Признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление умершим, основания, порядок. Последствия явки гражданина, объявленного умершим
По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течении одного года вместе его жительства о нем нет сведений.
По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о нем в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, в течение шести месяцев.
Особый порядок установлен для объявления умершим военнослужащих и иных лиц, пропавших без вести в связи с военными действиям. Эти лица могут быть объявлены умершими не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Объявление гражданина умершим следует отличать от признания факта смерти гражданина, хотя для обоих случаев установлен судебный порядок их установления.
Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим – это юридическая форма устранения неопределённости в правовых отношениях с его участием, основывающаяся на презумпции нахождения гражданина в живых при признании его безвестно отсутствующим или на презумпции смерти гражданина при объявлении его умершим.
Объявление лица умершим не требует предварительного признания его безвестно отсутствующим.
При признании гражданина безвестно отсутствующим важен не сам факт отсутствия гражданина в месте его жительства, а отсутствие в последнем сведений о гражданине.
Над имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим, на основании решения суда устанавливается опека. Из этого имущества выдается содержание лицам, которых безвестно отсутствующий был обязан содержать, и погашается задолженность по налогам и другим обязательствам безвестно отсутсвующего.
Объявление гражданина умершим влечет такие же правовые последствия, что и его смерть, в частности, открывается наследство на его имущество. На основании вступившего в законную силу решения суда об объявлении лица умершим производится запись о его смерти в книгах записи актов гражданского состояния и выдается соответствующее свидетельство.
Гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, может появиться в месте его жительства, или его место пребывания может быть обнаружено. В этих случаях суд отменяет свое решение о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим. При этом опека над имуществом лица, в отношении которого отменено решение о признании его безвестно отсутствующим, отменяется.
Независимо от времени явки гражданин признанный умершим может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим.
Если имущество лица, объявленного умершим, было отчуждено его правопреемником третьим лицам, которые к моменту явки лица не уплатили полностью покупной цены, то к явившемуся переходит право требования неуплаченной суммы. Лицо, которое приобрело имущество гражданина, объявленного умершим, по возмездной сделке, обязано возвратить имущество, а при его отсутствии – возместить убытки лишь тогда, когда это лицо было недобросовестным приобретателем, т.е. знало на момент приобретения имущества, что лицо, объявленное умершим, находится в живых. При этом отчуждатель имущества, знавший, что лицо, объявленное умершим, находится в живых, несет солидарную с приобретателем обязанность возврата или возмещения стоимости имущества.
7. Понятие и значение предпринимательской деятельности, ее виды. Защита прав предпринимателей и потребителей по законодательству РК.Предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства). Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности). Значение предпринимательской деятельности заключается в том, что предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, что способствует развитию национальной экономики в целом; появление широкой сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест.; участники предпринимательской деятельности являются крупнейшими и основными налогоплательщиками. В связи с этим благосостояние государства может непосредственно от успешного развития коммерческих организаций.Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку.
Права предпринимателей, осуществляющих деятельность, не запрещенную законодательством, защищаются: 1) возможностью осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности; 2) максимально простым явочным порядком регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе; 3) ограничением законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами; 4) принудительным прекращением предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основанию, предусмотренному законодательным актом; 5) установлением законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта; 6) привлечением государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности; 6-1) запрещением исполнительным контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов. 7) иными средствами, предусмотренными законодательством.
8. Понятие и признаки юридического лица. Видовая характеристика юридических лиц.Субъектами гражданско-правовых отношений наряду с физическими лицами, выступают юридические лица.
Юридическое лицо – это организация, которая имеет на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Основными признаками юридического лица являются:
Организационное единство;
Имущественная обособленность;
Самостоятельная имущественная ответственность;
Выступление в гражданском обороте от своего имени.
Юридическое лицо определяется как организация. Под организацией понимается коллектив граждан, подчиненный определенным правилам взаимодействия и функионирования, а не просто определенное количество индивидов. Под организационным единством юридичексого лица как коллективного образования, состоящего из множества лиц, следует понимать выступление его в гражданских правоотношениях как единое целое, выражающее единую волю вовне.
Организационное единство юридического лица находит выражение в учредительных документах юридического лица.
Имущественная обособленность – основополагающий признак юридического лица, из которого вытекает его самостоятельная имущественная ответственность. Имущественная обособленность юридического лица проявляется в закреплении за ним имущества, которым юридическое лицо вправе распоряжаться.
Степень обособления юридических лиц различна и зависит от формы собственности на это имущество (государственной, частной). Если это государственное предприятие, то имущество закреплено за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и этим обособлено от имущества других предприятий.
Проявлением имущественной обособленности юридических лиц является самоокупаемость и самостоятельный бухгалтерский баланс.
Самостоятельная имущественная ответственность основывается на имущественной обособленности юридического лица. Юридическое лицо несет самостоятельную гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам, ни его учредители (или участники), ни государство не несут никакой ответственности по его долгам. Исключения установлены законодательством для казенных предприятий, государственных учреждений и учреждений, которые отвечают по долгам кредиторов не всем своим имуществом, а лишь имеющимися у них деньгам.
Выступление в гражданском обороте от своего имени проявляется, в частности, в возможности юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Разграничение видов юридических лиц производится по следующим основаниям: права учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества;
цели деятельности юридических лиц;
форма собственности, на которой базируется имущество юридического лица.
В отношении обособленного имущества юридического лица его учредители могут сохранять обязательственные или вещные права.
К юридическим лицам, на имущество которых их участники (учредители) сохраняют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества, акционерные общества и кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право, относятся организации, обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
К юридическим лицам, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют никаких имущественных прав, относятся: общественные объединения, общественные фонды, религиозные объединения.
По целям деятельности разграничение юридических лиц производится на коммерческие и некоммерческие организации.
К коммерческим организациям относятся юридические лица основной целью деятельности является извлечение дохода. Коммерческая организация может быть создана только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива.
Некоммерческая организация – это юридическое лицо, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, не преследующее цели извлечения доходов от своей деятельности и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.
Некоммерческая организация может создаваться в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского коооператива, общественного фонда, общественного фонда, религиозного объединения, и в иной форме.
В зависимости от формы собственности, на которой базируется имущество юридического лица, юридические лица делятся на государственные и негосударственные.
Под государственными следует понимать только такие юридические лица (предприятия и учреждения), имущество которых не разбито на доли или акции и полностью, как единое целое, принадлежит на праве собственности государству. Юридическому лицу выделяются средства из бюджета государства. Поэтому можно определить, что учредителем государственного юридического лица является государство в лице уполномоченного оргнан и имущество которого принадлежит государству как единому собственнику.
Другими видами юридических лиц являются дочерние и зависимые юридические лица.
Юридическое лицо признается дочерней организацией, если другое юридическое лицо (основная организация) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые данной организацией.
Дочерним государственным предприятием является юридическое лицо, созданное другим государственным предприятием за счет своего его имущества.
Зависимым является юридическое лицо, если другое (участвующее, преобладающее) юридическое лицо имеет более 20ти процентов голосующих акций.
9. Органы юридического лица. Наименование юридического лица. Филиалы и представительства юридических лиц.К органам юридического лица относятся лица и коллективные образования ю.л., уполномоченные законодательством или учредительными документами выступать от имени ю.л. перед другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности).
Органы ю.л. могут быть индивидуальными (директор, президент, управляющий) либо коллективными (коллегиальными). К последним относится, например, общее собрание, правление, совет директоров и т.п.
Виды, порядок назначения и избрания органов разных видов юридических лиц и их полномочия определяются законодательными актами об отдельных видах ю.л. и учредительными документами.
Юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других ю.л. наименование ю.л. включает в себя его название и указание на организационно-правовую форму. Оно может включать в себя дополнительную информацию, предусмотренную законодательством. Наименование ю.л. указывается в его учредительных документах. В наименовании ю.л. не допускается использование названий, противоречащих требованиям законодательства или нормам общественной морали; собственных имен лиц, если они не совпадают с именем его участников либо участники не получили разрешения этих лиц (их наследников) на использование собственного имени.
Наименование ю.л., являющегося коммерческой организацией, после регистрации ю.л. является его фирменным наименованием. Ю.л. имеет исключительное право использования фирменного наименования.
Запрещается использование в фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках ю,л,, не являющихся государственными органами, указаний на официальные названия государственных органов РК, установленные законодательными актами, актами Президента и Правительства РК.
Имущественно и территориально обособленными подразделениями ю.л. вне места его нахождения являются филиалы и представительства, не имеющие статуса ю.л. они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Филиалом является обособленное подразделение ю.л., расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функций представительства.
Представительством является обособленное подразделение ю.л., расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов ю.л., совершающее от своего имени сделки и иные правовые действия.
Руководители филиалов и представительств назначаются уполномоченным органом ю.л., за исключением случаев, предусмотренных для отдельных видов ю.л.
10. Способы возникновения и прекращения юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц, порядок, правовое значение.Необходимой предпосылкой возникновения юридических лиц является сознательно-волевая деятельность собственника имущества как учредителя юридического лица. Процесс образования юридических лиц невозможен вне воли собственника в той или иной форме ее проявления. В соответствии с этим можно выделить распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный способы возникновения юридических лиц.
Распорядительный порядок возникновения юридических лиц характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения учредителя.
При разрешительном порядке на создание юридического лица требуется предварительное разрешение компетентного органа. Разрешительный порядок характеризуется тем, что в создании юридического лица может быть отказано.
Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует какого-либо разрешения государственных органов. Данный порядок реализуется при создании коммерческих негосударственных юридических лиц.
Правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации. Регистрация юридического лица, независимо от его вида, является обязательной. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Необходимость государственной регистрации юридических лиц состоит в том, что она:
подтверждает факт возникновения юридического лица;
позволяет вести государственный учет всех юридических лиц путем внесения их после регистрации в единый государственный регистр;
создает условия гласности, так как через регистрирующие органы всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми материалами, характеризующими юридическое лицо (кроме конфиденциальных или составляющих коммерческую тайну).
Перерегистрации юридическое лицо подлежит в случаях:
1) уменьшения размера уставного капитала;
2) изменения наименования;
3) изменения состава участников в хозяйственных товариществах (за исключением хозяйственных товариществ, в которых ведение реестра участников хозяйственного товарищества осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению системы реестров держателей ценных бумаг).
Перерегистрация означает не создание юридического лица, а приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Деятельность незарегистрированного юридического лица, его филиала или представительства запрещается. Доходы, полученные от деятельности без регистрации, изымаются в доход бюджета в соответствии законодательством РК.
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроем случаев выделения из состава юридического лица другой организации) и ликвидации.
Реорганизация юридического лица производится по решению собственника его имущество или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица (добровольная реорганизация), либо по решению судебных органов (принудительная реорганизация) в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Законодателем предусматривается пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Ликвидация юридического лица – это прекращение его правоспособности и дееспособности путем исключения из государственного регистра юридических лиц. При ликвидации не происходит правопреемства, как при реорганизации юридического лица.
В добровольном порядке ликвидация юридического лица происходит по любому основанию по решению собственника его имущества или уполномоченного органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Принудительная ликвидация юридического лица производится по решению суда.
По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях:
1) банкротства;
2) признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;
3) систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;
4) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства, в том числе непредставления декларации о корпоративном подоходном налоге (о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах) или упрощенной декларации по истечении одного года после установленного законом срока представления, отсутствия юридического лица по песту нахождения или фактическому адресу, а также учредителей (участников) и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года;
5) в других случаях, предусмотренных законодательными актами.
Банкротство как основание прекращения юридических лиц. Основные понятия банкротства, порядок проведения процедур по делам о банкротстве.
Банкротство - признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации.
Под несостоятельностью понимается установленная судом неспособность должника индивидуального предпринимателя или юридического лица - в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, обеспечить уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также обязательных пенсионных взносов.
Признание банкротства возможно в добровольном или принудительном порядке.
Признание банкротства в добровольном порядке осуществляется на основании заявления должника в суд.
Признание банкротства в принудительном порядке осуществляется на основании заявления в суд кредитора, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и иных лиц.
Банкротство устанавливается судом на основании заявления должника в суд. Банкротство устанавливается принудительно на основании заявления в суд кредиторов или иных уполномоченных настоящим Законом лиц. Дела о банкротстве рассматриваются судом, если требования: 1)кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год; 2)иных кредиторов к должнику в совокупности составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Основанием для объявления должника банкротом в судебном порядке либо проведения внесудебных процедур ликвидации является его несостоятельность. При установления факта несостоятельности должны быть учтены обязательства должника, срок исполнения которых наступил, а также принятые и (или) находящиеся в исполнении.
Для достижения целей осуществления процедур банкротства, реабилитационной процедуры и внесудебной процедуры ликвидации на период проведения реабилитационной процедуры, конкурсного (ликвидационного) производства либо внесудебной процедуры ликвидации все органы несостоятельного должника отстраняются от управления им, и функции управления имуществом и делами должника передаются реабилитационному либо конкурсному управляющему (ликвидатору). Реабилитационный и конкурсный управляющие (ликвидатор) выступают в качестве единственного уполномоченного органа управления должника.
