Виды лицензий, виды платежей при оплате лицензии, методы оценки стоимости лицензии

Лицензия – это предоставление (разрешение) другому лицу права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности (РИД) или средства индивидуализации

ВИДЫ: А. По объему передаваемых прав.

Исключительная лицензия - лицензиату передается исключительное право использования ОИС.

Неисключительная лицензия лицензиар сохраняет за собой права на предоставление лицензии третьим лицам.

Полная лицензия - если в договоре на передачу прав за лицензиаром не сохраняется не только право выдачи лицензий другим лицам, но и право на дальнейшее использование ОИС.

Открытая лицензия – предоставление любому лицу права на использование ОИС. Лицензиат в этом случае обязан заключить с лицензиаром договор о платежах. .

Б. В зависимости от целей использования.

Лицензия на сбыт (торговая лицензия) - это лицензия на реализацию продукции, когда лицензиар организует производство запатентованной продукции самостоятельно или на каком-либо третьем предприятии, а лицензиат осуществляет поставки этой продукции на условиях лицензиара.

Лицензия на производство предоставляет право лицензиату производить продукцию для потребностей лицензиара. В чистом виде подобные лицензии встречаются редко.

Лицензия на использование - лицензиату предоставляется лишь право на пользование или применение товара.

Также может быть издательский лицензионный договор. По данному договору издатель получает разрешение на издание произведения, а также на него возлагается обязанность издать произведение, не позднее срока, установленного в договоре.

В международной практике лицензионной торговли широкое распространение получили опционные соглашения. Это договор, по которому владелец изобретения на коммерческой основе предоставляет покупателю право конфиденциального ознакомления с сущностью изобретения и исключительные права на заключение лицензионного договора в течение срока действия опционного соглашения.

Виды платежей при оплате лицензии

Паушальный платеж – единовременная выплата, может выполняться в несколько приемов

Роялти – доля лицензиара в дополнительной прибыли лицензиата от реализации продукции по лицензии в форме периодических отчислений (квартальных или годовых) лицензиата лицензиару в соответствии с условиями лицензионного договора. Расчет суммы роялти производится путем умножения ставки роялти на выбранную базу расчета (валовая прибыль; единица реализуемой продукции по лицензии; чистый доход; выручка от реализации продукции по лицензии и др.) В мировой практике самой популярной базой для расчета роялти является валовая прибыль – разность между выручкой и себестоимостью. В России – выручка. Роялти выплачивается постоянно, распределяется на весь период лицензионного платежа.

Существует несколько методов для определения доли лицензиара в дополнительной прибыли лицензиата от продукции по лицензии.

1. Правило Бегунка.

Наиболее известным примером является «правило 25%», в соответствии с которым лицензиаты готовы платить лицензиару четверть ожидаемой дополнительной прибыли от реализации продукции по лицензии. Значение 25% нужно рассматривать как ориентир, который можно корректировать в ту или иную сторону в зависимости от условий конкретной сделки.

2. Использование специальных таблиц

3. Экспертный метод.

На долю лицензиара в дополнительной прибыли лицензиата влияют следующие факторы: объем передаваемых прав; степень готовности объекта лицензии; величина будущих доходов лицензиата; и пр. Этим качественным характеристикам необходимо дать определенную количественную оценку.

Стандартные ставки роялти берутся из специальных таблиц. Их необходимо корректировать в зависимости от типа лицензионного договора и отдельных его параметров:

Комбинированный платеж – самый популярный, сочетание паушального платежа (сразу после заключения договора) и роялти (периодические отчисления, выплачиваемые в зависимости от реализации).

Факторы, влияющие на стоимость лицензии.

1. Объем передаваемых прав.

2. Область техники, к которой относится изобретение.

3. Значимость изобретения.

4. Стадия жизненного цикла изобретения.

5. Срок, на который заключается соглашение.

6. Конкурентоспособные преимущества.

7. Размер потенциального рынка.

8. Размер ожидаемой прибыли лицензиата.

Методы оценки стоимости лицензии.

1. Рыночный подход. Для многих отраслей промышленности существуют средние размеры роялти, которые могут использоваться как дополнительные ориентиры. Эти данные базируются в основном на ценах за неисключительные лицензии. Надбавка за исключительность составляет от 20% до 50%.

2. Затратный подход. Существует теория, по которой оценка патента – это затраты на воспроизведение запатентованной технологии конкурентом. Однако количество затраченных усилий и результат не всегда равнозначны, а скорее наоборот.

3. Подход от общего профиля бизнеса. Данный подход появился относительно недавно на Западе. Следует ориентироваться на ожидания относительно бизнеса в целом, а не только влияния отдельной лицензии на сбыт конкретного продукта. Главная цель - покрыть затраты на исследования и развитие в целом за счет продажи патентов и лицензий. Издержки на эти цели устанавливаются как процент от продаж для бизнеса в целом. На Западе стандартная величина для высокотехнологичного бизнеса – 15%. Отличие от предыдущего подхода: за счет текущего бизнеса покрываются совокупные затраты на разработку и развитие технологии в широком смысле, включая неудачи, тогда как затратный подход фокусируется только на конкретной лицензируемой технологии.

4. Доходный подход. Расчет стоимости лицензии представляет собой дисконтированную сумму прогнозных платежей лицензиата.

