Государственное финансирование

Государственное финансирование инвестиций в России мо­жет осуществляться в таких формах, как:

—финансовая поддержка, высокоэффективных инвестицион­ных проектов;

—финансирование в рамках целевых программ;

—финансирование проектов в рамках государственных вне­шних заимствований.

Финансовая поддержка высокоэффективных инвестицион­ных проектов. Данная форма государственного финансирования осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Принципиально новой особенностью инвестиционной полити­ки государства последнего времени является переход от распределе­ния бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному, частичному финансиро­ванию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.

Переход к оказанию государственной поддержки частным ин­весторам на конкурсной основе вместо целевого распределения бюджетных средств предусмотрен Указом Президента "О част­ных инвестициях в Российской Федерации" от 17.09.94 (в ред. от 16.04.96) № 1928 и постановлением Правительства "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на кон­курсной основе" от 22.06.94 № 744. При Министерстве экономики РФ создана Комиссия по инвестиционным конкурсам, организо­ваны рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эф­фективных инвестиционных проектов.

В основных требованиях к инвестиционным проектам пре­дусмотрено, что:

—право на участие в конкурсе на получение государственной
поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую
очередь с развитием "точек роста" экономики, по которым инве­стор вкладывает не менее 20 % собственных средств (акционер­ный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необходи­мых для реализации проекта;

—срок окупаемости указанных проектов не должен, как пра­вило, превышать двух лет;

—государственная поддержка реализации прошедших кон­курсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться:

а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возврат­ной основе, либо на условиях закрепления в государственной соб­ственности части акций, создаваемых акционерных обществ;

б) путем предоставления государственных гарантий по возмеще­нию части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае
срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвесто­ра (далее именуются государственные гарантии для инвестицион­ных проектов). Государственные гарантии для инвестиционных
проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных
на эти цели в федеральном бюджете на очередной год;

- инвестиционные проекты представляются на конкурс
в Минэкономики и торговли России и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспер­тизы, государственной ведомственной или независимой экспер­тизы.

Финансирование целевых программ. Утвержденные целевые программы могут быть реализованы за счет:

—средств федерального бюджета и средств бюджетов субъек­тов Российской Федерации;

—внебюджетных средств. К внебюджетным источникам, при­влекаемым для финансирования целевых программ, относят:
взносы участников реализации программ, в том числе предприя­тий и организаций государственного и негосударственного секто­ров экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, за­интересованных в осуществлении программ: кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инве­сторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдель­ных мероприятий), и другие поступления;

—специальных фондов. Для осуществления целевых про­грамм могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остаю­щаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства
бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюд­жетных фондов федеральных органов исполнительной власти
и другие;

—средств иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы
могут финансировать целевые программы на основе долевого уча­стия. Привлечение иностранного капитала к реализации про­граммных мероприятий осуществляется в соответствии с законо­дательством об иностранных инвестициях;

—кредитов. Источником финансирования целевых программ
могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а так­
же целевые кредиты банков под государственные гарантии.
Оформление и предоставление государственных гарантий на вы­
дачу кредита коммерческими банками осуществляет Минфин
РФ. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам
под конкретные объекты программных мероприятий.

Финансирование проектов в рамках государственных вне­шних заимствований. Государственными внешними заимствова­ниями Российской Федерации являются привлекаемые из иност­ранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по кото­рым возникают государственные финансовые обязательства Рос­сийской Федерации как заемщика финансовых средств или га­ранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования России формируют ее государственный внешний долг.

Смешанное финансирование. Данный метод финансирова­ния инвестиций довольно распространен на практике и предпола­гает одновременное использование не одного, а нескольких мето­дов финансирования. Например, наряду с акционерным финанси­рованием, можно использовать кредитование. При смешанном финансировании необходимо контролировать долю собственных источников финансирования и инвестиций.

Для определения доли собственных средств в общем объеме ин­вестиций можно использовать коэффициент самофинансирования

Государственное финансирование - student2.ru

где СС — собственные средства предприятия (чистая прибыль и амортизационные отчисления);

И — общая сумма инвестиций.

Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51 %). При более низком значении (например, 0,49) предприятие утрачивает финансовую независимость по отношению к внешним источни­кам финансирования (заемным и привлеченным средствам).

