Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: условия, порядок, правовые последствия.

Признание лица безвестно отсутствующим – правовой институт по обеспечению правосубъектности граждан. При вынесении решения о признании лица безвест­но отсутствующим суд исходит из презумпции, что лицо живо. При этом те, кто имеет с ним правоотношения, нуждают­ся в защите своих субъективных прав и такую защиту получают, а отсутствующий может защитить свои интересы при явке или обнаружении (ч. 1 ст. 44 ГК); государство защищает ин­тересы безвестно отсутствующего путем передачи в доверительное управление его имущества (ч.1 ст. 43 ГК). Безвестно отсутствующее лицо не лишается право и дееспособности.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта:

1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства (ст. 20 ГК);

2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.

Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276-280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 ст. 42 ГК.

Последствия: 1) имущество, принадлежащее гражданину, если не­обходимо постоянное управление им, передается органом опеки по договору в доверительное управление. Из этого имущества в установленном порядке выдается содержание лицам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолжен­ность по иным его обязательствам (на основе решения суда о взыскании долга, о выплате алиментов и т.д.);

2) у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на иждивении безвестно отсутствующего, воз­никает право на пенсию по случаю потери кормильца, на получение пособий и компенсаций;

3) прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им (ст. 188 ГК);

4) супруг гражданина, признанного безвестно отсутству­ющим, может расторгнуть брак в упрощенном порядке че­рез орган загса (п. 2 ст. 19 СК). Признание родителей ребенка безвестно отсутствующими не требует их согласия в случаях, когда по закону необходимо согласие родителя – при даче согласия на эмансипацию (ст. 27 ГК), на усыновление ребенка (ст. 130 СК) и др.

Решение суда о признании лица безвестно отсутствующим необходимо при решении вопроса об изменении состава участников полного товарищества или его ликвидации (ст. 76, 81 ГК), прекращения договора поручения (ст. 977 ГК), комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), при необходимости получения согласия участника отношений общей собственности при распоряжении ею и др. Обычно заявители имеют интерес, связанный с наличием жилищных правоотношений – возникает вопрос о снятии отсутствующего с регистрационного учета, освобождении от оплаты за его проживание, пользование коммунальными услугами, о приватизации жилья. При этом нормы, восстанавливающей жилищные права безвестно отсутствующего в случае отчуждения квартиры, ни в ГК ни в ЖК нет.

Объявление гражданина умершим по правовым последствиям приравнено к естественной смерти. По решению суда производится запись в соответствующей книге органов ЗАГС, открывается наследство, брак считается прекращенным. Однако гражданин, объявленный умершим, если он жив, обладает и право- и дееспособностью.

Доказательством для объявления гражданина умершим являются не обстоятельства, с достоверностью удостоверяющие его гибель, а лишь особая ситуация, которая дает основание предполагать его смерть. Поэтому объявление гражданина умершим судом нужно отличать от установления судом факта смерти лица в определенное время и от определенных обстоятельств (ст. 264-268 ГПК). Суд устанавливает факт смерти лица при отказе органов ЗАГС зарегистрировать событие смерти, если от этого факта зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций (ст. 264 ГПК).

Правовые последствия объявления гражданина умершим – прекращения брачных и иных правоотношений, неразрывно связанных с личностью гражданина, и возникновение наследственных правоотношений. При вынесении решения действует презумпция смерти, опровергаемая судом: решение суда об объявлении умершим отменяется в случае явки гражданина или обнаружении его места жительства. При этом гражданин вправе требовать от любых лиц возврата сохранившегося в натуре имущества, только если оно перешло к ним в безвозмездном порядке. Если имущество перешло по возмездной сделке, лицо обязано его возвратить, лишь если будет доказано, что, приобретая имущество, оно знало, что гражданин находится в живых. При невозможности возврата имущества в натуре возмещается его стоимость. Деньги и ценные бумаги нельзя истребовать от добросовестного приобретателя (п. З ст. 302 ГК).

Предпринимательская деятельность гражданина: порядок государственной регистрации, лицензирование, гражданско-правовая ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств. Банкротство физических лиц.

Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК).

Если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, то к сделкам, которые он совершает, суд может применить положения, установленные для предпринимателей. В частности, к нему применяются правила об ответственности предпринимателя без вины за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (п. 3 ст. 401 ГК), о недопущении ограничения ответственности перед потребителем (п. 2 ст. 400 ГК) и другие нормы, регламентирующие предпринимательскую деятельность.

Легальное определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 ГК.

Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Формы предпринимательской деятельности: 1)создание юридического лица. Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗустановлена возможность государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица (ст. 86.1.), регулируемого по типу хозяйственного товарищества.

2)индивидуальное предпринимательство без образования юрид. лица. Необходимы: а) обязательная государственная регистрация и внесение сведений о лице в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей – для налогообложения, предоставления сведений о нем всем участникам оборота, контроля за осуществлением им предпринимательской деятельности.; б)наличие лицензии на занятие лицензируемым видом предпринимательской деятельности.Важно:лицо, осуществляющее ПД без регистрации в качестве индивид. предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, а суд может применить к таким сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

3) групповое предпринимательство без образования юрид. лица. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 23 ГК введенФЗ от 30.12.2012 № 302).

Правоспособность индивидуального предпринимателя по общему правилу приравнена к правоспособности ю.лиц – коммерческих организаций, отсюдаспецифика их правового статуса : 1) споры с участием индивидуальных предпринимателей рассматривают арбитражные суды; 2) есть особенности исполнения обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. ст. 210, 215); 3) установлена ответственность независимо от вины (сравнить п. 1 и п. 3 ст. 401); 4) возможность банкротства (сравнить ст. 24 и 25 ГК). Поэтому ст. 23 ГК предоставляет суду право применить нормы о коммерческих ю.лицах к лицам, фактически осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации, руководствуясь легальным определением предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК).

6. Несостоятельность (банкротство) физических лиц.

Все граждане как участники правоотношений несут ответственность по обязательствам всем принадлежащим им имуществом, на которое может быть обращено взыскание. При этом индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им ПД, может быть признан банкротом по решению суда.

27.09.2002 г. принят ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статья 2 которого определяет банкротство как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Денежным обязательствомпризнается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по сделке и (или) иному предусмотренному ГК основанию. Обязательными платежамипризнаны установленные законодательством РФ налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Предполагаются изменения положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в частности, связанные с возможностью признания банкротом не только индивидуальных предпринимателей, но и иных физических лиц.

Банкротство индивидуального предпринимателя. Заявление о банкротстве подает: 1) сам индивидуальный предприниматель; 2) кредитор по обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности; 3) уполномоченный орган. Другие кредиторы при этом также вправе предъявить свои требования. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если: соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены; при этом сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Правовые последствия –с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя и аннулируются выданные ему лицензии на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

С 2011 года лицензирование предпринимательской деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Перечень видов деятельности, лицензии на которые выдаются в соответствии с Законом № 99-ФЗ, содержится в ст. 12. Наиболее популярные из них среди предпринимателей:

- деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек;

- образовательная деятельность;

- медицинская деятельность;

- фармацевтическая деятельность.

А с 1 мая 2015 г. к лицензируемым видам деятельности отнесена деятельность по управлению многоквартирным домом.

Для того, чтобы получить лицензию нужно обратиться с заявлением в соответствующий лицензирующий орган. В заявлении должны быть указаны ряд сведений, в том числе о соискателе лицензии. К заявлению должны быть приложены ряд документов: копии учредительных документов организации, заверенные нотариально; копии документов, определенных соответствующим положением о лицензировании предпринимательской деятельности; опись прилагаемых документов.

Иные документы, в том числе подтвеждающие уплату государственной пошлины, от соискателя лицензии требовать запрещено.

Рассмотрение документов и проверка представленных соискателем сведений должны быть проведена в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления. В отношении отдельных видов деятельности этот срок может быть сокращен. По результатам рассмотрения документов лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе, о чем уведомляется соискатель. Решение об отказе, а также бездействие лицензирующего органа, соискатель может обжаловать в суд.

Наши рекомендации