Виды лицензий, виды платежей при оплате лицензии, методы оценки стоимости лицензии - student2.ru

С– стоимость лицензии; Rt – ставка роялти в процентах в году t; Qt - объем реализации (производства или другой базы для расчета роялти) в году t; Pt - цена единица продукции по лицензии в году t; Kdt – коэффициент дисконтирования в году t; ПП - – паушальный платеж; T-срок действия лицензии; как правило, включает период освоения лицензии, роялти могут поступать не с первого года освоения лицензии, а, например, со 2-ого года, то есть t=2; t-номер года действия лицензионного договора
39.Стоимость товарного знака, факторы на нее влияющие и методы оценки

Това́рный знак (ТЗ) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

ТЗ является своеобразной гарантией получения добавленной ценности, выгод, которые отсутствуют у товаров компаний-конкурентов.

Важнейшие факторры, влияющие на стоимостьТЗ:

- известность и доверие потребителя, частота появления рекламы и охват ею потенциальных потребителей.

- влияет, как этот знак «поработал» на рынке, и какие доходы планирует получить с его помощью новый владелец.

- возраст ТЗ; - постоянство использования; - география использования; - узнаваемость; - затраты на продвижение; - доля рынка; - абсолютный или относительный уровень прибыльности.

Если ТЗ разработан на предприятии – на баланс ставим по стоимости создания, при покупке – по рыночной.

Затратный:

При оценке ТЗ затратным подходом результат такой оценки оказывается не адекватным действительной стоимости: предприятия, потратив приблизительно равные суммы на продвижение товарного знака, далеко не всегда добиваются одинакового результата.

1. восстановит. стоимость (стоимость восстановления): регистрация и разработка ТЗ, затраты на рекламу (основные), консультац. И юрид. Услуги – в соврем. Ценах;

2. стоимость замещения: ст-ть ребрендинга, точная копия в современных ценах, но с отклонениями, если компания меняла ТЗ (смена ТЗ на другой – стоимость замещения), как пример – ребрендинг МТС;

3. метод исходных (исторических) затрат: сумма проиндексированных средств, вложенных в разное время в создание оцениваемой собственности, покажет стоимость нового актива. Всегда добавляется предпринимательская прибыль.

Обязательно учитываются затраты на рекламу, приведённые к дате оценки.

Определение обесценения (износа) товарного знака

По мнению отдельных экономистов, товарный знак не может иметь обесценения, поскольку чем дольше ТЗ индивидуализирует товары (услуги) на рынке, тем больше его ценность. В связи с этим затраты корректируются не на уменьшающий коэффициент обесценения, а на повышающий коэффициент времени использования товарного знака Ив:

Однако может быть и износ ТЗ. Основными причинами возникновения износа ТЗ являются:

• Неэффективность или отсутствие рекламной компании

• Снижение качества выпускаемой продукции

Доходный подход:

Стоимость ТЗ = части Прибыли от реализации товаров, защищенных ТЗ:

П = Q за срок действия ТЗ Х Предполаг. цена ед-цы прод-и с ТЗ Х Норма прибыли.

Методы ДохПодх:

1) При опред. ставки диск. возн доп. риски: появл-е более сильного ТЗ на рынке; появл. контрафакта; ошибки менеджмента.

2) метод освоб. от роялти (формир. гипотет. ден. поток): зависит от прибыльности отрасли

3) метод преимущества в прибыли (реальный ден. поток): преим-во в объеме от исп-я ТЗ Х цена / преим-во в цене Х объем. Сравнение с узкорегиональным брендом.

4) метод избыт. прибыли для оценки гудвилла – прямая капитализация избыточного по сравн. с отраслью/аналогами ден. потока, если нет других явно выраженных НМА у компании

5) метод поступлений (дополнительный в подтверждение): опр-ся часть дох., получен. за счёт ТЗ

6) исп-е мультипликаторов: цена/прибыль (акции котир. на рынке) Х денпот = ст-ть ТЗ

7) методы рейтинговых оценок:

• Интербрендинг: Показатель «сила бренда»: факторы: рынок, стабильность, лидерство, мировая распространенность, тенденция разв-я, поддержка, правовая охрана. => выводится S-кривая рисков по отрасли, определ-ся ставка диск.

• Бренд-финанс: 10 пок-лей по 10 баллов: время действия на рынке, ур-нь сбыта; доля рынка; позиция на рынке; ур-нь роста продаж; ценовая надбавка; эластичность цены; маркетинговая поддержка; эф-ть рекламы; сила ТЗ.

Сравнительный подход

Сложность применения сравнительного подхода объясняется ограниченностью рынка объектов интеллектуальной собственности в России, при которой получить информацию о стоимости и условиях сделки крайне проблематично. Одна, пусть и аналогичная продажа, не может выступать в качестве объекта-аналога, так как одна продажа не формирует рынок.

Следовательно, отсутствие необходимых объемов данных, приводит к тому, что становящаяся доступной информация о сделках с ИС используется в оценке всего лишь как сигнальная (ориентировочная), не влияющая на итоговое значение искомой рыночной стоимости.

Методы оценки связаны с объектом, стандартные.

Факторы, влияющие на стоимость ТЗ

– срок использования на рынке (продлевать на 10 лет, в целом актив – бессрочный),

Доходный подход – МДДП + прямая капитализация, т.к. актив бессрочный.

- действие на определённой территории

- спрос на товар с этим ТЗ

- лицензионные договоры с этим ТЗ

Наши рекомендации