Лекция 8.Бюджетное устройство и бюджетный процесс
1. Бюджетная система государства.
2. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти.
3. Бюджетный процесс.
1. Бюджетная система государства. Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой совокупность республиканского бюджета Республики Беларусь и бюджетов административно-территориальных единиц (областей, города Минска).
Принципы бюджетной системы:
– единства – обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением статистической и бюджетной информации;
– полноты – достигается включением всех налогов, определенных законодательством, других обязательных платежей и платежей иных поступлений, определением размера и порядка расходования денежных средств;
– реальности – финансирование расходов должно происходить исходя из объема реально поступающих доходов и средств;
– гласности – доведение до граждан через СМИ хода обсуждения и принятия закона о бюджете, отчета о его исполнении;
– самостоятельности – наличие собственных источников доходов и право соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятии, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и г. Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска выделяются дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. Доходы республиканского бюджета: регулирующие доходы за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска; доходы от ВЭД; доходы государственных целевых бюджетных фондов; трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами; другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Расходы республиканского бюджета:капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности; природоохранные мероприятия; мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; общегосударственные программы по социальной защите населения; другие общегосударственные целевые программы; затраты, связанные с ВЭД; государственные учреждения и организации образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения; расходы на содержание республиканских государственных органов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности; национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы; погашение кредитов банков и иностранных государств по государственному долгу и оплата процентов по нему; образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов; выдача займов, ссуд, дотаций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г. Минска; другие расходы, предусматриваемые в бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.
К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Советы депутатов в пределах своей компетенции составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов. Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в т. ч. использовать на выдачу займов юридическим лицам в порядке, установленном законодательством.
2. Бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти.Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и внебюджетных фондах», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими законодательными и подзаконными актами.
Бюджетные права можно классифицировать на материальные и процессуальные. Материальные бюджетные права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и направления расходов всех бюджетов, полномочия субъектов бюджетного права, их права и обязанности. Процессуальные бюджетные права проявляются через участие в бюджетном процессе. Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканскими и местными уровнями их представительства.
Бюджетные полномочия исполнительных органов власти (Совета Министров Республики Беларусь):
– ежегодное предоставление на рассмотрение Президенту Республики Беларусь проектов законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Непосредственное составление республиканского бюджета производится Министерством финансов Республики Беларусь;
– обеспечение исполнения республиканского бюджета, которое непосредственно осуществляется Министерством финансов;
– рассмотрение и представление Президенту проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
– ежегодное рассмотрение и представление Президенту проектов законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов и об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;
– ежеквартальное информирование палат Парламента о расходовании средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь.
Бюджетные полномочия законодательных органов власти (Национального Собрания Республики Беларусь):
– рассмотрение проекта закона и принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
– рассмотрение отчетов об исполнении республиканского бюджета и принятие закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
– принятие закона о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год;
– утверждение нормативов отчислений от общегосударственных доходных источников в местные бюджеты областей и г. Минска.
Бюджетные права субъектов местного самоуправления:
– право на наличие собственного бюджета и самостоятельности его составления, рассмотрения, утверждения и исполнения;
– выделение из местного бюджета сметы доходов и расходов городских районов, не имеющих собственных бюджетов;
– составление проекта своего бюджета, обсуждение и утверждение его, составление отчета об исполнении и утверждение его;
– получение доходов, включение которых в местные бюджеты предусмотрено законом о бюджете на очередной финансовый год;
– получение необходимых финансовых ресурсов при возложении на местный бюджет задачи государственной важности;
– установление на своих территориях местных налогов и сборов, предусмотренных законом о бюджете;
– вкладывание свободных средств в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдача ссуд юридическим лицам;
– внесение изменений в доходы и расходы местных бюджетов в процессе исполнения бюджета, что при этом не должно приводить к дефициту бюджетов или увеличению установленного размера дефицита.
3. Бюджетный процесс.Бюджетный процесс Республики Беларусь как самостоятельной республики был сформирован в 1991 г. после обретения суверенитета и взятым курсом на экономические преобразования. С этого периода были заложены основы национальной финансовой и бюджетной систем, определен статус местных бюджетов, порядок формирования их доходной базы, упорядочены межбюджетные отношения. Бюджетный процесс в Республике Беларусь организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией, законами «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О бюджетной классификации Республики Беларусь», налоговым законодательством, другими законами и нормативными актами, решениями Президента Республики Беларусь.
Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами. Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты – решениями местных Советов депутатов.
Участники бюджетного процесса: Президент Республики Беларусь; Парламент Республики Беларусь; Правительство Республики Беларусь; местные Советы депутатов; местные исполнительные и распорядительные органы; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь; иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса; распорядители и получатели бюджетных средств; банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.
