Инвестиции: их экономическая сущность и виды, роль в экономике. Характеристика объектов и субъектов инвестиционной деятельности
Инвестиции — это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.
Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных средств новыми. Вместе с тем расширение производства может осуществляться только за счет новых вложений, направленных не только на создание новых производственных мощностей, но и на совершенствование старой техники или технологий. Именно это и составляет экономический смысл инвестиций.
Инвестиции рассматриваются как процесс, отражающий движение стоимости, и как экономическая категория — экономические отношения, связанные с движением стоимости, вложенной в основные фонды.
Совокупность затрат — это долгосрочное вложение капитала в различные области экономики, реализуется в форме целенаправленного вложения капитала на определенный срок в различные отрасли и сферы экономики, а также в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения дохода. Само понятие «инвестиции» означает вложения капитала в отрасли экономики не только на предприятии, но и внутри страны и за границей.
Инвестиции делятся на:
1. интеллектуальные — направлены на подготовку и переподготовку специалистов на курсах, передачу опыта, лицензий и нововведений, совместные научные разработки;
2. капиталообразующие — затраты на капитальный ремонт, приобретение земельных участков;
3. прямые — инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, имеющими право на участие в управлении предприятием и полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия;
4. портфельные — не дающие право вкладчикам влиять на работу фирм и компаний, вкладываемые в долгосрочные ценные бумаги, покупку акций;
5. реальные — долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства;
6. финансовые — долговые обязательства государства.
Субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов инвестиционной деятельности. По Российскому законодательству субъектами могут быть: хозяйственные субъекты, банковские и не банковские финансово-кредитные институты, посреднические организации, инвестиционные биржи, граждане РФ, иностранные юридические и физические лица, государства и международные организации.
Инвесторы осуществляют вложения собственных заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование.
Заказчики – это физические и юридические лица осуществляющие контроль за реализацией проектов и управление работами, начиная от разработки технико-экономического обоснования и заканчивая сдачей выполненного проекта.
Исполнители работ (подрядчики и субподрядчики) они принимают на себя функции организаторов работ и сдают выполненные проекты заказчикам.
Пользователи – это физические и юридические лица, а также муниципальные органы, государство, ля которых создаются объекты инвестиционной деятельности.
Субъекты инвестиционной деятельности могут совмещать функции двух или более участников инвестиционного процесса.
Объектами инвестиционной деятельности могут быть: вновь созданные или модернизированные основные средства, оборудованные средства, ценные бумаги, целевые финансовые вклады, научно-техническая продукция и другие виды собственности, а также имущественные права на интеллектуальную собственность.
1. Инвестиционный процесс: содержание, основные этапы. Механизм инвестиционного рынка.
Инвестиционный процесс - это формирование, вложение инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты, формирование инвестиционного портфеля; создание новой техники, технологии; совершенствование организации и управления; реконструкция, расширение, техническое перевооружение и строительство объектов производственного назначения, а также строительство, ремонт объектов непроизводственного назначения и т.д. Реализация перечисленных проектов требует формирования соответствующих инвестиционных ресурсов и поэтапного осуществления идеи, замысла путем их последовательной трансформации.
Пять этапов инвестиционного процесса:
1) Выбор инвестиционной политики.
2) Анализ рынка ценных бумаг.
3) Формирование портфеля ценных бумаг.
4) Пересмотр портфеля ценных бумаг.
5) Оценка эффективности портфеля ценных бумаг.
На первом этапе определяется цель инвестора и объем средств, необходимых для ее реализации, а также степень риска и доходности по каждому финансовому инструменту. На втором этапе уточняется курсовая стоимость отдельных видов ценных бумаг на основе сложившейся на данный момент конъюнктуры рынка и строится прогноз динамики курсов акций конкретной фирмы. Третий этап инвестиционного процесса предполагает выбор конкретных активов для инвестирования. Четвертый этап включает периодическую оценку текущего портфеля в связи с изменением целей инвестирования и его отклонениями от оптимального портфеля. На заключительном этапе проводится периодическая оценка фактической доходности и степени риска и сравнение их с существующими стандартами.
В рыночном хозяйстве инвестиционный процесс реализуется с помощью механизма инвестиционного рынка. Инвестиционный рынок – это сложное динамичное экономическое явление характеризующееся такими основными элементами как инвестиционное предложение, инвестиционный спрос, конкуренция, цена.
В наиболее общем виде инвестиционный рынок может рассматриваться как форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности воплощающих инвестиционный спрос и инвестиционное предложение. Инвестиционный рынок характеризуется определенным соотношением спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации.
Конъюнктура инвестиционного рынка – это совокупность факторов определяющих сложившееся соотношение спроса и предложения, уровня цен конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или сегменте инвестиционного рынка.
