Расчет и оценка интегрального показателя финансовой устойчивости
В целях диагностики вероятности наступления кризиса и банкротства предприятия могут использоваться интегральные показателя финансовой устойчивости.
Интегральные показатели могут рассчитываться с помощью скорингового моделирования, многомерного рейтингового анализа, мультипликативного дискриминантного анализа и других методов.
1) Методика кредитного скорингавпервые была предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 1940-х гг. Сущность ее заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактических значений показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя в баллах, полученного с помощью методов экспертных оценок.
В качестве примера можно рассмотреть скоринговую модель с тремя показателями, представленную в таблице и позволяющую разделить предприятия на следующие классы:
I класс — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенными в возврате заемных средств;
II класс — предприятия с незначительной степенью риска возврата задолженности;
III класс — предприятия с проблемной задолженностью;
IV класс — предприятия с высокой степенью риска банкротства;
V класс — предприятия с высшей степенью риска возврата задолженности, потенциальные банкроты.
Таблица 5.1
Группировка предприятий на классы
По уровню финансовой устойчивости
Показатель | Границы классов согласно критериям | ||||
I класс | 11 класс | III класс | IV класс | V класс | |
Рентабельность активов, % Ра = ЧП /А *100 % | > 30 50 баллов | 20-30 35-50 баллов | 10-20 20-35 баллов | 1-10 5-20 баллов | < 1 баллов |
Коэффициент текущей ликвидности кгл = ОА / КО | > 2 30 баллов | 1,7-2,0 20-30 баллов | 1,4-1,7 10-20 баллов | 1,1-1,4 1 —10 баллов | 1,1 баллов |
Коэффициент финансовой независимости Кф.н = СС/А | > 0,7 20 баллов | 0,45-0,7 10-20 баллов | 0,3-0,45 5-10 баллов | 0,2-0,3 1-5 баллов | < 0,2 баллов |
Границы классов | баллов | 65-99 баллов | 35-64 балла | 6-34 балла | баллов |
1 Пример использования этих методов приведен по кн.: Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: Новое знание, 2001.
где ЧП — чистая прибыль; А — величина активов; OA — величина оборотных активов; КО — величина краткосрочных обязательств; СС — величина собственных средств.
2) Методика многомерного рейтингового анализапозволяет учитывать не только абсолютные значения показателей разных предприятий, но и степень их близости к эталонным показателям.
Методика реализуется в четыре этапа.
1 этап. Обосновываются показатели оценки деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям (которые могут быть как моментальными, так и темповыми) и формируется таблица исходных данных.
Таблица исходных данных
Номер | Наименование показателя | ||||||
предприятия | запас безубы-точности. | коэффициент | рентабельность, % | коэффициент финансовой | доля собственных оборотных | ||
% | ликвидности | оборачиваемости | продаж | капитала | неза-висимости | средств в оборотных активах, % | |
1,8 | 3,2 | 0,75 | |||||
2,0 | 2,5 | 0,62 | |||||
1,5 | 2,8 | 0,55 | |||||
1,7 | 2,2 | 0,68 | |||||
1,4 | 2,7 | 0,55 | |||||
1,6 | 3,5 | 0,72 | |||||
Весовой коэффициент | 2,0 | 1,0 | 1,5 | 1,2 | 1,8 | 1,3 | 1,6 |
2 этап.В каждом столбце таблицы определяется максимальное значение показателя, на которое затем делятся все значения этого столбца. Если с экономической точки зрения лучшим является минимальное значение показателя, то он делится на все значения этого столбца. В результате образуется таблица стандартизированных коэффициентов.
3 этап. Все значения стандартизированных коэффициентов возводятся в квадрат. Если задача решается с учетом разного веса показателей, то полученные значения умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов, определяемых методами экспертных оценок. После этого показатели суммируются по строкам. Полученные суммы являются рейтинговыми оценками результатов деятельности предприятий.
Таблица 5.3
Таблица стандартизированных коэффициентов
Номер предприятия | Показатель | ||||||
0,577 | 0,90 | 0,914 | 0,714 | 0,579 | 0,457 | ||
0,481 | 0,714 | 0,757 | 0,684 | 0,826 | 0,743 | ||
0,75 | 0,800 | 0,658 | 0,733 | 0,714 | |||
0,769 | 0,85 | 0,628 | 0,943 | 0,907 | 0,857 | ||
0,423 | 0,70 | 0,771 | 0,686 | 0,421 | 0,773 | ||
0,577 | 0,80 | 0,571 | 0,553 | 0,960 | |||
Весовой коэффициент | 2,0 | 1,0 | 1,5 | 1,2 | 1,8 | 1,3 | 1,6 |
4 этап. Рейтинговые оценки ранжируются, т.е. определяется место каждого предприятия среди всех анализируемых в порядке уменьшения значения суммы его оценки. Результаты расчетов представлены в табл. 5.4.
Таблица 5.4