не слишком трудоемкая задача. Гораздо труднее получить всю необходимую информацию, оценить ее пригодность и выбрать наилучший способ ее использования.
При организации нового предприятия основным источником информации служит технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиционных проектов.
В 1995 г. была введена в действие Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. Она определяет примерный перечень технико-экономических показателей, которые должны рассчитываться при составлении ТЭО на строительство объектов производственного назначения, который включает:
мощность предприятия, годовой выпуск продукции (в стоимостном и натуральном выражении);
удельные затраты на единицу мощности (электроэнергии, воды и других ресурсов);
общую численность работающих;
общую стоимость строительства, в том числе строительно-монтажных работ;
продолжительность строительства;
стоимость основных производственных фондов;
себестоимость продукции;
балансовую (валовую) прибыль;
чистую прибыль;
уровень рентабельности производства;
внутреннюю норму доходности;
срок окупаемости инвестиций;
сроки погашения кредитов, привлекаемых для финансирования проекта.
Кроме того, в инструкции приводится перечень образцов расчетных и аналитических таблиц, которые рекомендуется включать в состав ТЭО. В него входят следующие таблицы:
производственная программа;
расчет выручки от реализации продукции;
сводная ведомость инвестиционных издержек;
состав инвесторов и предполагаемые источники финансирования в предпроизводственный и производственный периоды;
сроки и объемы погашения банковских кредитов;
сводная ведомость накладных расходов;
сводная ведомость производственных издержек;
структура себестоимости продукции (по экономическим элементам);
расчет чистой прибыли и налога на прибыль;
движение потоков наличности (проектно-балансовая ведомость доходов и расходов) в период строительства и эксплуатации предприятия;
обобщенные данные об эффективности инвестиций в создание (развитие) предприятия.
В инструкции также указывается, что раздел «Эффективность инвестиций» разрабатывается в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.
Проекты, разработанные указанным образом, содержат практически всю исходную информацию, необходимую для составления бизнес-планов.
Иное положение в землеустройстве. Порядок разработки землеустроительной документации и обоснования инвестиций при образовании новых землепользователей сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств нормативными документами пока не установлен. Поэтому в каждой проектной организации по землеустройству ТЭО (ТЭДы, проекты) на образование новых сельскохозяйственных землепользовании разрабатывают на основе сложившейся практики проектирования. В целом, однако, содержание такого рода материалов достаточно унифицировано, что позволяет сделать некоторые выводы.
Главный из них — то, что эти ТЭО не содержат многих из приведенных выше расчетно-аналитических материалов и показателей, необходимых для составления бизнес-планов, а оценка эффективности проектов основана на устаревшей методологии.
Ниже приводится краткое изложение содержания ТЭО землеустройства крестьянского хозяйства А. Е. Кононова, для которого был разработан экспериментальный бизнес-план.
1. Общие сведения о хозяйстве.Крестьянское хозяйство А. Е. Кононова расположено в Чеховском районе Московской области вблизи д. Томарово. Оно удалено от г. Чехова на расстояние 15 км, от г. Москвы — на 60 км.
Хозяйству предоставлено в собственность бесплатно 40,0 га пашни в едином компактном массиве. Свидетельство на право собственности на землю выдано в 1993 г.
Землепользование непосредственно примыкает к дороге с твердым покрытием.
В хозяйстве четверо трудоспособных, двое из которых являются механизаторами широкого профиля, двое — доярок. Глава крестьянского хозяйства — А. Е. Кононов.
2. Природные условия.Климат района размещения хозяйства — умеренно континентальный с прохладной зимой и умеренно теплым летом. Сумма активных среднесуточных температур воздуха за период вегетации растений (более 10 °С) колеблется в пределах 1900—2100 °С, гидротермический коэффициент составляет 1,3—1,4. Средняя температура января —10,3...—10,9 °С, июля + 17,8...+ 18,4 °С. Продолжительность безморозного периода 4,5 мес., средняя высота снежного покрова 50 см. За год выпадает в среднем 536 мм осадков. На теплый период (апрель—октябрь) приходится около 75 % годовой нормы осадков.
На протяжении вегетационного периода в целом коэффициент увлажнения больше единицы, то есть количество выпадающих осадков превышает испаряемость. Весной, однако, этот коэффициент меньше единицы — 0,65. Летняя засуха бывает раз в 10—15 лет.
