Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств

Денежные средства поступают в кассу предприятия из банков в виде наличной выручки от покупателей, от работников организации в оплату каких-либо услуг по заявлениям, как остатки неиспользованных подотчетных сумм и др.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег).

Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции, товаров, работ. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами).

Грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами между предприятиями считаются неоприходование и присвоение денежных средств, поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежных средств производится одновременная проверка операций по кассе и по банку, а также со счетами расчетов.

Сплошной просмотр всех приложенных к отчету кассира за определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволяет выявить перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Данные факты отражаются в рабочей документации аудитора.

Далее следует установить, все ли приходные и расходные кассовые ордера зарегистрированы в журналах регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; совпадают ли эти суммы с теми, которые указаны в журнале регистрации, каков источник поступления денежных средств, совпадают ли даты приема и выдачи денег по кассовым ордерам с датами их составления.

Недобросовестные действия аудируемого лица возможны в результате недоброкачественного составления первичных кассовых документов. Арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, для их выявления аудитор использует пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей. Аудиторская практика показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам и подотчетными суммами.

4.Аудиторская деятельность в России за относительно короткий период времени прошла большой и успешный путь развития: создана и совершенствуется нормативно-правовая база аудита, сформировался рынок аудиторских услуг. Важным направлением в развитии технологий аудита является аудит валютных операций.

В настоящее время достаточно много российских компаний выходит на международные рынки. Внешнеторговая деятельность российских предприятий связана с расчетами в иностранной валюте и регулируется валютным законодательством, соблюдение которого является необходимым условием для правового обеспечения ведения бухгалтерского учета валютных операций. В связи с этим особо важной становится правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций с иностранной валютой. Операции с денежными средствами затрагивают практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности компании и являются наиболее уязвимыми с точки зрения нарушений.

Расчеты за товары и услуги с применением различных видов иностранной валюты можно характеризовать как валютные операции. [5]

В свою очередь в п. 9 ст. 1 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» №173 от 10.12.2003 г. представлены все операции с денежными средствами, которые можно отнести к валютным операция.

Аудит валютных операций, как правило, является составной частью обязательного аудита, который проводится в организациях, ведущих внешнеэкономическую деятельность, но нередко руководство экономического субъекта заказывает инициативный аудит валютных операций. [3]

Вопросы аудита валютных операций освещались и анализировались в трудах отечественных ученых-специалистов - Ю.Ю. Кочинев, Г.А. Юдин, А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасов, А.Д. Шеремет и др.

Аудит операций по валютным счетам - это проверка и подтверждение правильности оформления инвентаризации остатков по валютным счетам и отражения в учете; соблюдения валютного законодательства по операциям с валютой. [6]

Целью аудиторской проверки валютных операций является установление соответствия применяемой у экономического субъекта методики учета и налогообложения операций по движению денежных средств на валютных счетах в кредитных организациях действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Основными задачами аудиторской проверки валютных операций является:

  1. оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по движению денежных средств, выраженных в иностранной валюте;
  2. проверка соблюдения налогового и валютного законодательства при осуществлении операций по движению денежных средств, выраженных в иностранной валюте;
  3. оценка качества отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете.

Информационная база, используемая аудитором при проверке счетов организации в иностранной валюте, включает в себя:

1) основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на валютных счетах организации в банках и бухгалтерский учет этих операций:

  • Налоговый кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • ФЗ «О валютном регулировании и контроле» №173 от 10.12.2003 г.;
  • ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 164 от 08.12.2008 г.;
  • ФЗ «Об экспортном контроле» № 183 от 18.07.1999 г.;
  • ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129 от 21.11.1996 г.;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (приказ Минфина № 154н от 27.11.2006 г.);
  • План счетов и инструкция по его применению (приказ Минфина № 94-н от 31.10.2000 г.) и др.

