Пенсионное обеспечение в России: исторический аспект

 
 
Пенсионное обеспечение в России имеет глубокие исторические корни, хотя изначально это была скорее помощь ближнему. Толчком для развития благотворительности на Руси стало принятие христианства. Активно развивалась традиция личной благотворительности русских князей, которая носила религиозный характер.

 
 
Изначально социальное обеспечение распространялось только на военнослужащих и их семьи и это означало признание их заслуг в качестве защитников Отечества. Существовавшее в те времена социальное обеспечение предоставлялось в натуральной форме и в виде предоставления земельных угодий, приютов в старости, богаделен и т. п. Самым распространенным являлось «поместное» обеспечение. Поместье – это земельный надел, предоставляемый государством военным, которые становились собственниками земли. Воины получали землю еще в период несения военной службы и становились дворянами, то есть людьми, которым за службу даровали двор - земельный надел. Из этого формировалось дворянское сословие[36].

В 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым были предназначены “лечебные” выплаты, их размер зависел от тяжести полученных ранений. Популярными видами социальной поддержки военных, ушедших со службы по причине ранения, являлось обеспечение их поместьями или добавление земель к уже существующим владениям.

 
Во эпоху Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы ᐧони ᐧимели ᐧисточник ᐧсуществования. ᐧЗаконодательные ᐧакты ᐧПетра I ᐧсодержали в ᐧсебе ᐧдолг ᐧгосударства ᐧоказывать ᐧпомощь ᐧраненым и ᐧинвалидам за ᐧсчет ᐧгосударственного ᐧбюджета.

 
В ᐧпоследующем ᐧподобные ᐧустои ᐧпродолжались и ᐧразвивались. ᐧЕкатерина II ᐧопределила ᐧденежное ᐧсодержание из ᐧобщегосударственной ᐧказны ᐧотставников ᐧвоенной ᐧслужбы. ᐧКроме ᐧтого ᐧразмеры ᐧпенсий ᐧбыли ᐧувеличены ᐧвдвое.

ᐧОднако в ᐧосновном ᐧпенсионное ᐧобеспечение ᐧраспространялось на ᐧгосударственных ᐧслужащих и ᐧвоенных. И ᐧлишь во ᐧвторой ᐧполовине ᐧXIX в. ᐧсистемное ᐧпенсионное ᐧобеспечение ᐧстало ᐧраспространяться на ᐧчастное ᐧпредпринимательство. ᐧТакже ᐧвошел в ᐧсилу ᐧзакон, ᐧкоторый ᐧобязывает ᐧвладельцев ᐧчастных ᐧжелезных ᐧдорог ᐧорганизовывать ᐧкассы ᐧдля ᐧвыдачи ᐧпособий по ᐧболезни и ᐧуходу с ᐧработы по ᐧинвалидности. Их ᐧоснову ᐧсоставляли ᐧотчисления от ᐧзаработной ᐧплаты ᐧработников, ᐧкоторые ᐧнакапливались на их ᐧличных ᐧсчетах. ᐧПри ᐧполучении ᐧувечья ᐧили ᐧпрофессионального ᐧзаболевания из ᐧнакопленных на ᐧэтих ᐧсчетах ᐧсредств ᐧвыплачивались ᐧпособия. ᐧПодобную ᐧсистему ᐧназвали ᐧстраховой, ᐧтак ᐧкак ᐧвзносы, ᐧуплаченные ᐧработником, ᐧбыли ᐧего ᐧстраховкой на ᐧслучай ᐧего ᐧнетрудоспособности.

ᐧКардинальные ᐧпреобразования в ᐧпенсионном ᐧобеспечении ᐧстали ᐧосуществляться ᐧпосле ᐧсоциалистической ᐧреволюции. ᐧПостановление «О ᐧвыдаче ᐧпроцентных ᐧнадбавок к ᐧпенсиям ᐧвоенно-увечных» ᐧвышло в 1917 г., а ᐧуже в 1918 г. ᐧПостановление «Об ᐧутверждении ᐧПоложения о ᐧсоциальном ᐧобеспечении ᐧтрудящихся». В 1924 г. ᐧбыло ᐧвведено ᐧпенсионное ᐧобеспечение за ᐧвыслугу ᐧлет ᐧдля ᐧнаучных ᐧработников и ᐧпреподавателей ᐧрабфаков. А в 1925 г. ᐧопределены ᐧпенсии за ᐧвыслугу ᐧлет ᐧдля ᐧучителей ᐧгородских и ᐧсельских ᐧшкол. ᐧРазмеры ᐧпенсий ᐧзависели от ᐧразмера ᐧсреднемесячного ᐧзаработка, ᐧусловий ᐧтруда, ᐧсостава ᐧсемьи.

В 1920-х гг. ᐧсистема ᐧпенсионного ᐧобеспечения ᐧбыла ᐧзаменена на ᐧсистему ᐧсоциального ᐧстрахования, ᐧкоторая ᐧфункционировала по ᐧследующей ᐧсхеме: ᐧвсе ᐧорганизации ᐧуплачивали ᐧгосударству ᐧналоги, из ᐧкоторых ᐧформировался ᐧбюджет ᐧстраны. Из ᐧбюджета ᐧпроизводились ᐧтраты на ᐧвсе ᐧгосударственные ᐧнужды: ᐧстроительство ᐧдорог, ᐧзаводов и ᐧвыплату ᐧпенсий ᐧграждан.

ᐧДанная ᐧсистема ᐧсуществовала ᐧвплоть до ᐧраспада ᐧСССР. ᐧОднако в 1991 г. ᐧпосле ᐧперехода от ᐧцентрализованного ᐧпланового ᐧруководства ᐧнародным ᐧхозяйством к ᐧрыночным ᐧметодам ᐧона ᐧисчерпала ᐧсвои ᐧвозможности. ᐧДаже ᐧсамая ᐧбольшая ᐧпенсия не ᐧмогла ᐧпревышать ᐧтрех ᐧустановленных ᐧзаконом ᐧминимальных ᐧразмеров ᐧпенсии, ᐧкроме ᐧэтого в ᐧстране ᐧрезко ᐧснизилась ᐧрождаемость. ᐧЦены ᐧбыстро ᐧросли, а ᐧэто ᐧснижало ᐧуровень ᐧобеспечения ᐧпенсионеров. ᐧРасчеты ᐧпоказывали, ᐧчто в 2010-2020 гг. ᐧможет ᐧвозникнуть ᐧпроблема ᐧнедостатка ᐧденег ᐧдля ᐧвыплаты ᐧпенсий, ᐧпотому ᐧкак ᐧчисло ᐧлюдей, ᐧвыходящих на ᐧпенсию ᐧзаметно ᐧпревысит ᐧчисло ᐧвновь ᐧначавших ᐧработать.

ᐧРешить ᐧподобные ᐧпроблемы ᐧпредставлялось ᐧвозможным ᐧлишь ᐧпутем ᐧувеличения ᐧдоходов ᐧпенсионной ᐧсистемы. Но ᐧдля ᐧэтого ᐧнеобходимо ᐧбыло ᐧразработать ᐧсистему, в ᐧкоторой ᐧбыл бы ᐧстимул к ᐧуплате ᐧотчислений в ᐧ ПФР. ᐧСтимулом в ᐧтаком ᐧслучае ᐧслужит ᐧуверенность ᐧработающих ᐧграждан, ᐧчто ᐧвзносы, ᐧкоторые ᐧплатит их ᐧработодатель ᐧили ᐧони ᐧсами на ᐧпенсионное ᐧобеспечение, ᐧбез ᐧпотерь ᐧвернутся к ᐧним, ᐧкогда ᐧони ᐧбудут ᐧвыходить на ᐧпенсию. И ᐧчем ᐧбольше ᐧбудет ᐧтаких ᐧпенсионных ᐧотчислений, ᐧтем ᐧвыше ᐧбудет ᐧразмер ᐧпенсии.

ᐧПравительство ᐧпришло к ᐧвыводу о ᐧцелесообразности ᐧпроведения в ᐧРоссии ᐧпенсионной ᐧреформы, ᐧцелью ᐧкоторой ᐧявилось ᐧформирование ᐧмногоуровневой ᐧпенсионной ᐧсистемы ᐧдля ᐧулучшения ᐧпенсионного ᐧобеспечения ᐧграждан. В 2001 г. ᐧбыла ᐧвнедрена ᐧновая ᐧмодель, ᐧкоторая ᐧвключила в ᐧсебя ᐧобязательное ᐧпенсионное ᐧстрахование, ᐧгосударственное ᐧпенсионное ᐧобеспечение и ᐧдополнительное ᐧнегосударственное ᐧпенсионное ᐧстрахование [37].

Такова общая схема развития пенсионной системы в России. Она постепенно интегрируется в систему экономических отношений и становится неотъемлемым ее элементом.

Наши рекомендации