Температурный режим, количество выпадающих осадков и распределение их по сезонам вполне благоприятны для выращивания всех районированных сельскохозяйственных культур.
Территория крестьянского хозяйства — пологая равнина с уклонами до 10. Гидрографическая сеть отсутствует.
Почвы на территории крестьянского хозяйства — дерново-среднеподзолистые среднесуглинистые разной степени оглеенности. Глубина пахотного слоя 18 см, кислотность рН 5,9, содержание гумуса 1,8%.
Средний балл оценки земель по урожайности сельскохозяйственных культур 48, по урожайности картофеля 52.
3. Перспективы развития хозяйства.Планируемое производственное направление хозяйства — молочное скотоводство, дополнительная отрасль — производство картофеля. Такая специализация связана со спецификой рынков сбыта продукции (пригородная зона) и квалификацией членов семьи фермера.
В хозяйстве планируется иметь 60 голов крупного рогатого скота, в том числе 30 коров. Продуктивность животных: надой молока на 1 корову 5000 кг в год, прирост молодняка на откорме 400 г в сутки. Для достижения запланированных показателей продуктивности животных намечается покупка племенного скота (нетелей) в колхозе «Ленинское знамя».
Система содержания скота стойлово-пастбищная. Планируется полное обеспечение скота кормами собственного производства, кроме концентратов (40—45 % из них покупные).
Состав и площади угодий хозяйства по проекту: пашня — 32,5 га, пастбища культурные — 6,0, под дорогами — 0,5, под усадьбой — 1,0, всего — 40,0 га. Намечается ввести один 6-польный севооборот площадью 32,5 га со средним размером поля 5,42 га.
Чередование культур в севообороте: 1 — ячмень с подсевом многолетних трав (клевер, тимофеевка); 2 — многолетние травы 1-го года; 3 — многолетние травы 2-го года; 4 — озимая пшеница; 5 — однолетние травы; 6 — картофель, 4,0 га, + кормовая свекла, 1,42 га.
Планируемая урожайность сельскохозяйственных культур: зерновых 40 ц с1 га, картофеля 200, кормовой свеклы 600, многолетних трав на сено 100, на зеленый корм 400 ц с 1 га.
Экспликация земель по угодьям, а также данные по внутрихозяйственной оценке угодий приведены ниже в бизнес-плане.
Водоснабжение. Новое строительство: буровых скважин 1, водопроводов 40 м, водонапорных башен 1, резервуаров 1. Общие затраты на строительство 5 млн. руб.
Внутрихозяйственные дороги (профилированные улучшенные) — 0,85 км.
Общие затраты на строительство 5 млн. руб.
4. Агроэкономическое обоснование проекта.Вкрестьянской семье 4 трудоспособных, планируемый годовой фонд рабочего времени 12 тыс. чел.-ч. Объем реализации молока составит 150 т, мяса КРС — 7,5 т. Предполагается закупка концентратов в объеме 50 т.
Расчет потребности в семенах и схемы севооборотов, данные о посевных площадях, урожайности культур и валовом сборе продукции растениеводства приведены в тексте бизнес-плана.
Вся продукция растениеводства, кроме картофеля, будет использоваться на внутренние нужды хозяйства (на корм и семена).
Планируется покупка 403 т торфа.
Полная себестоимость продукции составит 563 тыс. руб.; таким образом, прибыль будет равна 734 — 563 = 171 тыс. руб., рентабельность — 30,4 %.
5 Оценка эффективности проекта образования землепользования
крестьянского хозяйства
Приведенные ниже расчеты, связанные с оценкой эффективности проекта, выполнены в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. В данном случае использовались:
показатели экономической эффективности, включающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускающие стоимостное измерение;
показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
Оценка предстоящих затрат и результатов осуществлялась в пределах расчетного периода, который принято называть горизонтом расчета. Он был установлен с учетом средневзвешенного нормативного срока службы активной части основных фондов крестьянского хозяйства (машин, оборудования и транспортных средств).
Горизонт расчета измеряется количеством шагов; в силу сезонности производства и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве шага расчета был принят год.
Для стоимостной оценки затрат и результатов использовались так называемые базисные цены. Это цены, сложившиеся в районе размещения крестьянского хозяйства на определенный момент времени (в данном случае — май 1996 г.). Базисная цена на любой вид продукции или ресурсов в расчетном периоде считается постоянной.
При оценке эффективности проекта соизмерение разновременных платежей и поступлений осуществлялось путем их дисконтирования — приведения к некоторому начальному периоду. В данном случае приведение осуществлялось к моменту получения кредита (январь 1997 г.). Норма дисконта была принята на уровне 10 %, что связано со следующим обстоятельством. Указом Президента РФ «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» от 16 апреля 1996 г. № 565 было предусмотрено образование в 1997 г. специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 % учетной ставки ЦБ РФ. Практически все инвестиции крестьянское хозяйство намечало осуществлять за счет кредита из этого фонда, а ставка ЦБ в 1997 г. колебалась около уровня 40 %.
В основу расчетов положен показатель потока реальных денег — разности между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности на каждом шаге осуществления проекта.
Отток реальных денег связан с инвестиционной деятельностью крестьянского хозяйства и включает вложения:
в строительство производственных зданий и сооружений; на приобретение машин и оборудования; на приобретение нетелей; в непредвиденные операции (прочие).
Горизонт расчета составляет 8 лет. Предусматривается, что все основные инвестиции производственного назначения будут осуществлены в течение первого года расчетного периода. В последние три года этого периода потребуется дополнительно 79,4 млн. руб. на приобретение машин и оборудования для замены отслуживших свой нормативный срок.
Для осуществления запланированной инвестиционной деятельности крестьянскому хозяйству необходим льготный кредит в размере 500 млн. руб. Условия кредитования определяются вышеназванным указом Президента РФ.
Для расчета потока реальных денег от операционной деятельности крестьянского хозяйства нужны следующие данные:
общая выручка от реализации сельскохозяйственной продукции; амортизационные отчисления; земельный налог за сельскохозяйственные угодья; текущие издержки на производство продукции. Цены реализации планировались с учетом сложившихся рыночных цен в Москве и Чехове. Амортизационные отчисления рассчитывались по единым нормам на полное восстановление основных фондов, введенным в действие с 1 января 1991 г. При расчете текущих издержек учитывалось, что крестьянское хозяйство было зарегистрировано в 1993 г. и в первые 5 лет с момента регистрации освобождено от уплаты земельного налога.
При определении притока реальных денег от операционной деятельности крестьянского хозяйства не следует забывать, что в него входят и амортизационные отчисления.
Главный показатель экономической эффективности проекта — чистый дисконтированный доход (ЧДД), представляющий собой разность между текущей стоимостью притока и оттока денежных средств. В данном проекте ЧДД равен 136,9 млн. руб. (649,0 - 512,1); поскольку ЧДД > 0, проект образования землепользования крестьянского хозяйства может считаться эффективным.
Данный метод оценки инвестиций обладает достаточной устойчивостью при разных комбинациях исходных данных и позволяет во всех случаях находить экономически рациональное решение. Однако используются и другие показатели, в частности индекс доходности (ИД), характеризующий относительное превышение дисконтированного притока денежных средств над их оттоком. В данном случае
ИД = 649,0: 512,1 = 1,3.
Срок окупаемости — один из часто применяемых показателей, особенно для предварительной оценки эффективности вложений. Он определяется как период времени, в течение которого инвестиции будут возвращены за счет доходов, полученных от реализации проекта (с учетом дисконта).
Основной недостаток этого показателя — то, что он не учитывает результат за весь период реализации проекта; на него не влияют доходы, которые будут получены за пределами срока окупаемости. Очевидно, что данный показатель нельзя использовать при выборе проекта из ряда возможных, он пригоден лишь как ограничение при принятии решений. Это значит, что если срок окупаемости больше некоторого граничного значения, проект автоматически исключается из состава рассматриваемых.
Граничные значения срока окупаемости обычно устанавливаются коммерческими банками как условие при выделении инвестиционных ресурсов потенциальным заемщикам или нормативными актами государства при предоставлении льготных кредитов сельскохозяйственным производителям.
