Понятие выручки от реализации

Выручка от реализации является гл источником доходов хозсубъектов и имеет большое значение в деятельности предприятий. Служит основным оценочным показателем

результативности работы предприятий, так как по ее поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объему, качестве и цене соответствует рыночному спросу. В случае несоответствия товар оседает в остатках на складах производителя. Создается ситуация, когда объемы произв-ва растут, а ден ср-ва на счетах предприятий отсутствуют. Возникают финансовые трудности, выражающиеся внеплатежесп-ти, задержках з/п работникам, долгах поставщикам тов-матер ценностей, задолженности бюджету по налоговым платежам, банку по кредитам и %. Поэтому обеспечение бесперебойной реализации готовой продукции является главной заботой эк и фин служб

За счет выручки от реализации предприятия покрывают свои тек затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. поэтому ритмичное функционирование всей производственной системы, а также возможности расширения производства и материального стимулирования работников зависят прежде всего от полного своевременного поступления средств за реализованную продукцию.

Поступление выручки от реализации продукции на счета предприятий имеет не меньшее значение и для гос бюджет, т.к. она явл источником уплаты всех налоговых платежей и отчислений в целевые гос фонды. В составе доходов гос бюджета РБ оборотные налоги занимают около 60%.

Важная роль выручки от реализации продукции (работ, услуг) в деятельности предприятий придает особую значимость работе по планированию поступлений выручки и обеспечению выполнения плана.

Формирование цен на реализуемую продукцию

В формировании доходов предприятий решающее значение имеет обоснование цен на реализуемую продукцию (работы, услуги). Свободные отпускные цены формируются самими предприятиями - изготовителями продукции.

Вместе с тем в этой сфере сохраняется значительная регулирующая и контролирующая роль государства, направленная на ↓ инфляции и соц защиту населения. Процесс либерализация цен, отвечающий требованиям рыночной экономики, происходит постепенно и сочетается с ↑ ответственности товаропроизводителей за фин результаты реализации продукции.

Цены составляются предприятиями на основе плановой себестоимости, с включением всех видов налогов, прибыли, необходимой для воспроизводства, с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка. Таким образом, уровень отпускных цен затрагивает одновременно интересы товаропроизводителя, потребителя товаров и государства через налоги с объема реализации продукции.

Бюджетные интересы РБ преимущественно сконцентрированы на взимании косвенных налогов, дающих наиболее устойчивые и постоянно растущие поступления гос доходов, тк их взимание обеспечивается исключительно V реализации продукции и не зависит от уровня прибыльности предприятий. Предприятия обязаны включать в отпускную цену товаров предусмотренные законом налоговые надбавки и после реализации продукции полностью перечислять косв налоги в госбюджет.

Существенным ценообразующим элементом выступают также налоги, в законодательном порядке относимые на себест-ть продукции, работ и услуг (экологический, земельный налоги, отчисления в ФСЗН, в инновационные фонды министерств и др.).

Таким образом, полная себест-ть включает все затраты на произ-во и реализацию (оплата труда, матер затраты, амортизация и тд), налоги (земельный, экологический, на добычу) и отчисления в фонды (фсзн, инновацион фонд). Прибыль включает чистую прибыль и налог на прибыль. Получается, что отпускная цена состоит из полной себестоимости, прибыли и налогов(такие как акцизы и ндс)!!

Планирование выручки от реализации

Планирование и прогнозирование V продаж и посту­плений выручки от реализации основывается на учете двух факторов: 1) ёмкости освоенного рынка продаж выпускаемой про­дукции и возможностей его расширения; 2) производственных мощностей, позволяю­щих выпускать такой V продукции, который востребован рынком. В условиях жесткой конкуренции между товаропр-ми 1ый фактор является самым важным и его необходимо учитывать продукции прежде всего.

Обоснованное прогнозирование V продаж продукции и поступлений доходов имеет особую важность в фин планировании, тк от этого зависит расчет фин ре­зультатов деятельности предприятия, а соответственно и реаль­ность большей части стратегических и тактических решений по развитию бизнеса. При оценке будущих поступлений средств от реализации продукции необходимо учитывать как внутренний потенциал предприятия, так и множество внешних условий. Ошибки в расчетах могут привести к невозможности реа­лизации задач, заложенных в бизнес-плане.

Чтобы застраховаться от крупных просчетов, следует состав­лять многовариантные планы объемов продаж. Расчет V продаж целесообразно начинать с наихуд­шего варианта, когда возможны потери части рынка из-за кон­куренции, появления на рынке нового более качественного продукта или же по внутренним причинам, например в связи со снижением объемов производства из-за недопоставок сы­рья, комплектующих и т.д. 2ой вариант расчета должен быть сориентирован на наивысшие V продаж, когда предполагается расшире­ние сегмента рынка, устранение конкурентов, привлечение но­вых покупателей за счет хорошей рекламы, обеспечение высо­кого качества изделий, налаженной системы послепродажного обслуживания.

Существенную трудность представляет расчет наиболее вероятных объемов продаж, тк он требует реальных оце­нок собственного потенциала и емкости рынка. Показатели ве­роятных V продаж окажутся средними между низшими и высшими прогнозами.

Второй фактор, определяющий V продаж, связан с наличием производственных мощностей у предприятия. С уче­том производственных ресурсов (оборудования, сырья, персо­нала) рассчитывается возможный выпуск товарной продукции на планируемый период. Поскольку не вся произведенная в данном периоде продукция в нем же и реализуется, то при пла­нировании выручки от реализации (Р) учитываются также V переходящих ее остатков на начало и на конец плано­вого года Р=О1+Т-О2 , где Т - планируемый выпуск товарной продукции; О1 и 02 - объ­емы переходящих остатков на начало и конец планового года.

При определении суммы выручки от реализации продук­ции на предстоящий период пользуются двумя методами пла­нирования: прямого счета и расчетным методом.

Метод прямого счета:по каждому производимому изделию в отдельности по приведенной формуле рассчитывается объем реализации выпускных цен и результаты суммируются . Используется при небольшом ассор­тименте выпускаемой продукции и при наличии на нее гаран­тированного спроса.

В производственных объединениях и на крупных предприяти­ях, выпускающих продукцию в большом ассортименте. Выручка от реализации планируется расчетным методом исходя из об­щего выпуска товарной продукции в планируемом периоде в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков.

Необходимо определить переходящие ос­татки готовой продукции в отпускных ценах. Для пересчета переходящих остатков готовой продукции на начало планового года из производственной себест-ти в отпускные цены используют коэф пересчета, исчис­ляемый как отношение V производства продукции в IV квартале отчетного года в отпускных ценах к тому же V по производственной себест-ти. При определении суммы выходных остатков готовой продукции в отпускных ценах на конец планового года учитывают ее выпуск в IV квартале пла­нового года и установленную по предприятию норму запаса готовой продукции на складе и в отгрузке.

Показатели (виды) прибыли

Конечный фин рез-т д-ти предприятия по бух. учету отражается в общей прибыли.

Общая прибыль включает:

1) прибыль от реализ. товаров, работ, услуг, им. прав

2) прибыль от операционных результатов: реализация осн. фондов, мат. и немат. активов, ценных бумаг, дивидендов, процентов, аренд. платы и др. ( сальдо 91 счета “операционные доходы и расходы”).

Превышение внереализационных доходов над внереализ. расходами (сальдо счета 92).

Прибыль от реализации ТРУ рассчитывается:

Пр = Выручка – НДС – Акцизы – Себ-сть – Упр. Расходы – Расходы на реализ.

Прибыль от реализ. основн. фондов рассчитывается:

Пр.о.ф. = Выручка – Ост-чная ст-сть осн. ф. – НДС – затраты на демонтаж и реализ. о.ф.

Внереализационная прибыль исчисляется как разница между внереализационными доходами и расходами предприятия.

Прибыль предприятия состоит из 2 главных компонентов:

1) результатов от основной деятельности (разница между выручкой и затратами)

2) доходов от владения активами (ценными бумагами, долговыми обязательствами, запасами, оборудованием)

Т.о. общая прибыль отражает всю совокупность результативных экономических выгод, полученных им от разных видов деятельности за определенный период.

В законодательстве РБ помимо общей прибыли применяются такие виды, как валовая и чистая прибыль. Валовая прибыль белорусской организации исчисляется с учетом прибыли от реализации от реализации ТРУ, прибыли (убытка) по доходам, полученным из-за рубежа. Чистая прибыль – это часть общей прибыли, которая остается в полной собственности предприятия после уплаты налогов.

Чистая прибыль предприятия и амортизационные отчисления являются по существу тем главным фин ресурсом, кот определяет его эк потенциал и способность к самофинансированию.

Значение прибыли:

*универсальный показатель, хар-ий эф-сть хоз. деят-сти, успешность бизнеса;

*гл источник расширения про-ва путем кап вложений, инвестиций в ценные бумаги (эти средства не уходят из оборота предприятия, а, накапливаясь, приносят ему доп. прибыль);

*источник повышения уровня оплаты труда работников и их мат. стим-я путем премирования персонала, выплат мат. помощи, оплаты доп. отпусков, выплаты надбавок к пенсиям и др.

* источник финансирования расходов предприятия на содержание соц. сферы.

* источник выплаты дивидендов акционерами и владельцам предприятий и в этом аспекте служит главной мотивацией развития их предпринимательской инициативы.

В росте прибыли предприятия заинтересовано и само гос-во, так кА от прибыли поступают налоговые отчисления в гос. бюджет. Поэтому целью совершенствования налогового законодательства должно быть обеспечение условий для роста прибыльности отечественного бизнеса как главного фактора подъёма экономики и улучшение благосостояния населения.

Планирование прибыли

Предприятия планируют прибыль, используя в сочетании 2 метода расчетов:

1) метод прямого детального счета;

2) аналитический м-д, основан. на учете влияния различных факторов на величину прибыли.

