Методы определения потребности в материалах
1. Для эффективной работы необходимо прогнозировать потребности. Для этого можно использовать ряд методов, которые можно разделить на три группы:
→ детерминированные методы расчета:
• аналитические методы:
— метод уровневого построения изделия;
— метод уровневого размещения запасов;
•синтетический метод;
→стохастические методы расчета:
• аппроксимация средних значений;
• метод экспоненциального сглаживания;
• регрессионный анализ;
→эвристические методы:
• оценка по аналогии;
• оценка по интуиции.
2. Детерминированные методы расчета используются при расчетах вторичных потребностей, если известны первичные. В свою очередь, в группе детерминированных методов можно выделить аналитические методы и синтетический метод. К аналитическим методам расчета относятся такие методы, как:
→ метод уровневого построения изделия (используется при производстве простых изделий единичного применения);
→ метод уровневого размещения запасов (при использовании этого метода на каждой иерархической ступени уровневого построения изделий собираются одинаковые потребности);
→ синтетический метод:
• расчет проводится исходя из расхода материальных ресурсов на изделие;
• исходными данными для расчета является не изделие, как в аналитических методах, а материальные ресурсы.
Детерминированные методы дают приблизительные оценки потребностей. При их использовании необходимо опираться на возможности дополнительных поставок.
3.К стохастическим методам расчета относятся такие методы, как метод экспоненциального сглаживания, аппроксимация средних значений, регрессионный анализ. Данные методы опираются на статистические данные об использовании материальных ресурсов за прошлые периоды, а в качестве инструментария выступает математическая статистика.
При использовании метода экспоненциального сглаживании прогноз осуществляется на основе ряда потребностей. При этом вес элементов ряда уменьшается с удалением их от момента прогноза. Для этого вводят коэффициент сглаживания. При аппроксимации средних значений рассчитываемая потребность определяется усреднением значений потребностей в материалах, известных заранее. Метод используется при колебании потребности в материалах по периодам вокруг известного среднего.
Регрессионный анализ предполагает решение двух задач:
→ первая задача заключается в выборе независимых переменных, существенно влияющих на зависимую величину, и определении формы уравнения регрессии (обычно этот этап в разработке регрессии называют спецификацией). Данная задача решается путем анализа изучаемой взаимосвязи по существу. Формальные средства могут служить здесь лишь некоторыми ориентирами;
→ вторая задача — оценивание параметров — решается с помощью того или иного статистического метода обработки данных наблюдения.
Наиболее часто оценивание параметров регрессий достигается с помощью метода наименьших квадратов (МНК).
4. В третью группу методов расчета потребности входят эвристические методы расчета. Они применяются, когда отсутствие начальных данных или нехватка времени не позволяют использовать другие методы расчета, и основываются на опыте специалистов.
Планирование закупок. Определение метода закупок.
1.Выбор метода закупок зависит:
→ от сложности конечного продукта;
→ состава комплектующих изделий и материалов.
→ Основные методы закупок:
→ оптовые закупки (закупка товара одной партией);
→ регулярные закупки мелкими партиями;
→ закупки по мере необходимости;
→ ежедневная (ежемесячная)
→ закупка товаров по котировочным ведомостям;
→ закупка товаров с немедленной сдачей;
→ различные комбинации перечисленных методов.
2.У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки. Указанные методы имеют следующие особенности:
→ закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Таким способом могут закупаться товары, потребность в которых возникает непредвиденно и которые не требуют длительного хранения. Они закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению. Преимущества этого способа закупки: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки — большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала;
→ регулярные поставки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода в соответствии с графиком потребности в них производства на тот или иной период. Преимущества данного метода таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затрат ты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Его недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе. В целях упрощения процедуры оформления заказов и снижения накладных расходов применяются групповые поставки нескольких видов родственных товаров, приобретаемых и мелкими партиям В этих же целях фирмы стали использовать автоматизированную систему компьютерной связи;
→ ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где . купаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) включают следующие сведения: полный перечень товаров; количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров. Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение своевременность поставок;
→ получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующий особенностями: количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно, поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем, оплачивается только поставленное количество товара, по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены. Преимущества данного метода: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов;
→ закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения. этого метода — покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода — в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.