Понятие выручки от реализации
Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:
1. выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
2. выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;
3. выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия. Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.
С целью учета доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Операционными доходами являются: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; поступления
от участия в уставном капитале других организаций; прибыль полученная организацией от совместной деятельности; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.
6. Методы планирования прибыли: метод на основе бюджетирования-
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируют раздельно по видам деятельности предприятия. В современных условиях реальным является планирование не годового, а квартального размера прибыли. Основной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей. Правильное установление плановой прибыли зависит от выбранного метода ее начисления. Планирование прибыли осуществляется следующими методами: прямого счета, аналитическим и смешанным. Метод прямого счета означает, что размер плановой прибыли от реализации товарной продукции исчисляется по каждому виду изделия как разность между выручкой от реализации товарной продукции по действующим оптовым ценам и плановой себестоимостью этих изделий. Полученная по каждому изделию прибыль суммируется в целом по предприятию. Для исчисления общего размера плановой прибыли необходимо к прибыли от реализации товарной продукции прибавить прибыль от прочей реализации и внереализационные доходы. Для расчета плановой суммы прибыли от реализации товарной продукции можно использовать следующую формулу: Прп = Пн + Пт – Пк, где: Прп – прибыль от реализации продукции; Пн – прибыль в товарных остатках на начало планируемого года; Пт – прибыль от выпуска товарной продукции в течение года; Пк – прибыль в товарных остатках на конец планируемого года. Преимуществами метода прямого расчета прибыли является то, что исчисление прибыли построено на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по каждому виду ассортимента продукции. Этим обеспечивается точность расчетов, их простота и ясность. Применение метода прямого расчета эффективно на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции. Недостатком этого методы является громоздкость расчетов при большом ассортименте выпускаемой продукции. Аналитический метод расчета прибыли основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий год (базовой прибыли), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. К таким факторам относятся: объем реализации, уровень себестоимости, цены, налоговые ставки, рентабельность. В расчете применяется метод элиминирования (исключения) влияния всех прочих факторов, кроме рассматриваемого. Аналитический метод расчета прибыли дает результат, близкий к полученному при расчете прибыли методом прямого счета. Поэтому его целесообразно применять для проверки правильности прямого счета. Расчет прибыли аналитическим методом можно использовать для экономического анализа. Смешанный метод планирования прибыли представляет собой сочетание метода прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода. метод, основанный на использовании производственного (операционного) рычага.
Бюджетное планирование в организации. Бюджетирование – процесс разработки системы бюджетов на предпр-и. Бюджет – док-т, хар-щий Д и Р на опред-й период, а также капитал, кот-й необх-мо привлечь для решения поставленной в плановом периоде цели. Бюджетный период – год или квартал. Исключение сост-ет бюджет капитала – долгосрочный план упр-я инвестированием на предпр-и (обычно сост-ся на 5-10 лет). Типы бюджетов: бюджет капитала и сводный бюджет предпр-я. Сводный бюджет в свою очередь делится на операционный и фин-й. Операц-й включает: бюджет продаж, произв-ва, затрат (сырья и мат-лов, по оплате труда, накладных расх-дов), бюджет с/с реализованной продукции, периодич-х затрат, бюджет прибылей и убытков. Фин-й включает: бюджет ден-й наличности, бюджет капитала, общебюдж-й баланс. Сущ-ет 2 подхода к сост-ю бюджетов: 1) разработка с нуля – если новая орг-ция или меняется профиль работы. 2) планир-е от достигнутого – если продолж-ся прежний вид деят-ти. Бюджет продаж – включает инф-цию о размерах реализации по каждому товару/услуге, инф-цию по ожидаемым ценам, что дает возм-ть рассчитать кол-во и ст-ть продаж. При оценке предполагаемого выпуска в натур-м выражении исходной базой служат отч-е данные предыдущего года, корректируемые с учетом сущ-х и потенц-х заказов планируемые рекламной компанией, конъюнктуры отрасли, ценовой политики орг-ции, степени использ-я произв-й мощности. Бюджет произв-ва (произв-я программа) – схема выпуска продукции указ-го ассортимента в устан-й, согласно плану, срок. Он разраб-ся в физ-х ед-цах, учитывает сост-е произв-х мощностей, а также увеличение (уменьшение) запасов гот продукции на складе на нач и конец планир-го периода. Бюджет сырья и мат-лов – разраб-ся в разрезе видового ассортимента. Он позволяет опред-ть кол-во ТМЦ, подлежащих закупке. Закупка сырья = сумма расх-дов и желаемого запаса на конец периода за вычетом запасов на начало. Запасы на конец д.б. не менее 10% от кол-ва необх-го в последующем плановом периоде. Бюджет оплаты труда – учитывает трудоемкость изготовления ед-цы продукции и ст-ть 1 человекочаса по категории основные рабочие. Бюджет накладных расх-дов - собирается на осн-и заявок на накладные расх-ды и условно-постоянных статей затрат. Бюджет себест-ти реализованной продукции - содержит расчет себест-ти реализ-й продукции на осн-и формулы: Себест-ть реализ-й продукции = остаток годовой продукции на начало периода + себест-ть произведенной продукции – остаток годовой продукции на конец периода. Бюджет прибылей и убытков - представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе инф-цию из всех др бюджетов: сведения о выручке, пе-рем-х и пост-х затратах, а след-но, позволяет проанализ-ть, какую прибыль предпр-е получит в планир-м периоде. На осн-и бюджета прибылей и убытков проводят анализ и делают выводы об оптимальности представленной системы бюджетов и необх-ти корректировок. Бюджет денежной наличности - это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифиц-ся по источнику поступления средств, а расх-д — по направлениям использ-я. Ожидаемое сальдо ден-х ср-в на конец периода сравнивается с миним-й суммой ден-х ср-в, кот-я должна постоянно поддерживаться. Разность предст-ет собой либо неизрасх-дованный излишек денег, либо недостаток ден-х ср-в. Общебюджетный баланс – совок-ть всех бюджетов предпр-я.
7. Методы планирования прибыли: метод, основанный на эффекте производственного рычага-
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируют раздельно по видам деятельности предприятия. В современных условиях реальным является планирование не годового, а квартального размера прибыли. Основной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей. Правильное установление плановой прибыли зависит от выбранного метода ее начисления. Планирование прибыли осуществляется следующими методами: прямого счета (бюджетный), аналитическим и смешанным. Метод основанный на эффекте операционного рычага- это показатель соотношения изменения прибыли при изменении объема реализации. При этом методе затраты делятся на постоянные и переменные. Используется маржинальная прибыль- это разница м/у выручкой от реализации и переменными затратами.
Этот эффект состоит в том, что любое изменение выручки от реализации вызывает непропорционально-большое изменение прибыли.
Действие этого эффекта связанно с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на фин. результат. Чем больше доля постоянных расходов соб-ти пр-ии, тем сильнее воздействие операционного рычага. При росте объема продаж, доля постоянных расходов снижается и повышается воздействие операционного рычага.
Сила возд-ия рычага .=МП(маржин прибыль)/ВП(валовая прибыль)