2) бухгалтерскую отчетность (форма «Бухгалтерский баланс», форма «Отчет о движении денежных средств»);

3) налоговую отчетность (сведения о счетах в иностранной валюте);

4) приказ об учетной политике организации;

5) регистры синтетического и аналитического учета операций по счету 52 «Валютные операции» и субсчетам, которые могут быть открыты к данному счету:

52.1 «Транзитный валютный счет»

52.2 «Текущий валютный счет»

52.3 «Валютные счета за рубежом»

52.4 «Специальный транзитный валютный счет»; [2]

6) контракты с нерезидентами, акты выполненных работ, счета (инвойсы), международные перевозочные документы, грузовые таможенные декларации, карточки и анализ счетов активов и обязательств в иностранной валюте, платежные поручения, выписки банка. [7]

Последовательность работ при проведении аудиторской проверки валютных операций представлена в табл. 1. [2]

Таблица 1 - Этапы проведения аудита валютных операций

Этапы проведения аудита валютных операций
1 этап. Ознакомительный 2 этап. Основной 3 этап. Заключительный
Аудитор устанавливает: 1) количество кредитных организаций, с которыми у экономического субъекта установлены корреспондентские отношения; 2) количество валютных счетов открытых в каждом кредитном учреждении; 3) валюту, в которой открыты счета; 4) дату открытия (закрытия) валютных счетов; 5) другие сведения, необходимые для проверки. Аудитору целесообразно на данном этапе: 1) провести инвентаризацию денежных средств, находящихся на валютных счетах; 2) проверить правильность оформления документов; 3) провести арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций; 4) проверить соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка Аудитор: 1) формирует пакет рабочих документов, который подлежит детальному анализу и обработке; 2) составляет отчет аудитора и представляет совместно с рабочей документацией руководителю аудиторской группы (или заказчику).

На этапе планирования аудитор в соответствии с ФП(С)АД № 3 «Планирование аудита» должен принять во внимание:

  1. деятельность аудируемого лица и ее влияние на системы бухгалтерского и внутреннего контроля в целом и в частности в отношении операций с денежными средствами;
  2. риск и существенность;
  3. характер, временные рамки, объем аудиторских процедур;
  4. значимость операций с денежными средствами для проведения аудита;
  5. наличие внутреннего аудита и его функции в отношении этих операций;
  6. необходимость координации направления, текущего контроля работы аудиторского персонала;
  7. форму и сроки предоставления аудиторского заключения.

На первом этапе аудитор также определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) и его соответствие нормам Гражданского кодекса РФ. [2]

На втором этапе проводится углубленная проверка участков учета валютных операций, в которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности.

Возможные объекты проверки и аудиторские процедуры в соответствии с ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства» приведены табл. 2.

Таблица 2 - Объекты проверки и аудиторские процедуры

Объект аудиторской проверки Аудиторская процедура
Наличие подписей на договорах, платежных документах, грузовых таможенных декларациях Формальная проверка
Полнота и правильность отражения в учете операций по движению иностранной валюты Сверка выписок банка и платежных поручений с аналитическим регистром по счету 52
Остатки на счете 52 на конец месяца Пересчет, инспектирование регистров бухгалтерского учета
Соответствие оборотов по счету 52 с данными выписок банка и платежными поручениями Пересчет, инспектирование: банковских выписок, платежных поручений, аналитического регистра по ведению валютных операций
Использование иностранной валюты только для целей установленных законодательством Запрос, инспектирование, аналитические процедуры
Приобретение валюты происходило установленными законодательством способами Запрос, инспектирование, подтверждение, аналитические процедуры
Полнота отражения в учете расходования денежных средств с валютного счета Инспектирование и сверка: платежных поручений, выписок банка
Полнота отражения в учете поступления денежных средств на валютный счет Инспектирование и сверка: платежных поручений и выписок банка
Правильность подсчета и отражения курсовых разниц Пересчет и инспектирование регистров бухгалтерского учета

При проверке операций по валютным счетам в банке особое внимание аудитор должен обратить на:

  1. соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала;
  2. проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензии ЦБ РФ на осуществление валютных операций;
  3. наличие разрешений и лицензий ЦБ РФ, предоставляемых уполномоченному банку на проведение отдельных операций;
  4. осуществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами-резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение;
  5. учет операций по счету 52 «Валютный счет», к которому открываются субсчета «Транзитные валютные счета», «Текущие валютные счета», «Специальные транзитные счета», «Валютные счета за рубежом».

Аудит операций по валютным счетам осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числе и за рубежом.

При проверке операций по валютному счету особое внимание обращают на правильность отражения операций по покупке и продаже валюты, так как бухгалтеры организаций нередко допускают значительное количество ошибок как в методологии учета, так и при расчетах курсовых разниц по этим операциям и пересчете валюты в рубли.

В таблице 3 представлен примерный перечень вопросов для оценки риска несоблюдения валютного законодательства.

