Государственное финансирование
Государственное финансирование инвестиций в России может осуществляться в таких формах, как:
—финансовая поддержка, высокоэффективных инвестиционных проектов;
—финансирование в рамках целевых программ;
—финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований.
Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов. Данная форма государственного финансирования осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному, частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.
Переход к оказанию государственной поддержки частным инвесторам на конкурсной основе вместо целевого распределения бюджетных средств предусмотрен Указом Президента "О частных инвестициях в Российской Федерации" от 17.09.94 (в ред. от 16.04.96) № 1928 и постановлением Правительства "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе" от 22.06.94 № 744. При Министерстве экономики РФ создана Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.
В основных требованиях к инвестиционным проектам предусмотрено, что:
—право на участие в конкурсе на получение государственной
поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую
очередь с развитием "точек роста" экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20 % собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необходимых для реализации проекта;
—срок окупаемости указанных проектов не должен, как правило, превышать двух лет;
—государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться:
а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ;
б) путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае
срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора (далее именуются государственные гарантии для инвестиционных проектов). Государственные гарантии для инвестиционных
проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных
на эти цели в федеральном бюджете на очередной год;
- инвестиционные проекты представляются на конкурс
в Минэкономики и торговли России и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.
Финансирование целевых программ. Утвержденные целевые программы могут быть реализованы за счет:
—средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
—внебюджетных средств. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относят:
взносы участников реализации программ, в том числе предприятий и организаций государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ: кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления;
—специальных фондов. Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства
бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти
и другие;
—средств иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы
могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях;
—кредитов. Источником финансирования целевых программ
могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а так
же целевые кредиты банков под государственные гарантии.
Оформление и предоставление государственных гарантий на вы
дачу кредита коммерческими банками осуществляет Минфин
РФ. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам
под конкретные объекты программных мероприятий.
Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований. Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования России формируют ее государственный внешний долг.
Смешанное финансирование. Данный метод финансирования инвестиций довольно распространен на практике и предполагает одновременное использование не одного, а нескольких методов финансирования. Например, наряду с акционерным финансированием, можно использовать кредитование. При смешанном финансировании необходимо контролировать долю собственных источников финансирования и инвестиций.
Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансирования
где СС — собственные средства предприятия (чистая прибыль и амортизационные отчисления);
И — общая сумма инвестиций.
Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51 %). При более низком значении (например, 0,49) предприятие утрачивает финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования (заемным и привлеченным средствам).
Проектное финансирование
Финансирование инвестиций можно осуществлять методом проектного финансирования. Его можно укрупнено охарактеризовать как финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств (т. е. за предоставление финансирования предоставляется право на участие в разделе результатов реализации проекта).
Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уровень дохода, который обеспечит погашение предоставленных инвесторами ссуды, займов или других видов капитала.
Проектное финансирование напрямую не зависит от государственных субсидий или финансовых вложений корпоративных источников. В развитых странах этот метод используется уже десятилетия. У нас этот метод начал применяться недавно, с выходом Закона "О соглашении о разделе продукции" от 30.12.95 № 226-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.06.2001\ М75-ФЗ). Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия по использованию недр, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.
Основной особенностью проектного финансирования, в отличие от акционерного и государственного, является учет и управление рисками, распределение рисков между участниками проекта, оценка затрат и доходов с учетом этого. Проектное финансирование называют также финансированием с определением регресса (регресс — это требование о возмещении предоставленной в заем суммы).
Различают три формы проектного финансирования:
финансирование с полным регрессом на заемщика, т. е. наличие определенных гарантий или требование определенной формы ограничений ответственности кредиторов проекта. Риски проекта в основном падают на заемщика, зато при этом "цена" займа относительно невысока и позволяет быстро получить финансовые средства для реализации проекта. Финансирование с полным регрессом на заемщика используется для малоприбыльных и некоммерческих проектов;
финансирование без права регресса на заемщика, т. е. кредитор при этом не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость такой формы финансирования достаточно высока для заемщика, так как кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Таким образом, финансируются проекты, имеющие высокую прибыльность и дающие в результате реализации конкурентоспособную продукцию. Следовательно, в проекты такой формы финансирования должны быть заложены прогрессивные технологии производства продукции, а также подготовлены хорошо развитые рынки сбыта продукции, предусмотрены надежные договоренности с поставщиками материально-технических ресурсов для реализации проекта и пр.;
финансирование с ограниченным правом регресса. Такая форма финансирования проектов предусматривает распределение всех рисков проекта, между его участниками так, чтобы каждый участник брал на себя зависящие от него риски. В этом случае все участники принимают на себя конкретные коммерческие обязательства и цена финансирования умеренная. В таком случае все участники проекта заинтересованы в эффективной реализации проекта, поскольку их прибыль зависит от их деятельности.
В отличие от традиционных форм проектное финансирование позволяет:
—более достоверно оценить платежеспособность и надежность заемщика;
—рассмотреть весь инвестиционный проект с точки зрения
жизнеспособности, эффективности, реализуемости, обеспеченности рисков;
—прогнозировать результат реализации инвестиционного
проекта.
Проектное финансирование по объективным и субъективным причинам в Российской Федерации находится на начальной стадии своего развития.
