Анализ влияния инфляции на финансовые результаты
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА
Анализ состава и динамики прибыли организации
В процессе анализа используются различные показатели прибыли:
1. По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
2. По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по проданной продукции.
Прибыль до налогообложения — это результат после выплаты процентов кредиторам.
Чистая прибыль — это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
3. В зависимости от характера деятельности организации выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.
4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
6. По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу организации).
7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую. Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов организации. Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям организации.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию организации в среднем по отрасли, а затраты по проданной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Анализ финансовых результатов от продажи
Продукции, работ и услуг
Основную часть прибыли организации получают от продажи продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от продажи продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от продажи продукции в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):
Объем продажи продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продажи происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции по-разному влияет на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее продажи, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли определяют способом цепной подстановки.
Кроме того, анализируют выполнение плана и динамику прибыли от продажи отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов: объема реализации продукции (VРПi), себестоимости (Сi) и среднереализационных цен (Цi).
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции выглядит следующим образом:
Расчет влияния этих факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции ведут способом цепной подстановки. Затем изучают причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
Анализ влияния инфляции на финансовые результаты
Инфляция означает обесценение денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности. Различают инфляцию открытую, которая проявляется в росте цен на товары, не обусловленном повышением их качества, и скрытую (подавленную), при которой потребитель, несмотря на стабильность цен, не может приобрести товар по официальной цене из-за его дефицита.
Существуют различные типы инфляции:
• ползучая инфляция (до 10% в год), при которой покупательная способность денег почти сохраняется и хозяйственные договоры заключаются в номинальных ценах. У инфляции этого типа, присущей здоровой экономике, есть позитивный потенциал — несколько обесценивая деньги, она стимулирует инвестиционный процесс. Такого типа инфляция побуждает владельцев денег вкладывать их в прибыльные мероприятия, поскольку деньги, находящиеся без движения, постепенно теряют в цене;
• галопирующая инфляция (до 100% в год), когда рост цен происходит скачкообразно, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты заключаются в иностранной валюте или условных единицах. Такая инфляция отрицательно влияет на воспроизводственный цикл, выступая основным дестабилизирующим фактором развития производства и финансовой устойчивости предприятия;
• гиперинфляция (более 200% в год).
Если инфляция сопровождается спадом производства, говорят о стагфляции. Отрицательная инфляция, или снижение уровня цен, называется дефляцией. Для экономики в целом явление дефляции нежелательно, так как оно ведет к экономическому спаду, ухудшению условий предпринимательства.
Темпы инфляции измеряются с помощью индексов цен (соотношение совокупной стоимости определенного набора товаров и услуг (Т) в текущих (р1) и базисных (р0) ценах:
Инфляция оказывает существенное влияние на хозяйственную деятельность организации и прежде всего на величину ее денежных потоков. Для определения реальной величины денежного потока расходов, выручки или прибыли необходимо разделить номинальную величину этого потока на индекс инфляции.
Инфляция по-разному воздействует на инвестиционные возможности организации и на ее текущее финансовое положение. Она влияет на выбор и принятие решений, поскольку инвестиции организация производит сегодня и их номинальная стоимость равна реальной стоимости, а доходы будет получать спустя некоторое время, и к тому времени уменьшится не только текущая стоимость будущих денежных поступлений, но и сами деньги обесценятся в результате инфляции. При инфляции усложняется процесс оценки инвестиционного решения; возникает дополнительная потребность в источниках финансирования; растут проценты по заемному капиталу и ставки дисконтирования; затрудняется использование такого источника долгосрочного финансирования, как выпуск облигаций.
В условиях инфляции инвестирование денежных средств в любые операции оправдано лишь в том случае, если доходность вложений превышает темпы инфляции.