Расчет влияния качества товара на среднюю цену реализации
Сорт товара | Цена реализации, руб. | Удельный вес, % | Изменение средней цены реализации, руб. | ||
план | факт | факт к плану, +;- | |||
5 = 4-3 | 6 = 2x5 | ||||
21,7 | |||||
-7 | -15,1 | ||||
2 | -2 | -4 | |||
Всего | X | X | +2,6 |
Вывод, Увеличение производства товара повышенного качества на 9% обеспечило повышение цены реализации на 2,6 руб.
Если изменение средней цены реализации умножить на фактический объем производства данного товара, то будет получена экономическая выгода в виде дополнительной выручки от его продажи.
Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать, т.е. производство должно соответствовать спросу. Обоснование объемов производства, ассортиментной программы и рынков сбыта должно быть основано на результатах SWOT-анализа.
Анализ эффективности ассортиментных программпроводят по показателям: уровень выполнения плана по ассортименту, коэффициент обновления ассортимента, процент снижения себестоимости и увеличения прибыли за счет изменения структуры производства.
В выполнение плана по ассортименту не засчитывают продукцию, изготовленную сверх плана или не предусмотренную планом. Пример, плановое производство товара А — 100 ед., товара В — 150 ед., фактическое производство составило 80 и 200 ед. соответственно. Уровень выполнения плана по ассортименту составил: А— 80%, В — 100%.
Причинами невыполнения ассортиментной программы могут быть изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды товара, ухудшение состояния материально-технического обеспечения организации, недостатки в организации труда, непроизводительные потери рабочего времени, недостоверные результаты маркетинговых исследований, ошибки в бизнес-планировании и др.
Для оценки влияния внешних факторов (изменение конъюнктуры рынка, снижения платежеспособного спроса, рыночных цен, активизации конкурентов) необходимо сопоставить ассортимент производства и продажу продукции.
Результаты анализа ассортимента продукции — основа для прогнозирования обеспеченности сырьем, материалами, оснащением, оборудованием, для составления штатного расписания и расчета себестоимости товара, что в конечном итоге влияет на прибыль и рентабельность организации. Например, если будет рост производства трудоемкой продукции, то возрастут издержки и уменьшится прибыль от продажи. Если в производстве и продаже увеличится удельный вес более дорогой продукции, то возрастет выручка, а следовательно и размер прибыли.
Расчет экономических резервов за счет изменения ассортимента продукции аналогичен расчету влияния качества на изменение цены реализации (табл. 35).
Расширение ассортимента за счет организации новых производств и обновления продукции имеет важное значение для роста доходности предприятия. Увеличение доли обновляемых товаров с определенной их периодичностью свидетельствует о планомерном развитии инновационной деятельности фирмы и быстрой адаптации к запросам покупателей. При этом следует рассчитать коэффициент обновления (Кобнов):
Кобнов = ТПнт/ВП,
где ТПНТ — стоимость новых товаров; ВП — стоимость валовой продукции.
В процессе анализа продукта на рынке сбытанеобходимо определить, стоит ли увеличивать производство и продажу конкретных видов товаров, в каком объеме и каким образом.
Последовательность проведения анализа:
I. Изучение ситуации на рынке сбыта:
• устанавливают потенциальных потребителей;
• анализируют спрос и предложение, масштабы конкуренции;
• выявляют специфические требования рынка: отвечает ли им товар;
• определяют направления и темпы технологических изменений в процессе создания и производства, и новых продуктов;
• определяются как или для каких целей будет потребитель использовать товар;
• анализируют уровень цен, наличие заменителей товара, распределение рынка между конкурентами, уровень доходов потребителей;
• определяют роль оптовой торговли, степень закрытости или прозрачности границ для товародвижения (таможенные правила, лицензирование, налогообложение, ограничение по ценам).
2. Анализ рынка сбыта:
• определяют проблемы и желания покупателей, должен ли товар продаваться отдельно или в комплексе с другими товарами;
• устанавливают, что представляет собой товар конкретного производителя, на каком этапе жизненного цикла он находится и какими патентами защищены особенности товара, выявляют его особенности и конкурентные преимущества;
• рассчитывают изменение уровня цен с выходом на рынок аналогичной продукции другого производителя, определяют наиболее эффективный метод продаж для конкретного вида товара;
• анализируют условия расчетов мри продаже (за наличный расчет, продажа в кредит, бартерный обмен).