В Республике Беларусь бюджетный процесс состоит из четырех этапов:
1. Составление бюджета. Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов и начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами (соответствующими исполнительными и распорядительными органами). Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики.
Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому (бюджетному) году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а после одобрения Правительством – на рассмотрение Президента Республики Беларусь. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и его органы представляют Министерству финансов, местным исполнительным и распорядительным органам статистическую информацию, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического развития, проектов бюджетов. Национальный банк представляет в Министерство финансов информацию, необходимую для подготовки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год. Министерством финансов и местными финансовыми органами соответственно определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. Расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов. Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета относится к компетенции представительной власти. Кабинет Министров рассматривает представленный Министерством финансов проект республиканского бюджета. Представленный Правительством проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения представительной власти о принятии проекта бюджета или его отклонении. С докладом о проекте республиканского бюджета выступает представитель Правительства. Содоклад делает председатель отраслевой постоянной комиссии. Затем проходят прения по докладам. На голосование выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным на голосование бюджетным показателям считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов. Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется «Законом о бюджете». В «Законе о бюджете» отражаются общий объем доходов и расходов республиканского бюджета; ассигнования на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, ВЭД, органов государственной власти, судов, правоохранительных органов, прокуратуры, государственной безопасности, обороны, пограничных войск, таможенной службы; размер резервного фонда Президента и других целевых фондов; размер средств на обслуживание и погашение государственного долга; предельный размер дефицита; размер оборотной кассовой наличности; нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты областей и г. Минска. В случае отклонения Парламентом проекта бюджета постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов, сокращении расходов или внесении изменений в налоговое законодательство. Проект бюджета возвращается правительству на доработку.
3. Исполнение бюджета относится к компетенции исполнительной власти, которая ежегодно разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила исполнения бюджета. Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов, местным финансовым органам, Главной государственной налоговой инспекции и региональным государственным налоговым инспекциям. Министерству финансов предоставлено право получать от министерств, других центральных органов управления, предприятий и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных ассигнований, ограничивать и приостанавливать финансирование расходов при несоблюдении получателями требований нормативных актов. Идентичными правилами наделены финансовые органы. Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит казначейству, в функции которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета и контроль за его исполнением.
Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджета. Оно возложено на банковскую систему. Кассовое исполнение бюджета заключается в приеме, хранении и выдаче бюджетных средств. Каждый бюджет должен быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В утвержденные росписи доходов и расходов бюджета могут быть внесены изменения в случаях принятия законодательных и подзаконных актов, вызывающих изменения доходов и расходов.
Выделяемые из бюджета средства поступают в распоряжение руководителей бюджетных учреждений, которых называют распорядителями бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям бюджетных средств относятся руководители министерств и ведомств, управления (отделы) исполкомов местных Советов депутатов. Нижестоящие распорядители – руководители подчиненных органов подведомственных организаций и учреждении. Главные распорядители имеют право расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых ими учреждений и распределять выделенные ими ассигнования между нижестоящими распорядителями. Нижестоящие распорядители бюджетных средств должны использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределив их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений получают бюджетные средства для непосредственного расходования. Как главные, так и нижестоящие распорядители бюджетных средств обязаны использовать выделенные им ассигнования строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За нарушения в использовании средств распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность. При несоблюдении местными Советами депутатов решений вышестоящих Советов депутатов в части размеров нормативов и взаимных расчетов в процессе исполнения бюджетов средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются в бесспорном порядке.
Исполнение бюджетов завершается 31 декабря. Однако для решения расчетов и исполнения обязательств в период исполнения бюджетов предусматривается льготный период, составляющий один месяц.
4. Утверждение отчета бюджета. Работа по составлению отчета начинается сразу же после завершения бюджетного года. Организация работы по составлению отчета возлагается на Правительство и исполкомы местных Советов депутатов. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджета занимается соответственно Министерство финансов и финансовые органы. Органы исполнительной власти общей компетенции направляют всем распорядителям бюджетных средств письмо с требованием предоставить информацию о фактическом использовании бюджетных средств. Финансовые органы на основе предоставляемых им отчетных данных составляют проект отчета об исполнении бюджета, который передается соответствующим органам исполнительной власти для рассмотрения и предоставления в органы представительной власти. Отчет рассматривается в постоянных комиссиях и затем представляется для утверждения на заседании органов представительной власти. Утверждение отчета оформляется постановлением органа представительной власти.
По республиканскому бюджету отчет должен быть предоставлен в Парламент не позже пяти месяцев со времени окончания отчетного финансового года. Общим правилом для всех бюджетов является то, что отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год рассматриваются и утверждаются одновременно с рассмотрением и утверждением бюджетов на предстоящий год. Отчет об исполнении бюджета публикуется в СМИ.
Исходя из вышесказанного, становится очевидной необходимость строгого соблюдения государственной финансовой дисциплины и бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса.