Государственные внебюджетные фонды
Государственные внебюджетные фонды – целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
По своей экономической сущности государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, мобилизуемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и расходуемых в строгом соответствии с целевой направленностью фонда по решению исполнительного органа власти на основе его оперативной самостоятельности.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:
· запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
· формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
· страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
· денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
· из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.
Главной особенностью государственных внебюджетных фондов РФ являются страховой характер их формирования. Выплаты из данных фондов осуществляются только по направлениям, определенным как страховой случай и отражают финансирование расходов по социальному, пенсионному и медицинскому страхованию.
Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренным Бюджетным кодексом.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов юридических лиц; других доходов, предусмотренных законодательством. Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Федеральная налоговая служба. Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов в РФ является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
В состав государственных внебюджетных фондов входят:
· Пенсионный Фонд России;
· Фонд социального страхования;
· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) является наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов. На его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды, или 6% ВВП. Фонд подотчетен Правительству РФ, действует на основании Положения о Пенсионном фонде РФ.
ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Он представляет собой централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях социального обеспечения граждан по возрасту. ПФР осуществляет единую стратегию управления пенсионной системой на всем пространстве России.
За счет средств ПФР получают пенсии более 35 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.
В основные задачи Пенсионного фонда входят:
· целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
· организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
· капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
· межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Средства ПФР формируются за счет:
· страховых взносов работодателей;
· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан;
· ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;
· средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
· средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
· добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Учитывая, что в состав заработка при исчислении пенсий включаются все виды вознаграждений за работу (службу), страховые взносы в ПФР начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источников их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.
Пенсионный фонд используется на выплату: пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.
Вторым по значению среди внебюджетных социальных фондов является Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС).Онсоздан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Основными задачами ФСС являются: обеспечение граждан государственными пособиями и санаторно-курортным лечением, участие в разработке и реализации программ охраны здоровья работников, обеспечение финансовой устойчивости ФСС, разработка совместно с другими заинтересованными ведомствами предложений о размере тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование и т.п.
Средства фонда образуются за счет:
· страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
· доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
· в добровольных взносов физических и юридических лиц;
· ассигнований из федерального бюджета РФ;
· прочих доходов.
Средства фонда направляются на:
· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
· санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту лечения, отдыха и др.);
· создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
· в обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
· проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;
· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Средства фонда используются только на целевое финансирование перечисленных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:
· обеспечение реализации Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,
· обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
· достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
· участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
· обеспечение ее финансовой устойчивости.
Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
· выравнивает условия деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
· проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
· организует разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого Закона Российской Федерации;
· совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования,
· вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;
· производит набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
· участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
· контролирует рациональное использование финансовых средств системы;
· аккумулирует финансовые средства Федерального фонда и осуществляет финансово-кредитную деятельность.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования выполняют следующие основные функции:
· аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
· финансируют обязательное медицинское страхование, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;
· проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
· выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
· предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
· накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
· совместно с органами государственной налоговой службы РФ контролируют своевременное и полное поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также рациональное использование поступивших финансовых средств;
· согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;
· предоставляют Федеральному фонду информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции.
Финансовые средства Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них:
· часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательным органом РФ;
· взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
· ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
· добровольные взносы юридических и физических лиц;
· доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального и территориальных фондов;
· нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов;
· средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
· финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им соответствующих требований.
Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются:
· предприятия, организации, учреждения;
· филиалы и представительства иностранных юридических лиц (по выплатам как российским, так и иностранным гражданам);
· крестьянские (фермерские) хозяйства;
· родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными видами хозяйствования;
· граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
· граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой, адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы;
· граждане, использующие труд наемных работников.
Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных должным образом безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные формы и функции бюджета, определяющие его сущность.
2. В чем состоит сущность и роль федерального бюджета? Каким образом государственный бюджет может оказывать воздействие на темпы экономического роста в стране?
3. Назовите основные принципы построения бюджетной системы в РФ?
4. На какие группы классифицируются доходы бюджетов, в чем их отличие между собой?
5. Перечислите приоритетные направления расходования средств федерального бюджета.
6. Назовите причины возникновения бюджетного дефицита.
7. Перечислите основные задачи Министерства финансов РФ в сфере управления бюджетным процессом.
8. В чем сущность государственного кредита и государственного долга?