Таблица 3 - Примерный перечень вопросов для оценки риска несоблюдения законодательства в отношении операций в иностранной валюте

Вопрос Низкий Средний Высокий
Соблюдаются ли установленный законодательством порядок открытия валютного счета?      
Осуществлялись ли валютные операции, запрещенные валютным законодательством?      
Выполнялись ли резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ проданный или не ввезенный товар?      
Правильно определения курсовых разниц и их отражения в учете?      
Существует ли приказ с кассиром о полной материальной ответственности?      
Существует ли система документооборота по учету операций с иностранной валютой?      
Правильно ли определяется дата совершения операции в иностранной валюте?      
Точно ли пересчитываются активы и обязательства выраженные в иностранной валюте?      
Полностью ли раскрыта информация об операциях в иностранной валюте в финансовой отчетности?      

Характерные ошибки и нарушения, связанные с несоблюдением порядка совершения валютных операций, представлены ниже:

  1. нарушение установленных сроков расчетов с нерезидентами при экспортно-импортных операциях (90 дней);
  2. неуведомление ЦБ РФ при получении кредита от нерезидента на срок более 180 дней;
  3. приобретение организацией наличной иностранной валюты (например, через свое подотчетное лицо в обменном пункте);
  4. осуществление наличных рублевых расчетов с нерезидентом (например, нерезидент вносит наличную рублевую сумму в кассу организации или получает ее);
  5. открытие резидентом валютного счета за пределами Российской Федерации без разрешения ЦБ РФ и совершение на нем валютных операций; [7]
  6. отсутствие ведения раздельного учета на транзитном счете (где должно быть отражено зачисление валютной выручки, обязательная продажа ее части), зачисление с транзитного счета на текущий валютный счет, покупка иностранной валюты должна отражаться на специальном валютном счете, в том числе для командировок, валютные счета за рубежом;
  7. неправильное определение рублевой оценки остатка на валютном счете;
  8. тексты платежных документов, на основании которых проведена оплата с валютного счета, не переведены на русский язык;
  9. нарушение сроков исполнения обязательств по контрактам, по которым проводятся текущие валютные операции;
  10. некорректная корреспонденция счетов по учету валютных операций. [6]

5. Проверяя кассовые операции, аудитор должен установить, как соблюдается порядок ведения кассовых операций, кассовая дисциплина, законность и целесообразность совершенных операций с наличными денежными средствами. Необходимо проверить правильность оформления документов, по которым проводились операции, связанные с получением и выдачей наличных денег. Убедиться, что все кассовые приходные и расходные ордера, платежные ведомости и др. документы заполнены четко, без подчисток и исправлений, а все ордера и приложения к ним погашены штампом «ПОЛУЧЕНО» или «ОПЛАЧЕНО» с указанием даты совершения операции и подписей кассира. Отсутствие в расходных кассовых ордерах и ведомостях штампа «ОПЛАЧЕНО» приводит в отдельных случаях к повторному их использованию (списанию в расход по кассовой книге).

Тщательно проверяются:

· в платежных ведомостях – достоверность подписей получателей денег, т.к. встречаются случаи, когда 1 получатель в ведомости расписывается за несколько человек;

· в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров – соответствие дат, порядковой нумерации и суммы с аналогичными показателями в расходных, приходных кассовых ордерах и кассовой книге (журнал ведет бухгалтер);

· в расходном кассовом ордере – правильность записей полученных сумм (прописью) и самой подписи получателя денег, а также заполнения паспортных данных получателя;

· во всех документах – наличие подписей распорядителей денежных средств, обращая внимание на то, что руководитель подписывает лично (все расчетно-кассовые документы – платежные ведомости и расчетно-кассовые ордера), исключение составляют только периоды, когда руководитель временно отсутствует в организации и свои функции передает другому лицу (обязательно приказом);

· в кассовой книге – оформление ее ведения, правильность внесенных исправлений, особое внимание обращается на правильность подсчета итоговых оборотов и выведения остатков наличных денег по окончании дня.

При проверке полноты оприходования наличных денег, полученных по чекам из банков, необходимо проверить наличие всех корешков чеков книжки. Проводя проверку кассовой дисциплины необходимо установить:

1. использование полученных из банка наличных денег по целевому назначению;

2. соответствия остатков наличных денег установленному банком лимиту;

3. своевременность и полноту сдачи в банк неиспользованных наличных денег, полученных для выплаты заработной платы, премий, пособий и сумм по прочим поступлениям;

4. соблюдение установленных правил расчетов наличными денежными средствами;

5. не производилась ли выдача или получение наличных денег взаймы.

Особое внимание следует уделить проверке выплат депонированных сумм по неполученной вовремя заработной плате. Важным элементом проверки кассовых операций является проверка правильности корреспондентских счетов, указанных в документах, особенно в расходных.

6. Одним из направлений аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности является проверка и подтверждение отчетной информации о наличии и движении денежных средств.
Источниками информации для проверки являются:

  • кассовая книга, отчеты кассира, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных ордеров, оправдательные документы, подтверждающие расходование денежных средств;
  • выписки банков по соответствующим счетам с приложением документов, послуживших основанием для совершения операций;
  • учетные регистры по счетам 50, 51, 52, 55;
  • отчетность аудируемого лица: форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 4 «Отчет о движении денежных средств».

При проверке необходимо руководствоваться такими нормативными документами, как: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ; Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ МФ РФ от 06.07.99 № 43н); О формах бухгалтерской отчетности организации (Приказ МФ РФ от 22.07.03 № 67н); Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Приказ МФ РФ от 29.07.98 № 34-н; План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31.10.2000 № 94н).
Основу методики аудита подтверждения отчетной информации о наличии и движении денежных средств составляет счетная проверка, которая проводится по следующим уровням:

    1. Сопоставляются показатели формы № 1 «Бухгалтерский баланс» № 4 «Отчет о движении денежных средств» по остаткам денежных средств. Проверка проводится в сплошном порядке, результаты сверки оформляются в виде таблицы;
    2. Сопоставляются показатели в форме бухгалтерской отчетности № 4 «Отчет о движении денежных средств» и в главной книге. Проверка проводится в сплошном порядке, рабочий документ аудитора – таблица взаимоувязки;
    3. Показатели главной книги сопоставляются с регистрами бухгалтерского учета наличия и движения денежных средств и первичными документами. В зависимости от оценки аудиторского риска проверка может быть сплошной или выборочной. Для подтверждения данных в регистрах учета выборочно изучаются первичные документы.


Аудитор должен проверить правильность заполнения формы № 4 «Отчет о движении денежных средств» в соответствии с Приказом МФ РФ № 67н. Отчет должен быть составлен в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Эти данные должны быть проверены аудитором по операциям, отражающим фактическое поступление денежных средств от продажи товаров, продукции, работ, услуг, от продажи основных средств и иного имущества, получение авансов, бюджетных средств и средств иного целевого финансирования, кредитов, займов, дивидендов, процентов по финансовым вложениям и прочие поступления; направление денежных средств на оплату товаров, продукции, работ, услуг, на оплату труда, на отчисления в государственные внебюджетные фонды, на выдачу авансов, на финансовые вложения, на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам, на расчеты с бюджетом, на оплату процентов по полученным кредитам и займам и прочие выплаты и перечисления.
Сведения в форме № 4 должны отражаться нарастающим итогом с начала года в валюте РФ. При наличии в организации денежных средств в иностранной валюте аудитор должен проверить расчет в иностранной валюте по каждому ее виду и пересчет иностранной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности.
Состав процедур аудита при проверке и подтверждении отчетной информации о движении денежных средств определяется аудитором самостоятельно с учетом правила (стандарта) «Аудиторские доказательства», где представлены следующие процедуры: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры.

7. Типичные ошибки нарушения действующих правил ведения операций с денежными средствами. Их последствия и способы устранения. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

Наиболее типичными ошибками действующих правил ведения операций с денежными средствами являются:

1) неполное отражение в учете операций по расчетному счету;

2) присвоение наличных денег полученных в банке;

3) неправильный подсчет итогов в учетных регистрах;

4) перевод кредиторской задолженности подотчетным лицам с расчетного счета через отделения связи;

5) отсутствует справка или не установлен лимит остатка денежных средств;

6) отсутствует акт ревизии в случае смены кассира.

При ведении кассовых и банковских операций в ходе проверок выявляется значительное количество различных нарушений. К типовым нарушениям в ведении кассовых операций можно отнести:

неоприходование или неполное оприходование наличных денег (валюты), полученных в банке по чекам или принятых по приходным ордерам от юридических и физических лиц, а также полученных от юридических лиц по доверенностям;

излишнее списание денег по кассе (кассовой книге) путем занижения итоговых оборотов по приходу кассовой книги или, наоборот, завышения оборотов по расходу, а также в результате обнаруженных ошибок в счетах (других аналогичных документах), повторное списание сумм по одним и тем же документам;

нарушения действующего порядка расчета наличными денежными средствами, в том числе: превышение установленного лимита расчета наличными с юридическими лицами и предпринимателями;

отсутствие в документах необходимых подписей должностных лиц;

несвоевременное отражение приходно-расходных кассовых документов в учетных регистрах;

отсутствие документов, послуживших основанием для совершения в учетных регистрах записей хозяйственных операций;

списание денег по кассе без оснований или по подложным (фиктивным) документам;

ошибки в написании сумм получателями денег в расходных ордерах;

несовпадение дат или сумм приходных или расходных ордеров с аналогичными их показателями в журнале регистрации;

прямое хищение денежных средств (встречается крайне редко).

