Бюджетное устройство и бюджетный процесс.

Бюджетная сис­темаРФ - совокуп­ность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

бюджетное устройство и бюджетный процесс. - student2.ru

Принци­пы бюджетной системы РФ:

1. единства; (означает соз­дание единых правовых и организационных основ функциони­рования бюджетной системы, предполагает единство бюджет­ного законодательства, форм бюджетной документации и отчетности и.др.)

2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3. самостоятель­ности бюджетов (право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов, эффектив­но использовать средства; самостоятельно осу­ществлять бюджетный процесс и т.д.)

4. равенства бюджетных прав субъектов Российс­кой Федерации, муниципальных образований;

5. полноты отраже­ния доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6. сбалансированности бюджета;

7. эффек­тивности и экономности использования бюджетных средств;

8. принцип гласности; достоверности бюджетов; адресности и целевого характера бюд­жетных средств.

Функционирование бюджетной системы РФ регулируется следующими основными законодательными актами: Конституци­ей РФ, Бюджетным кодексом РФ, Налоговым ко­дексом РФ, Федеральным законом № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», федеральными закона­ми о федеральном бюджете на соответствующий период, законами (решениями) представительных органов власти субъектов РФ (представительных органов местного самоуправления) о регио­нальных (местных) бюджетах на соответствующий период.

Бюджетный процесспредставляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, по утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполне­нием.

Бюджетный периодпредставляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.

Федеральный бюджет составляется на 3 года: на очередной финансовый год и плановый период (+2 года).

Стадии бюджетного процесса:

1. составле­ние проекта бюджета:

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до очередного года. Министерство финансов РФ разрабатывает проект бюджета, основываясь на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития, прогнозе сводного финансового баланса.

2. рассмотрение и утверждение бюджета:

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете не позднее 30 сентября текущего года. Государственная Дума рассматривает и обсуждает проект закона в ТРЕХ чтениях. После принятия Государственной Думой закона о федераль­ном бюджете он передается в Совет Федера­ции для его утверждения. Затем закон направляет­ся Президенту РФ для подписания и обнародования.

3. ис­полнение бюджета:

Возложено на исполнительные органы власти, которые организуют этот процесс через соответствующие финансовые, казначейские, налоговые, таможенные органы. В Российс­кой Федерации устанавливается только казначейское исполнение бюджетов, т.е. функции кассового исполнения бюджета возложены на специально созданные казначей­ские органы (прием доходов, хранение и выдачу бюджетных средств на осуществление расходов, ведение учета и отчетности)

4. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение (или контроль за исполнением бюджета):

Отчет об исполнении бюджета готовит казначейский орган, на ос­новании отчетов главных распорядителей и по­лучателей бюджетных средств. Исполнительные органы власти одобряют отчет и направляют его в законодательный орган в форме проекта закона. Происходит его утверждение и публикация в открытой печати.

Наши рекомендации