Задача к теме 4
1. Рассчитать структуру доходов областного бюджета на основе данных, приведенных в таблице 1, и распределить их по видам в таблице 2. По результатам расчетов и распределений написать выводы о степени обеспеченности регионального бюджета собственными источниками доходов.
Таблица 1
Доходы областного бюджета на 20… год
№ разде-ла | Наименование разделов и статей доходов | Сумма, млн. руб. | Структура | |
уд. вес, % к итогу | уд. вес в разделе, % | |||
Налоговые доходы, всего | ||||
В том числе: | ||||
1.1. Налог на прибыль организаций | ||||
1.2. Налог на доходы физ. лиц | ||||
1.3. Акцизы на алкогольную продукцию | ||||
1.4. Единый налог, взимаемый по упрощенной системе | ||||
1.5. Платежи за пользование природными ресурсами | ||||
1.6. Налог на имущество организаций | ||||
1.7. Транспортный налог | ||||
1.8. Налог на игорный бизнес | ||||
1.9. Государственная пошлина | ||||
Неналоговые доходы, всего | ||||
В том числе: | ||||
2.1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ и от деятельности | ||||
2.2. Доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ | ||||
2.3. Прочие неналоговые доходы | ||||
Финансовая помощь из федерального бюджета и фонда финансовой поддержки регионов (трансферты) | ||||
Доходы целевых бюджетных фондов, всего | ||||
В том числе: | ||||
4.1. Территориальный дорожный фонд | ||||
4.2. Другие целевые фонды | ||||
Всего доходов |
Таблица 2
Структура доходов областного бюджета по источникам на 20… год
№ п/п | Категория доходов | Уд. вес в общей сумме доходов |
Собственные доходы, всего | ||
В том числе: | ||
1.1. Собственные налоговые доходы, в том числе | ||
1.1.1. – от региональных налогов и сборов | ||
1.1.2. – отчисления от федеральных налогов | ||
1.1.3. – доходы целевых бюджетных фондов | ||
1.2. Неналоговые доходы | ||
Финансовая помощь из федерального бюджета | ||
Итого |
2. Рассчитать структуру расходов областного бюджета на основе данных таблицы 3 и распределить их на две группы – расходы, финансируемые для реализации общегосударственных полномочий, и расходы, финансируемые для реализации задач территориального назначения (таблица 4). По результатам расчетов и распределений написать выводы об особенностях структуры, основных направлениях и приоритетах бюджетных расходов в данном субъекте РФ.
Таблица 3
Расходы областного бюджета на 20… год
№ разде-ла | Наименование разделов и статей расходов | Сумма, млн. руб. | Структура | |
уд. вес, % к итогу | уд. вес в разделе, % | |||
1. | Государственное управление | |||
2. | Судебная власть | |||
3. | Правоохранительная деятельность | |||
4. | Резервные фонды | |||
5. | Отрасли хозяйства, всего В том числе: | |||
8.1. Промышленность, энергетика, строительство | ||||
8.2. Сельское хозяйство и рыболовство | ||||
5.3. Охрана окружающей среды и природных ресурсов | ||||
5.4. Транспорт, дорожное хозяйство, связь | ||||
5.5. Развитие рыночной инфраструктуры | ||||
5.6. Жилищно-коммунальное хозяйство | ||||
6. | Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций | |||
7. | Социальные отрасли, всего В том числе: | |||
7.1. Образование в том числе | ||||
7.1.1. Предоставление общего образование | ||||
7.1.2. Предоставление высшего профессионального образования | ||||
7.1.3. Дополнительное образование в общеобразова-тельных учреждениях | ||||
7.2. Культура и искусство в том числе | ||||
7.2.1. Охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального назначения | ||||
7.2.2. Организация и поддержка федеральных учреждений культуры и искусства | ||||
7.3. Средства массовой информации | ||||
7.4. Здравоохранение и физическая культура | ||||
7.5. Социальная политика, в том числе | ||||
7.5.1. Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста | ||||
7.5.2. Предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта РФ стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг | ||||
8. | Обслуживание государственного долга субъекта РФ | |||
9. | Субвенции городам и районам | |||
10. | Дотации и трансферты из фонда финансовой поддержки бюджета других уровней | |||
11. | Прочие расходы регионального значения | |||
12. | Расходы целевых бюджетных фондов | |||
Итого расходов |
Таблица 4
Распределение расходов областного бюджета на 20… год
по закрепленным полномочиям
№ п/п | Категория расходов | Уд. вес в совокупных расходах, % |
1. | Расходы на выполнение государственных полномочий | |
2. | Расходы на решение территориальных задач | |
Итого |