К типовым нарушениям в ведении банковских операций можно отнести:

отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операции;

наличие документов, оформленных не надлежащим образом (ксерокопии документов, отсутствие на документе банковских отметок);

отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения хозяйственных операций;

полнота зачисления наличных денег, сданных в банк на расчетный (валютный) счет;

несоответствие данных в платежных поручениях, хранящихся в делах проверяемой организации, с фактическим перечислением денежных средств.

Это можно установить только путем проведения встречной проверки в организациях, куда перечислялись денежные средства и за которыми длительное время числится невостребованная дебиторская задолженность и отсутствуют акты взаимной сверки;

корреспонденция счетов, указанная на платежных документах, не соответствует аналогичной корреспонденции в учетных регистрах;

платежный документ не соответствует коду в банковской выписке;

тексты платежных документов, послуживших основанием для оплаты их в иностранной валюте с валютного счета, не имеют перевода на русский язык;

при производстве платежей в иностранной валюте допускаются ошибки при расчете переводного курса инвалюты в рубли.

Приведенные ошибки и нарушения в ведении операций с денежными средствами приводят в конечном итоге к искажениям финансовых показателей в деятельности организации, что нередко вызывает финансовые злоупотребления должностных лиц и прямое хищение материальных ценностей и денежных средств.

В рганизации должен быть, так называемый «лимит кассы». Этот документ выдается на руки хозяйствующему субъекту и согласовывается с банком, в котором организация обслуживается. Для определения лимита денежных средств существует специальный расчет, который зависит от многих факторов: от вида хозяйственной деятельности субъекта, от размера ежедневной налично-денежной выручки, поступающей в кассу организации, от количества рабочих дней.

Данный документ устанавливает максимальное число денежных средств, которые могут находиться в кассе организации на конец рабочего дня.

Если при проверке кассовой дисциплины (данную проверку, как правило, проводят обслуживающие банки, налоговые органы и органы МВД) будет обнаружен факт превышения лимита остатка кассы, организация неминуемо попадет под штрафные санкции. Если лимит остатка денежных средств, устанавливаемый на каждый календарный год отсутствует, то вся остающаяся в кассе наличность считается сверхнормативной.

Данный документ, не только устанавливает лимит остатка, но и дает перечень расходов, на которые организация имеет право использовать налично-денежную выручку. Как правило это следующие виды затрат: командировочные расходы, закупка ГСМ, хозяйственные нужды.

При отсутствии специального разрешения кредитного учреждения на расходование поступающей выручки вся наличность ежедневно должна сдаваться в учреждение банка, а средства для выдачи под отчет организация должна получать только по чеку, который оформляется по мере необходимости и предъявляется в банк.

Однако, на практике, нередко у организации случается ситуация, когда на конец дня в кассе образуется остаток денежных средств, превышающий лимит кассы. Что делать в такой ситуации, ведь Порядок ведения кассовых операций запрещает организациям использовать наличную выручку без согласования с банком? Здесь следует заметить, что на сегодняшний день ни Налоговый Кодекс, ни Кодекс об административных нарушениях не предусматривает для организаций за нарушение этого требования Порядка никакой ответственности. А вот штраф за превышение лимита достаточно высок. Согласно статье 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» КоАП:

«Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда».

Поэтому, чтобы не попасть под штрафные санкции по этому основанию, организация иногда просто вынуждена нарушать требование Порядка о целевом использовании денежных средств, выдавая денежные средства в подотчет своим сотрудникам на определенные цели.

Поступив таким образом, организация имеет возможность на следующий день оформить возврат подотчетных сумм в кассу от подотчетных лиц и внести деньги в банк. Такая операция поможет избежать штрафных санкций за превышение лимита кассы.

Статьей 15.11 КоАП РФ установлены штрафные санкции за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которыми понимается в том числе искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Таким образом, если информация о размере денежных средств, отраженная в бухгалтерском балансе (форма N 1), искажена не менее чем на 10%, взыскивается административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.

НЕТ!!!

Наши рекомендации