Основные понятия:
банкрот - должник, несостоятельность которого установлена судом;
банкротство - признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации;
должник - юридическое лицо, неплатежеспособность или несостоятельность которого является основанием применения к нему процедур внешнего наблюдения, банкротства или внесудебной процедуры ликвидации в порядке, предусмотренном законодательством;
конкурсное производство - процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов и объявления банкрота (несостоятельного должника) свободным от долгов;
конкурсный кредитор - кредитор, не имеющий преимуществ в получении удовлетворения своих имущественных требований ни в силу законодательства, ни в силу соглашения о залоге;
конкурсный управляющий - лицо, назначенное в установленном порядке для осуществления конкурсного производства;
кредитор - лицо, имеющее к должнику имущественные требования, возникающие из гражданско - правовых и иных его обязательств, включая обязательства по оплате труда, уплате социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, выплате авторского вознаграждения, налогам и другим обязательным платежам в бюджет;
Хозяйственные товарищества как юридические лица. Видовая характеристика хозяйственных товариществ.Учредительные документы хозяйственных товариществ. Порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ.
Хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности принадлежит товариществу на праве собственности.
2. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью.
3. Хозяйственное товарищество, кроме полного и коммандитного товарищества, может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
Участниками полного товарищества и полными товарищами в коммандитном товариществе могут быть только граждане.
Полным признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Гражданин может быть участником только одного полного товарищества.
Коммандитным признается товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Товариществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены настоящим Кодексом и законодательными актами.Участники товарищества с ограниченной ответственностью, не полностью внесшие вклады, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости невнесенной части вклада каждого из участников. Число участников товарищества с ограниченной ответственностью не ограничивается. Товарищество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное товарищество, состоящее из одного лица.
Товариществом с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставный капитал, а при недостаточности этих сумм дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам. Предельный размер ответственности участников предусматривается в уставе. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам товарищества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами.
Учредительными документами хозяйственного товарищества являются учредительный договор и устав.
Учредительным документом хозяйственного товарищества, которое учреждено одним лицом (одним участником), является устав.
Учредительные документы хозяйственного товарищества обязательно должны содержать условия о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов в уставный капитал товарищества; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный капитал товарищества, а также иные сведения, предусмотренные законодательными актами.
Для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган подается заявление и прилагаются учредительные документы, указанные в настоящем Законе, составленные на казахском и русском языках и представляемые в трех экземплярах.
Уставы (положения) юридических лиц, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства, их филиалов и представительств, за исключением уставов (положений) акционерных обществ, их филиалов и представительств, при государственной регистрации не представляются.
Для государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту малого предпринимательства, в регистрирующий орган учредителем (учредителями) подается уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности посредством заполнения в форме электронного документа по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и заполняется на веб-портале «электронного правительства».
Одновременно в регистрирующий орган представляются квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию юридического лица.
13. Правовое положение акционерных обществ. Органы управления акционерного общества. Права и обязанности акционеров. Ценные бумаги, выпускаемые акционерным обществом.Акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.
Деятельность акционерного общества осуществляется через его органы. Высшим органом общества является общее собрание акционеров. Общее собрание созывается органом управления – советом директоров или исполнительным органом.
В акционерном обществе создается совет директоров, который осуществляет общее руководство деятельностью общества (за исключением решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров).
Членом совета директоров может быть любой гражданин, даже не являющийся акционером данного акционерного общества.
Уставом закрытого акционерного общества может быть предусмотрена возможность управления акционерным обществом без создания совета директоров. В этом случае вопросы, отнесенные к исключительной компетенции совета директоров, передаются к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Исполнительный орган акционерного общества может быть коллегиальным (правление) или единоличным (директор, генеральный директор, президент). Он осуществляет текущее руководство деятельностью акционерного общества и подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.
Права акционера подтверждаются акцией. Акционер общества имеет право: участвовать в управлении обществом; получать дивиденды; получать информацию о деятельности общества, в том числе знакомиться с финансовой отчетностью общества, в порядке, определенном общим собранием акционеров или уставом общества; предлагать общему собранию акционеров общества кандидатуры для избрания в совет директоров общества; оспаривать в судебном порядке принятые органами общества решения; обращаться в общество с письменными запросами о его деятельности и получать мотивированные ответы; на часть имущества при ликвидации общества и т.д.
Акционер общества обязан: оплатить акции; не разглашать информацию об обществе или его деятельности, составляющую служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну и т.д.