Правоспособность иностранных граждан
Гражданская правоспособность физического лица – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности.
Иностранные граждане на территории других стран обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Поэтому во время своего пребывания на территории другого государства они не могут ссылаться на объем правомочий, которыми они пользуются в своем государстве. В то же время, объем прав, которыми наделены иностранные граждане в государстве пребывания, может быть большим по сравнению с тем, который они имеют в своем государстве.
Общий принцип международного частного права о том, что правоспособность иностранных граждан определяется законом местопребывания, дополняется указанием о национальном режиме пользования гражданской правоспособностью (п. 2 ст. 1104 ГК Республики Беларусь).
В связи с этим совершенно непонятен ход рассуждений законодателя, установившего в п. 1 ст. 1104 ГК Республики Беларусь: правоспособность… физического лица определяются его личным законом.
Все иностранцы на территории Республики Беларусь подразделяются на: постоянно проживающих;
временно проживающих.
Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь.
Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:
находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;
заключили брак с гражданином Республики Беларусь (ст. 7 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства»).
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь. К иным основаниям относится приезд иностранцев в наше государство на учебу, в качестве туристов, по личным делам. Они должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.
Объем прав и обязанностей иностранцев:
зависит от категории, к которой они относятся;
несколько уже объема прав и обязанностей отечественных граждан, так как практически во всех странах существуют изъятия из принципа национального режима. Иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, патентными поверенными.
33 Дееспособность иностранных граждан
Дееспособность иностранных граждан в международном частном праве определяется по личному закону. П.1 ст. 1104 ГК Республики Беларусь также устанавливает это правило.
Однако гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок, совершаемых в Республике Беларусь, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Республике Беларусь, определяется по законодательству Республики Беларусь.
Это правило в отношении дееспособности иностранных граждан в международном частном праве сформулировалось не сразу. Исторически выступало постулатом положение, что лицо, дееспособное по закону своего государства, признается таковым и за границей, и, недееспособное по закону своего государства, объявляется недееспособным во всех других государствах. Со временем его соблюдение стало неприемлемым ввиду несовместимости с интересами стабильности торгового оборота, так как всегда существовала угроза, что иностранный купец мог объявить сделку, совершенную в иностранном государстве, недействительной под предлогом отсутствия у него дееспособности по национальному законодательству.
Нормы об ограничении и лишении дееспособности иностранцев характеризуются большим разнообразием в материальном праве различных государств: различны основания для ограничения дееспособности, различен порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным.
В Республике Беларусь признание физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется праву страны суда (п. 5 ст. 1104 ГК).
Большим разнообразием норм характеризуется и институт объявления лица безвестно отсутствующим и признания его умершим. Материальные нормы значительно расходятся в том, что касается условий и сроков объявления без вести пропавшими, юридических последствий безвестного отсутствия и объявления умершим. Право ряда государств не признает принцип объявления лица отсутствующим или умершим. В этих государствах возможно лишь в рамках судебного производства по конкретному делу вынести судебное определение о безвестном отсутствии лица, которое будет иметь значение только для данного дела, но не для других отношений.
В Республике Беларусь признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим подчиняется праву страны суда (ст. 1105 ГК).
Признать безвестно отсутствующим или объявить умершим можно только постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранного гражданина.
34 Национальность юридического лица устанавливает личный закон (статут) юридического лица.
Личный статут юридического лица определяет:
является ли какое-то образование юридическим лицом;
порядок возникновения, осуществления деятельности и ликвидации юридического лица;
возможные способы и формы преобразования;
объем правоспособности юридического лица и ее пределы;
формы и порядок выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте.