Понятие и значение местного бюджета. Бюджетный процесс (основные стадии)
Местный бюджет – это комплекс упорядоченных развивающихся на нормативно-правовой основе финансово-экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения, и использования централизованного денежного фонда муниципального района, городского округа и поселения, находящегося в собственности, предназначенного для финансового обеспечения потребности населения посредством исполнения расходных обязательств и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым представительным органом на очередной финансовый год. Все что связано с бюджетом закреплено в бюджетном кодексе РФ.
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов гос.власти, органов мсу и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов.Основными стадиями бюджетного процесса являются:1-составление проекта местного бюджета(местная администрация). 2-рассмотрение проекта и утверждение . 3-исполнение местного бюджета. 4-подготовка отчета об исполнении бюджета. 5-утверждение отчета об исполнении. 6-направление отчета в финансовый орган субъекта РФ для проверки контроля Отдельной особой стадией проводимой на всех этапах бюджетного процесса является контроль. Непосредственно работа по составлению местного бюджета осуществляют финансовые органы и местная администрация.
В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Доходы бюджета- денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).
Расходы бюджета- денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).
Значение. Местный бюджет рассматривается в качестве одного из признаков самоуправляющейся территории, которая при условии наделения ее другими установленными законодательством признаками получает статус муниципального образования. К муниципальным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением органы МСУ осуществляют самостоятельно. В местных бюджетах могут быть предусмотрены - в качестве составной части - сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Термины "муниципальный" и "местный", а также словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Местный бюджет имеет такую же структуру, как и государственный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющих собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета: налог на землю, налоги на автомобили, на потребление газа и электричества, и ряд других. А вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. В одной стране они используется для формирования доходной части бюджета, в другой - нет.
Местный бюджет – это комплекс упорядоченных развивающихся на нормативно-правовой основе финансово-экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения, и использования централизованного денежного фонда муниципального района, городского округа и поселения, находящегося в собственности, предназначенного для финансового обеспечения потребности населения посредством исполнения расходных обязательств и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым представительным органом на очередной финансовый год.
Все что связано с бюджетом закреплено в бюджетном кодексе РФ. Бюджетным кодексом РФ ст.10 все местные бюджеты помещены на один уровень, состоящий из 2-х подуровней:1.Бюджеты городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. 2.Бюджеты городских и сельских поселений. Законом 2003 года закреплен запрет на подчиненность органа одного муниципального образования органу другого муниципального образования и закреплена обособленность бюджетов поселений. Местный бюджет является управляющим механизмом в распоряжении муниципального образования и обладает следующими признаками:1.Обусловлен специфическими признаками конкретного муниципального образования как субъекта публичных отношений 2.Представляет организационно управленческий механизм финансовой деятельности органов мсу. 3.Является разновидностью правовой формы реализации конституционно-правового статуса МСУ. Местный бюджет составляет финансовую основу конкретного муниципального образования, в котором раздельно предусмотрены доходы на осуществление полномочий МСУ по решению вопросов местного значения и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами МСУ отдельных гос.полномочий, переданных им ФЗ и законами субъектов РФ.
Конституция РФ (ст. 132) закрепляет право органов местного самоуправления формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
Бюджетный процесс- регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджетный процесс длится около трех лет, и это время называется бюджетным периодом.
Первая стадия – стадия составления проекта бюджета. Решение о начале работы над составлением проекта местного бюджета принимается выборным органом местного самоуправления. Исполнительные органы муниципального образования организуют поэтапную работу по составлению проекта местного бюджета. В определенные сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики муниципального образования, рассчитываются контрольные цифры проекта местного бюджета на соответствующий период и подготавливаются другие документы.
Вторая стадия бюджетного процесса – рассмотрение проекта бюджета выборным органом местного самоуправления. Оно предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.
Третья стадия бюджетного процесса – утверждение бюджета, принятие решения о бюджете.
В случае непринятия проекта местного бюджета до 1 января конкретного года исполнительные органы муниципального образования имеют право производить расходование бюджетных средств.
По соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере 1/3 фактически произведенных сумм расходов за IV квартал предшествующего года до принятия местного бюджета.
Четвертая стадия бюджетного процесса – исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря.
Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов. Исполнение доходной части бюджета связано с перечислением плательщиками соответствующих налогов и неналоговых платежей на счета бюджета того или иного уровня.
Пятая стадия бюджетного процесса – стадия рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета выборным органом муниципального образования. В соответствии с Бюджетным кодексом отчетный доклад об исполнении местного бюджета за прошедший финансовый год представляется ежегодно в мае следующего за отчетным года.
Рациональное управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных доходов и расходов, а также сложности финансово-бюджетных отношений невозможно без использования единой, законодательно утвержденной системы движения денежных потоков.
Ведомственная классификация расходов местного бюджета, классификация источников внешнего финансирования дефицита местного бюджета и классификация видов муниципального внешнего долга и внешних активов не используются. На уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления ведомственная классификация расходов бюджетов утверждается представительными органами власти этих двух уровней самостоятельно.