Так, в соответствии с упомянутым выше Указом Президента РФ «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» установлено, что срок окупаемости проектов, осуществляемых за счет инвестиций, размещаемых на конкурсной основе и на льготных условиях кредитования, для производственных объектов сельского хозяйства не должен превышать 5 лет. Рассматриваемое крестьянское хозяйство может участвовать в конкурсе на получение льготного кредита, так как срок окупаемости капитальных вложений составляет около 5 лет. За это время текущая стоимость притока реальных денег от операционной деятельности будет равна 109,8 + 100,0 + 90,9 + 82,7 + 76,2 = 459,9 млн. руб., а инвестиции — 474,1 млн. руб.
Внутренней нормой доходности (ВИД) называется ставка дисконта, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю; фактически ВИД характеризует норму доходности проекта. Ее величина рассчитывается методом подбора значения (обычно на компьютере).
Все приведенные расчетно-аналитические материалы, связанные с оценкой экономической эффективности инвестиций, должны быть представлены в ТЭО (проектах) образования землепользовании сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Расчеты коммерческой эффективности проекта выполняют при подготовке бизнес-плана. Необходимым критерием здесь является положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная величина этого показателя свидетельствует о необходимости привлечения участником проекта дополнительных средств (собственных или заемных), что должно быть отражено в расчетах по эффективности.
При существующих в России темпах инфляции и уровне неопределенности условий для бизнеса рекомендуется выбирать следующий шаг расчета:
в течение 1-го года — 1 мес.;
начиная со 2-го года в пределах срока окупаемости — не меньше 3 мес.;
за пределами срока окупаемости — от 6 мес. до 1 года.
В данном случае в качестве шага расчета выбраны 3 мес. для 1-го и 2-го годов, а начиная с 3-го года — 1 год. Это обусловлено сезонностью сельскохозяйственного производства, достаточно высокой устойчивостью цен на продукцию крестьянского хозяйства, а также тем обстоятельством, что соотношение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию незначительно
колеблется по годам.
Расчет сальдо накопленных реальных денег дан в табл. 140— 144. Положительный результат в конце каждого квартала первых 2 лет расчетного периода, а в дальнейшем и в конце каждого года свидетельствует о возможности осуществления проекта при условии привлечения для этого 20 млн. руб. собственных и 500 млн. руб. заемных средств.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Что такое бизнес-план организации сельскохозяйственного предприятия?
2. Почему бизнес-план должен разрабатываться в составе или совместно с проектом внутрихозяйственного землеустройства?
3. Каково назначение бизнес-плана?
4. Опишите основное содержание и структуру бизнес-плана.
5. Какая исходная информация используется при составлении бизнес-плана?
6. Как оценить эффективность создания крестьянского хозяйства на основе проекта его землеустройства и бизнес-плана?
Библиографический список
1. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие [Текст] -М.: ИНФРА-М, 2008. – 264 с.
2. Варламов, А.А. Земельный кадастр. Т. 3. Государственные регистрация и учет земель[Текст] / Варламов А.А., Гальченко С.А.:М: КолосС, 2007, 528 с.
3. Личко, К.П. Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса: учебник для студ. Вузов[Текст]. – М.: КолосС, 2012. 286 с.
4. Методические указания по определению ставок арендной платы за пользование земельными участками [Текст]. - М.: Центр ЛАРИС, 2001.-16с.
5. Царенко, А. А. Планирование использования земельных ресурсов с основами кадастра [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 21.03.02.62 "Землеустройство и кадастры" (квалификация (степень) "бакалавр") / А. А. Царенко, И. В. Шмидт. - Москва : Альфа-М : Инфра-М, 2015. - 399 с.
6. Методические указания по определению страховой стоимости земельных участков [Текст]. - М.: Центр ЛАРИС, 2001.-17с.
7. Методические указания по определению залоговой стоимости земельных участков [Текст]. - М.: Центр ЛАРИС, 2001.-16с.
8. Волков С.Н. Землеустройство. Экономика землеустройства [Текст]. Т.5. – М.: Колос, 2001. – 456с.
9. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. Т. 2. Управление земельными ресурсами [Текст]. - М.: КолосС, 2004. – 528 с.
10. Журнал: «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель»
- Журнал «Вестник Башкирского государственного аграрного университета».
- Журнал «Земельный вестник России».
- Журнал «Аграрная наука».
- Журнал «Международный сельскохозяйственный журнал».
- Журнал «АПК: экономика и управление».
- Журнал «Достижение науки и техники».