Бюджет прямых материальных затрат

Прямые затраты на сырье и материалы - это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт.

Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж.

В бюджете прямых затрат на материалы определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.

Следует отметить, что материальные оборотные ресурсы можно разделить на основные и вспомогательные. Основные материалы могут, как обслуживать производственные потребности, так и использоваться на стадии отгрузки и сбыта (например, тара). В этой связи при бюджетном планировании разделяют плановые величины материальных оборотных средств, относящихся, к стадии производства и стадии сбыта, и лишь затем определяют совокупную потребность в разрезе отдельных видов продукции.

Основные материалы, обслуживающие производственные потребности, включаются в бюджет прямых затрат на материалы. Основные материалы, используемые, на стадии отгрузки и, сбыта, включаются в бюджет коммерческих расходов.

В ряде случаев экономически невыгодно учитывать и планировать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции.

Примерами подобных затрат являются топливо и ГСМ транспортных служб, производственный инвентарь, затраты материалов на ремонт здания заводоуправления и т.п. Такие материалы считаются вспомогательными, которые делятся на:

относящиеся к косвенным (общепроизводственным) расходам;

относящиеся к постоянным (общехозяйственным и общим коммерческим) расходам.

Косвенные расходы (топливо и ГСМ транспортных служб, производственный инвентарь и т.п.) включаются в бюджет общепроизводственных расходов. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией плановой базе распределения общепроизводственных расходов в части вспомогательных материалов (пропорционально заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного времени и т.д.). Как правило, за базу распределения принимается тот показатель, на основе которого происходило распределение общепроизводственных расходов в прошлом бюджетном периоде.

Вспомогательные материалы, относящиеся к общехозяйственным расходам (например, материалы на ремонт здания заводоуправления), включаются в бюджет управленческих расходов. Вспомогательные материалы, относящиеся к общим коммерческим расходам (например, представительские расходы руководства организации), включаются в бюджет коммерческих расходов. Большая часть вспомогательных материалов в части постоянных расходов рассчитывается на основе сметного планирования по центрам финансовой ответственности.

На отечественных предприятиях существуют два основных метода составления бюджета прямых затрат на материалы: нормативный метод; аналитический метод.

Нормативный метод является наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода.

Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность на бюджетный период.

Практика показывает, что на малых предприятиях, как правило, отсутствует система нормирования материалов. В данном случае возможно использование аналитического метода. По сравнению с нормативным методом он гораздо проще в практическом применении, однако, дает более грубую оценку потребности в материальных затратах. Суть данного метода заключается в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода на планируемый бюджетный период. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах.

Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы. Как и в случае с дебиторской задолженностью, существует временной лаг между моментом совершения покупки и моментом реальной оплаты материальных ресурсов. Например, если поставщики устанавливают средний срок погашения задолженности 30 дней и политика организации - не пользоваться скидкой (если таковая предоставляется), а оплачивать задолженность в конце этого периода, то разрыв между покупкой и платежом - 1 месяц. По строке «Итого денежных выплат» должны быть приведены данные о количестве денежных средств, которые будут выплачены в конкретном периоде. В правом столбце должны быть приведены данные о сумме выплат за покупки материалов, произведенных в конкретном периоде. В нижней строке таблицы рекомендуется фиксировать состояние кредиторской задолженности на конец каждого периода, определяемой по формуле: Кредиторская задолженность - Кредиторская задолженность на начало периода + Сумма закупок за период Сумма оплаты за период (1.1.2.) Данный бюджет составляют отделы снабжения и экономический сразу после разработки производственной программы для определения потребности предприятия в сырье и материалах. Прямые затраты на материалы входят в состав конечного продукта. Бюджет прямых затрат на материалы показывают потребность в материальных ресурсах, которую удовлетворяют путем закупок. Объем закупок зависит от предполагаемого использования материальных ресурсов, а также от уровня запасов. Формула для вычисления объема закупок имеет вид:

Объем закупок = Запасы на начало расчетного периода + Объем потребления - Запасы на конец расчетного периода

Данные о запасах сырья и материалов автоматически поступают из бюджета производства и бюджета запасов на предстоящий квартал. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.

Правильно составленный бюджет затрат на материалы дает возможность четкого взаимодействия между производством и отделом снабжения, а также позволяет удерживать величину запасов на приемлемом для предприятия уровне.

Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ.

Наши рекомендации