3. Прогноз рынков сбыта по товарным группам и разработка альтернативных вариантов при изменении рыночной ситуации:
• определяют уровень потребления и обеспеченности конкретными товарами;
• устанавливают значимость цены и степени удовлетворения потребителя свойствами продукта;
• изучают влияние импорта продукции и готовности покупателя платить более высокую цену за повышенное качество товара;
• прогнозируют показатели экономической эффективности продаж, рассчитывают темпы роста и прироста;
• анализируют степень риска невостребованной продукции, определяют взаимосвязь спроса, сбыта и финансовых результатов.
По результатам аналитических исследований устанавливают и рассчитывают резервы роста объемов производства и продаж. Подсчитывают экономические резервы в два этапа. Сначала определяют резервы по каждому выявленному фактору, затем их обобщают, суммируют и определяют мероприятия по их реализации. Мероприятия могут быть проведены, если предприятие обеспечено в достаточном количестве всеми необходимыми ресурсами (денежными, трудовыми, материальными, основными средствами). В последующем проводят мониторинг и контроль за реализацией намеченных мероприятий.
Методика подсчета резервов увеличения объемов производства:
1. За счет ликвидации брака: фактический объем производства (Кф) умножить на удельный вес забракованной продукции в себестоимости продукции (УДСб) и результат разделить на 100%.
ΔКб = Кф х УДСб / 100%, ед.
2. За счет роста часовой производительности труда: прирост часовой выработки (ΔЧП) умножить на возможный (прогнозируемый) фонд рабочего времени (чел.-ч) (ФРВпр).
ΔВПчп = ΔЧП х ФРВпр, руб.
3. За счет сокращения потерь рабочего времени: величину сокращения потерь рабочего времени (ΔП) умножить на прогнозируемые количество работников (КРпр), количество дней работы (Дпр) и на фактическую часовую производительность труда (ЧПф).
ΔВПп = ΔП х КРпр х Дпр х ЧПф, руб.
4. За счет дополнительного обеспечения материалами: величину дополнительного количества материала (ΔМ) делить на норму расхода материала на единицу продукции (НРм) и умножить на фактическую цену продажи товара (Цф).
ΔВПм = ΔМ / НРм х Цф, руб.
5. За счет сокращения перерасхода материалов: разность фактически израсходованного материала (Рмф) и нормы расхода на единицу товара (НРм) умножить на прогнозируемый объем производства (Кпр), полученный результат разделить на норму расхода материала.
ΔКм = (Рмф - НРм) х Кпр / НРм, ед.
Резервы роста объемов продаж: повышение качества продукции, расширение ассортимента и рынков сбыта, повышение платежеспособности покупателей, активизация маркетинговой деятельности, включая рекламный бизнес.
Например, по результатам анализа было установлено, что организация имеет возможность увеличить объемы продаж товара А за счет повышения его качества на 130 ед., ликвидации перерасхода материала — на 40 ед. и сокращения потерь рабочего времени — на 30 ед. Таким образом, за счет внутрихозяйственных резервов фирма сможет обеспечить увеличение объема продаж в целом на 200 ед., умножив результат на среднюю фактическую цену реализации (110 руб.), фирма получит экономическую выгоду в размере 22 тыс. руб.
Контрольные вопросы
1. Цель анализа объемов производства и продажи товаров (работ, услуг).
2. Задачи анализа объемов производства товаров на стадиях обоснования планов, оперативного контроля их выполнения и итоговой оценки его динамики.
3. Методы количественного влияния факторов на объем производства товаров.
4. Методы оптимизации ассортиментного плана производства.
5. Методы оценки конкурентоспособности товаров.
6. Показатели качества продукции.
7. Факторы качества продукции и методы оценки их влияния на результативные показатели.
8. Сметный расчет производства товаров.
9. Формирование и оптимизация оборота (объема продаж) производственных, торговых и других коммерческих организаций.
10. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования средств и предметов труда на приращение объема производства и продажи продукции.
11. Факторы, определяющие объем продаж и методы их количественной оценки.
12. Аналитическое обоснование планов продаж по объему и ассортименту продукции (работ, услуг).
13. Содержание оперативного и итогового анализа выручки от продажи продукции.