Проектное финансирование

Финансирование инвестиций можно осуществлять методом проектного финансирования. Его можно укрупнено охарактери­зовать как финансирование инвестиционных проектов, при кото­ром сам проект является способом обслуживания долговых обяза­тельств (т. е. за предоставление финансирования предоставляется право на участие в разделе результатов реализации проекта).

Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уро­вень дохода, который обеспечит погашение предоставленных ин­весторами ссуды, займов или других видов капитала.

Проектное финансирование напрямую не зависит от государ­ственных субсидий или финансовых вложений корпоративных источников. В развитых странах этот метод используется уже де­сятилетия. У нас этот метод начал применяться недавно, с выхо­дом Закона "О соглашении о разделе продукции" от 30.12.95 № 226-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.06.2001\ М75-ФЗ). Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение ука­занных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия по использованию недр, в том числе ус­ловия и порядок раздела произведенной продукции между сторо­нами соглашения.

Основной особенностью проектного финансирования, в отличие от акционерного и государственного, является учет и управление рисками, распределение рисков между участниками проекта, оценка затрат и доходов с учетом этого. Проектное финансирование называ­ют также финансированием с определением регресса (регресс — это требование о возмещении предоставленной в заем суммы).

Различают три формы проектного финансирования:

финансирование с полным регрессом на заемщика, т. е. на­личие определенных гарантий или требование определенной фор­мы ограничений ответственности кредиторов проекта. Риски про­екта в основном падают на заемщика, зато при этом "цена" займа относительно невысока и позволяет быстро получить финансовые средства для реализации проекта. Финансирование с полным рег­рессом на заемщика используется для малоприбыльных и неком­мерческих проектов;

финансирование без права регресса на заемщика, т. е. креди­тор при этом не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость такой формы финансирования достаточно высока для заемщика, так как кредитор надеется получить соответствующую компенса­цию за высокую степень риска. Таким образом, финансируются проекты, имеющие высокую прибыльность и дающие в результате реализации конкурентоспособную продукцию. Следовательно, в проекты такой формы финансирования должны быть заложены прогрессивные технологии производства продукции, а также под­готовлены хорошо развитые рынки сбыта продукции, предусмот­рены надежные договоренности с поставщиками материально-технических ресурсов для реализации проекта и пр.;

финансирование с ограниченным правом регресса. Такая форма финансирования проектов предусматривает распределе­ние всех рисков проекта, между его участниками так, чтобы каж­дый участник брал на себя зависящие от него риски. В этом случае все участники принимают на себя конкретные коммерческие обя­зательства и цена финансирования умеренная. В таком случае все участники проекта заинтересованы в эффективной реализации проекта, поскольку их прибыль зависит от их деятельности.

В отличие от традиционных форм проектное финансирование позволяет:

—более достоверно оценить платежеспособность и надеж­ность заемщика;

—рассмотреть весь инвестиционный проект с точки зрения
жизнеспособности, эффективности, реализуемости, обеспеченности рисков;

—прогнозировать результат реализации инвестиционного
проекта.

Проектное финансирование по объективным и субъективным причинам в Российской Федерации находится на начальной ста­дии своего развития.

Лизинг

Под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду ма­шин и оборудования на срок от 3 до 20 и более лет, купленных арендодателем с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора.

В зависимости от срока, на который заключается договор аренды, различают три вида арендных операций:

—краткосрочная аренда на срок до года - рейтинг;

—среднесрочная аренда на срок от одного года до трех лет -хайринг;

—долгосрочная аренда от трех до двадцати и более лет - лизинг.

Лизинг можно рассматривать как метод финансирования в основные фонды, осуществляемый специальными (лизинговы­ми) компаниями, которые, приобретая для инвестора машины и оборудование, как бы кредитуют арендатора.

В рамках долгосрочной аренды различают две основные фор­мы лизинговых операций — финансовый и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг — соглашение, предусматривающее вып­лату в течение периода своего действия сумм, покрывающих пол­ную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. По истечении срока действия та­кого соглашения арендатор может: вернуть объект аренды арендо­дателю, заключить новое соглашение на аренду данного оборудо­вания, купить объект лизинга по остаточной стоимости.

Оперативный лизинг — соглашение, срок которого короче амортизационного периода изделия. После завершения срока дей­ствия соглашения предмет договора может быть возвращен вла­дельцу или вновь сдан в аренду.

С экономической точки зрения лизинг имеет сходство с кре­дитом, предоставленным на покупку оборудования. При покупке реальных активов в кредит покупатель вносит в установленные сроки платежи в погашение долга, при этом продавец реальных акти­вов для обеспечения возврата кредита сохраняет за собой право соб­ственности на кредитуемый объект до полного погашения ссуды.