Метод прямого детального счета состоит в том, что на планируемый период прибыль от реализации исчисляется по каждому изделию или группам однородных изделий как разница между объемом их реализации в отпускных ценах ( без косвенных налогов) и полной себестоимостью, а затем результаты суммируются в целом по предприятию, при этом используется формула П = В – НДС – Акцизы – полн. Себесто-сть, или П = О1 +Пт – О2,

О1; О2 - прибыль в остатках готовой продукции соответственно на начало и конец планируемого года, Пт – прибыль в товарной продукции планируемого года. Прибыль в товарной продукции планир. Года определяется исходя из плана производства продукции по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций полной себестоимости, отпускных цен и сумм косвенных налогов в цене каждого изделия. Прибыль в переходящих остатках готовой продукции обычно рассчитывается по всей их совокупности. Поскольку эти остатки в бух. Учете учитываются не по полной, а по производственной себестоимости, то и в расчете прибыли они принимаются по производственной себестоимости. Все ком. Расходы условно относятся на выпуск товарной продукции. Результаты расчетов объема товарной продукции, переходящих ее остатков в отпускных ценах и по себестоимости и сумм оборотных налогов сводятся в единую таблицу.

Для получения общей прибыли к прибыли от реализации продукции прибавляют сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

Метод прямого расчета прибыли на планируемый год достаточно нагляден и прост. Но он отражает лишь заданные произв.-эконом. Параметры и не выявляет факторов, влияющих на динамику прибыли.

Для выявления возможных резервов увеличения прибыли в практике используется также аналитический метод план-я, значение которого состоит в том, что расчет ведется по каждому фактору, влияющему на ее размер, в отдельности, а затем подводится общий результат. Т.о. в процессе планирования появляется возможность оценивать различные ситуации и корректировать производственную программу в направлении получения большей прибыли.

Наиболее простым аналитическим методом планирования прибыли от выпуска товарной продукции является ее расчет на планируемый год на основе показателя затрат на 1 р. товарной продукции по формуле: П = Т*(1 –З), где

Т – товарная продукция в отпускных ценах за вычетом косвенных налогов, З – затраты на 1 р. товарной продукции. За базу при таком методе планирования принимаются затраты на 1 р. товарной продукции, сложившиеся за отчетный год, которые корректируются с учетом предполагаемых изменений в плановом году стоимости потребляемых материальных, энергетичных ресурсов, уровня зар. Платы и др.

При стабильных хоз. связях рекомендуется использовать в планировании прибыли более эффективный аналитический метод расчета, основанный на показателе базовой рентабельности.

Базовая рент-ть – это отношение прибыли от выпуска товарной продукции за прошлый год, скорректированный на изменения отпускных цен, кот произойдут в плановом году, к ее полной себестоимости. Для сопоставимости с условиями планового года из прибыли отчетного года исключается также та ее часть, которая приходится на продукцию, снимаемую в плановом году с производства. Благодаря указанным действиям рент-ть товарной продукции отчетного года приводится в сопоставимый вид с условиями работы предприятия в плановом году.

На основе показателя базовой рентабельности исчисляется прибыль на планируемый год только по сравнимой товарной продукции. Затем отдельно рассчитывается прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и как результат – прибыль от реализации товарной продукции в плановом году.

Рассмотрим расчет прибыли по сравнимой товарной продукции:

1. Определяется прибыль по сравнимой товарной продукции на основе процента базовой рентабельности.

2. Определяется влияние на прибыль снижения себестоимости сравнимой товарной продукции.

3. Определяется влияние на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте выпускаемых изделий.

4. На основе коэффициента сортности рассчитывается влияние изменений качества выпускаемой продукции на прибыль планового года по сравнимой товарной продукции.

5. Рассчитывается влияние на прибыль изменений отпускных цен.

6. Находится прибыль в переходящих остатках готовой продукции.

7. Прибыль по несравнимой товарной продукции определяется прямым методом как разница между отпускной ценой за вычетом косвенных налогов и полной себестоимостью изделий.

8. Составляется сводный расчет прибыли по товарной продукции на плановый год путем суммирования полученных аналитическим методом результатов.

Для исчисления общей прибыли по предприятию кроме прибыли от реализации товарной продукции рассчитываются результаты от операционной и внереализационной деятельности. Процесс планирования прибыли не заканчивается определением суммы на предстоящий период, а продолжается путем ее корректировки при изменении экономической ситуации.

Сила воздействия операционного рычага определ-ся по формуле:

C = (В – Зпер)/Пр = Мп/Пр, где

В – выручка от реализации продукции в ценах без косвенных налогов, Зпер – переменные затраты, Мп – маржинальная прибыль, Пр – прибыль от реализации продукции.

Таким образом, при планировании прибыли важно учитывать след. Моменты: максимально использовать резервы увеличения выручки от реализации продукции, рационально планировать не только величину текущих производственных затрат, но и их структуру, уделяя особое внимание динамике снижения удельного веса постоянных затрат.

Наши рекомендации