Конъюнктурный цикл инвестиционного рынка включает 4 стадии: 1) подъем конъюнктуры – происходит, как правило, в связи с общим повышением деловой активности в экономике, он проявляется в увеличении спроса на объекты инвестирования, рост цен на них и оживление инвестиционного рынка. 2) конъюнктурный бум – выражается в резком возрастании объемов реализации на инвестиционном рынке, повышается инвестиционная активность. 3) ослабление конъюнктуры – характеризуется опережением роста спроса, повышением цен на объекты инвестирования. 4) спад конъюнктуры – отличается критически низким уровнем инвестиционной активности, резким снижением спроса и предложения на объекты инвестирования при повышении предложения.
Инвестиционный спрос: 1) потенциальный инвестиционный спрос отражает величину аккумулирования экономическими субъектами дохода, который может быть направлен на инвестирование и составляет потенциальный инвестиционный капитал. 2) реальный инвестиционный спрос – реализует действительную потребность хозяйственных субъектов в инвестировании и представляет собой инвестиционные ресурсы, которые непосредственно предназначены для инвестиционной деятельности.
Инвестиционное предложение – это совокупность объектов инвестирования во всех формах.
Структура инвестиционного рынка: 1) рынок реальных объектов инвестирования: а) рынок капитальных вложений; б) рынок недвижимости; в) рынок прочих объектов. 2) рынок объектов финансовых инвестиций: а) денежный рынок; б) фондовый рынок; в) рынок прочих объектов финансового инвестирования.
Функциональность инвестиционного рынка складывается под воздействием множества факторов различного характера и направленности.
Основным фактором определяющим, в конечном счете, общее состояние и масштабы инвестиционного рынка выступает формирование совокупного инвестиционного спроса и предложения.
3. Инвестиционный проект: понятие, содержание, виды. Жизненный цикл инвестиционного проекта.
Инвестиционный проект – комплексный план мероприятий, направленный на создание нового или реконструкцию действующего производства товаров и услуг, для достижения стратегических целей фирмы, получения экономического и другого положительного эффекта.
Под инвестиционным проектом в узком смысле понимается комплект документов, содержащий обоснованную цель предстоящей деятельности и определенные мероприятия, направленные на ее достижение.
Поэтому «инвестиционный проект» можно трактовать как:
1) деятельность, мероприятие, предполагающие осуществление комплекса каких либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов);
2) система, включающая в себя определенный набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких либо действий или описывающих такие действия.
В нем раскрываются возможности фирмы (резюме), виды товаров (услуг), рынки сбыта товаров (услуг), конкуренция на рынках сбыта, план маркетинга, план производства, финансовый план.
Классификация инвестиционного проекта:
1) по количеству участников и степени влияния на окружающий мир:
– малые проекты – планы расширения производства, ассортимента выпускаемой продукции. Имеют небольшие сроки реализации;
– средние проекты – проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции. Реализуются поэтапно, по производствам, по разработанным графикам поступления всех ресурсов;
– крупные проекты – объекты крупных предприятий, основанные на идее промышленного производства продукции, необходимые для удовлетворения спроса;
– мегапроекты – целевые инвестиционные программы, содержащие взаимосвязанные конечным продуктом проекты. Бывают международными, государственными, региональными;
– глобальные проекты, их реализация влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;
– крупномасштабные проекты, их реализация влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в других странах;
– проекты регионального, городского (отраслевого) масштаба, реализация их влияет на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в определенном регионе, не оказывает влияния на ситуацию в других регионах;
2) по основным сферам деятельности: социальные; экономические; организационные; технические; смешанные;
3) по длительности: краткосрочные (до 3 лет); среднесрочные (3–5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет);
4) по сложности: простые; сложные; очень сложные.
Любой инвестиционный проект проходит три этапа разработки и реализации: предынвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный, составляющие в своей совокупности его жизненный цикл.
Первый предынвестиционный этап включает в себя следующие мероприятия:
– проверку первоначального замысла проекта;
– составление задания на разработку и обоснование проекта;
– разработку бизнес-плана;
– выбор местоположения объекта;
– выделение инвестиций на проектирование;
– проведение тендеров на проектирование;
– выбор проектной организации и заключение с ней договора;
– разработку технико-экономического обоснования проекта;
– разработку проектно-сметной документации;
– утверждение проектно-сметной документации;
– отвод земли под строительство;
– получение разрешения на строительство;
– проведение тендеров на строительство;
– разработку рабочей документации;
– заключение подрядного договора.
Инвестиционный этап реализации проекта состоит из следующих мероприятий: строительства объектов, входящих в проект; монтажа оборудования; пусконаладочных работ; производства опытных образцов; выхода на проектную мощность. В течение инвестиционного этапа осуществления проекта формируются активы предприятий, заключаются контракты на поставку сырья, комплектующих, производится набор рабочих и служащих, формируется портфель заказов.
Эксплуатационный этап проекта существенно влияет на эффективность вложенных средств в проект. Чем дальше будет отнесена во времени его верхняя граница, тем больше будет совокупный доход. В течение этой фазы осуществляется текущий мониторинг экономических показателей проекта, для того чтобы инвестор мог соотносить результативность проекта со своими ожиданиями.