Определение лизинга приводится в Законе "О лизинге" от 29.10.98 № 164-ФЗ, здесь под лизингом понимается вид инвести­ционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основе договора лизинга физическим или юридическим ли­цам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Закон также определяет сторо­ны лизинговой сделки (субъекты лизинга) и предмет лизинга. Субъектами лизинга могут быть лизингодатель и продавец (по­ставщик). При этом лизингодателем может выступать как юриди­ческое, так и физическое лицо, роль которого в лизинговой сделке сводится к приобретению имущества и предоставлению его в ка­честве предмета лизинга лизингополучателю. Лизингополучате­лем может быть юридическое или физическое лицо, которое в со­ответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизин­га во временное владение на определенных условиях.

Предметом лизинга в соответствии с Законом могут быть лю­бые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое может ис­пользоваться для предпринимательской деятельности.

Несмотря на то что в основе лизинга лежат кредитные отно­шения, мы относим его не к форме кредитного финансирования, а выделяем в качестве самостоятельного метода финансирования реальных инвестиций. Такая позиция связана с двумя обстоятель­ствами. Во-первых, лизинг в отличие от банковского кредита выс­тупает как кредит в товарной форме; во-вторых, он довольно ши­роко распространен в зарубежной практике, а в последние годы активно внедряется и в российскую практику, что позволяет гово­рить о том, что лизинг перерос из формы кредитного финансиро­вания в самостоятельный метод.

В рамках лизинга как метода финансирования инвестиций источниками финансирования инвестиций могут быть:

- банковский кредит, если передаваемое по договору лизинга имущество приобретено лизингодателем за счет банковского кредита;

- собственные средства лизингодателя, если передаваемое по договору лизинга имущество приобретено за счет собственных средств лизингодателя;

- банковский кредит и собственные средства лизингодателя, если предмет договора лизинга приобретен с использованием обо­ их источников;

- собственные средства лизингополучателя, если речь идет о возвратном лизинге.

Традиционно участниками любой лизинговой сделки явля­ются три субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец лизингового имущества.

Технология лизинговой сделки примерно следующая. Допус­тим, предприятие нуждается в каком-либо оборудовании. Оно ищет изготовителей этого оборудования и после соответствующе­го их анализа определяет наиболее приемлемого. Затем обращает­ся в лизинговую компанию на предмет заключения договору. Лизинговая фирма заключает с хозяйствующим субъектом дого­вор, согласно которому фирма полностью оплачивает поставщику стоимость основных фондов и сдает в аренду хозяйствующему субъекту с правом выкупа в конце срока аренды. Одновременно лизинговая фирма заключает договор с поставщиком о приобре­тении основных фондов. При заключении лизингового договора требуется банковская гарантия либо залог или страхование лизингового платежа и имущества, которое является объектом лизинговой сделки.

Основные фонды поступают хозяйствующему субъекту не­посредственно от поставщика. В договоре указывается, сколько процентов лизингополучатель должен уплатить за эту своеобраз­ную ссуду, определяется график платежей, которые должны вер­нуть лизинговой фирме стоимость основных фондов и принести ей лизинговый процент.

По окончании срока аренды хозяйствующий субъект (аренда­тор) может возвратить основные фонды лизинговой фирме либо продлить договор на новый срок на льготных условиях, либо вы­купить его по остаточной стоимости.

При лизинге арендатор выплачивает лизинговой фирме не арендную плату, а полную стоимость имущества в рассрочку. В случае выявления дефектов лизинговых основных фондов ли­зинговая фирма полностью освобождается от претензий (претен­зии по трехстороннему договору относят на поставщика), на прак­тике число участников лизинговой сделки может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от конкретных экономических ус­ловий. Так, в зарубежных странах при осуществлении крупных сделок число участников может увеличиваться до 6-7, в результа­те организация многосторонней лизинговой сделки, в которой в качестве одного из посредников выступает банк, может быть представлена схемой (рис.9):

Государственное финансирование - student2.ru

Рис.9 Схема механизма лизинговой сделки

1 - кредит; 2 - оплата оборудования; 3 - продажа оборудования; 4 - ли­зинговый договор; 5 - лизинговые платежи; 6 - поставка оборудования; 7 - страхование оборудования.

Наши рекомендации