Лизинг
Под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования на срок от 3 до 20 и более лет, купленных арендодателем с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора.
В зависимости от срока, на который заключается договор аренды, различают три вида арендных операций:
—краткосрочная аренда на срок до года - рейтинг;
—среднесрочная аренда на срок от одного года до трех лет -хайринг;
—долгосрочная аренда от трех до двадцати и более лет - лизинг.
Лизинг можно рассматривать как метод финансирования в основные фонды, осуществляемый специальными (лизинговыми) компаниями, которые, приобретая для инвестора машины и оборудование, как бы кредитуют арендатора.
В рамках долгосрочной аренды различают две основные формы лизинговых операций — финансовый и оперативный лизинг.
Финансовый лизинг — соглашение, предусматривающее выплату в течение периода своего действия сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. По истечении срока действия такого соглашения арендатор может: вернуть объект аренды арендодателю, заключить новое соглашение на аренду данного оборудования, купить объект лизинга по остаточной стоимости.
Оперативный лизинг — соглашение, срок которого короче амортизационного периода изделия. После завершения срока действия соглашения предмет договора может быть возвращен владельцу или вновь сдан в аренду.
С экономической точки зрения лизинг имеет сходство с кредитом, предоставленным на покупку оборудования. При покупке реальных активов в кредит покупатель вносит в установленные сроки платежи в погашение долга, при этом продавец реальных активов для обеспечения возврата кредита сохраняет за собой право собственности на кредитуемый объект до полного погашения ссуды.
Определение лизинга приводится в Законе "О лизинге" от 29.10.98 № 164-ФЗ, здесь под лизингом понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основе договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Закон также определяет стороны лизинговой сделки (субъекты лизинга) и предмет лизинга. Субъектами лизинга могут быть лизингодатель и продавец (поставщик). При этом лизингодателем может выступать как юридическое, так и физическое лицо, роль которого в лизинговой сделке сводится к приобретению имущества и предоставлению его в качестве предмета лизинга лизингополучателю. Лизингополучателем может быть юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга во временное владение на определенных условиях.
Предметом лизинга в соответствии с Законом могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.
Несмотря на то что в основе лизинга лежат кредитные отношения, мы относим его не к форме кредитного финансирования, а выделяем в качестве самостоятельного метода финансирования реальных инвестиций. Такая позиция связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, лизинг в отличие от банковского кредита выступает как кредит в товарной форме; во-вторых, он довольно широко распространен в зарубежной практике, а в последние годы активно внедряется и в российскую практику, что позволяет говорить о том, что лизинг перерос из формы кредитного финансирования в самостоятельный метод.
В рамках лизинга как метода финансирования инвестиций источниками финансирования инвестиций могут быть:
- банковский кредит, если передаваемое по договору лизинга имущество приобретено лизингодателем за счет банковского кредита;
- собственные средства лизингодателя, если передаваемое по договору лизинга имущество приобретено за счет собственных средств лизингодателя;
- банковский кредит и собственные средства лизингодателя, если предмет договора лизинга приобретен с использованием обо их источников;
- собственные средства лизингополучателя, если речь идет о возвратном лизинге.
Традиционно участниками любой лизинговой сделки являются три субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец лизингового имущества.
Технология лизинговой сделки примерно следующая. Допустим, предприятие нуждается в каком-либо оборудовании. Оно ищет изготовителей этого оборудования и после соответствующего их анализа определяет наиболее приемлемого. Затем обращается в лизинговую компанию на предмет заключения договору. Лизинговая фирма заключает с хозяйствующим субъектом договор, согласно которому фирма полностью оплачивает поставщику стоимость основных фондов и сдает в аренду хозяйствующему субъекту с правом выкупа в конце срока аренды. Одновременно лизинговая фирма заключает договор с поставщиком о приобретении основных фондов. При заключении лизингового договора требуется банковская гарантия либо залог или страхование лизингового платежа и имущества, которое является объектом лизинговой сделки.
Основные фонды поступают хозяйствующему субъекту непосредственно от поставщика. В договоре указывается, сколько процентов лизингополучатель должен уплатить за эту своеобразную ссуду, определяется график платежей, которые должны вернуть лизинговой фирме стоимость основных фондов и принести ей лизинговый процент.
По окончании срока аренды хозяйствующий субъект (арендатор) может возвратить основные фонды лизинговой фирме либо продлить договор на новый срок на льготных условиях, либо выкупить его по остаточной стоимости.
При лизинге арендатор выплачивает лизинговой фирме не арендную плату, а полную стоимость имущества в рассрочку. В случае выявления дефектов лизинговых основных фондов лизинговая фирма полностью освобождается от претензий (претензии по трехстороннему договору относят на поставщика), на практике число участников лизинговой сделки может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от конкретных экономических условий. Так, в зарубежных странах при осуществлении крупных сделок число участников может увеличиваться до 6-7, в результате организация многосторонней лизинговой сделки, в которой в качестве одного из посредников выступает банк, может быть представлена схемой (рис.9):
Рис.9 Схема механизма лизинговой сделки
1 - кредит; 2 - оплата оборудования; 3 - продажа оборудования; 4 - лизинговый договор; 5 - лизинговые платежи; 6 - поставка оборудования; 7 - страхование оборудования.