Основные этапы создания туристического предприятия
Процедура создания туристического предприятия как юридического лица предполагает много этапов, при этом необходимо заметить, что в последнее время создание и регистрация имеет тенденцию к упрощению.
Важнейшими элементами создания туристического предприятия являются:
- Выбор организационно-правовой формы;
- Протокол намерений участников (учредителей);
- Разработка проектов учредительных документов;
- Проведение учредительного собрания;
- Подготовка учредительных документов для регистрации;
- Правовая регистрация предприятия;
- Постановка на учет и регистрация в налоговых, статистических
- Органах, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и других учреждениях.
Следующие организационные процедуры, связанные с открытием счетов в банковских учреждениях, изготовление печати, штампа, фирменных бланков.
Важным этапом создания туристического предприятия является разработка проектов учредительных документов в соответствии с выбранной организационно-правовой формой. Так, для общества с ограниченной ответственностью учредительными документами являются:
- Учредительный договор, подписанный его учредителями (участниками);
- Устав, принятый общим собранием учредителей.
Если учредителем общества является одно лицо - учредительный договор не заключается.
В учредительном договоре перечисляются все учредители, их реквизиты, размер уставного капитала, его распределение по долям, перечень имущества, вносимого учредителями в уставный фонд, его оценка и проч.
В уставе общества с ограниченной ответственностью необходимо записать следующие данные:
- Полное наименование общества, юридический адрес;
- Учредители (участники) общества;
- На какой срок создано общество;
- Цель и предмет деятельности общества;
- Правовой статус общества;
- Имущество, уставный капитал, распределение долей;
- Перечень имущества, вносимого учредителями в уставный фонд, и его оценка;
- Порядок распределения прибыли и покрытия убытков, создания фондов;
- Права и обязанности учредителей;
- Органы управления обществом;
- Порядок изменения состава учредителей;
- Трудовые отношения с работниками общества;
- Учет и отчетность;
- Ревизионная комиссия и аудит;
- Прекращение деятельности и реорганизация общества;
- Порядок внесения изменений в устав.
Этот перечень не окончательный и может варьироваться в зависимости от различных факторов.
Следующий этап - проведение учредительного собрания. Подготовка собрания проводится инициативной группой в порядке выполнения решений протокола намерений. Согласованный с учредителями повестку дня официально вручается всем участникам не менее чем за две недели до начала собрания. В собрании имеют право принять участие все учредители или их доверенные лица.
В повестку дня вносятся следующие основные вопросы:
- О создании предприятия;
- Обсуждение устава и учредительного договора;
- Выборы органов управления и утверждение исполнительных органов;
- Утверждение аудита и ревизионных органов;
- Другие вопросы (обсуждение бизнес-плана, рекламной компании).
Если уставом предусмотрено внесение имущественных вкладов в виде зданий, сооружений, оборудования, права собственности на землю и другие имущественные права, а также право на интеллектуальную собственность, тогда на собрании создается комиссия по оценке соответствующей собственности и утверждаются ее предложения по принципам и формам оценки.
При создании акционерного общества закрытого или открытого типа, в повестку дня дополнительно вносится вопрос о порядке ведения реестра акционеров.
Общие учредительные собрания считаются состоявшимися, в случае присутствия на них более половины участников или их представителей.
Голосование может быть открытым или закрытым.
После проведения собрания учредительные документы готовятся для регистрации.
В этот период документы перепечатываются, размножаются, прошиваются.
Необходимо обратить внимание на наличие всех подписей учредителей в учредительном договоре и уставе, а также на правильное оформление протокола учредительного собрания, который подписывается председателем и секретарем собрания.
Правовая регистрация предприятия проводится исполнительными комитетами городских и районных советов или уполномоченными органами. Регистрация состоялась, если соответствующая запись внесена в Государственный реестр, а предприятию выдано свидетельство о регистрации соответствующей формы.
После этого наступает процедура постановки на учет в органах статистики, налоговой администрации, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и др..
Следующим организационным мероприятием является открытие расчетных счетов в банковском учреждении. Это свободный выбор банка, но удобнее, чтобы он был расположен в районе, где находится это предприятие.
Для открытия счетов необходимо определиться, какие банковские счета необходимые для деятельности предприятия (гривневый, валютный, рублевый) и ознакомиться с порядком открытия и ведения счетов.
Одновременно с процедурой открытия счетов необходимо получить разрешение УВД на изготовление печати и штампов, подготовить их эскизы и заказать в соответствующей фирме. Целесообразно подготовить эскизы и заказать фирменные бланки, другую печатную продукцию.
Одним из важнейших этапов создания туристического предприятия является его программа экономической деятельности. Это - основа финансового менеджмента как для предприятия, которое создается, так и для действующей фирмы.
Выбрав туристическую деятельность как основной вид, необходимо решить еще две проблемы.
1. Выбрать сопутствующие виды деятельности, т.е. диверсифицировать основу туристического бизнеса для снижения
финансовых рисков в связи с тем, что туризм достаточно чувствителен к целому ряду факторов: политических, экономических, инфраструктурных и др..
2. Желательно выбрать такие виды основной и дополнительной деятельности, которые были бы приоритетными на длительный период.
Следующим этапом является выбор географии бизнеса. Если будущая основная деятельность связана только с реализацией внутренних туров, то необходимо определить район приема-отправки туристов. Если предприятие будет заниматься международным туризмом, то должны быть выбраны те страны и регионы, где будет реализован и использованный туристический продукт.
Далее необходимо исследовать рынок туристических услуг и выбрать свой сегмент туристического бизнеса и доказать конкурентоспособность собственного турпродукта.
Определив регион рынке сбыта туристических услуг, необходимо произвести расчет максимально возможных предложений и спроса этого рынка на перспективу по годам, месяцам, сезонам, дням недели, а уже затем проанализировать конкурентную среду.
При этом изучается статистика численности туристических фирм, зарегистрированных в регионе, объемы реализации ими туристических услуг, ценовые факторы, наличие монополистов, отличие собственного туристического продукта от аналогичного продукта конкурентов и др..
Если решение по выбору региона рынке сбыта туристических услуг определяется только условиями конкуренции, то принимается (после анализа конкурентной среды) одно из трех решений:
- Выход с этого рынка;
- Принятие стратегии конкурентоспособности и работа на рынке путем завоевания своего сегмента.
- Формирование (производство) внеконкурентных туристического продукта и работа в этом вновь созданном сегменте рынка.
Важными шагами туристического предприятия являются:
- Планирование производства туристических услуг и контроль за качеством туристического продукта. Этот вопрос подготовки туров, их методическое обеспечение, подготовка договорной документации, работа со страховыми и другими заинтересованными организациями;
- Определение способа (технологии) реализации туристского продукта. Это может быть самостоятельная реализация или через другие фирмы, комиссионная продажа через посредников или создание разветвленной дилерской сети;
- Способы стимулирования продаж. Сюда относятся ярмарки, выставки, конкурсы, аукционы, туристические лотереи, предоставление сезонных льгот, льгот для постоянных клиентов, детей, рекламные туры и др.;
- Подбор и управление персоналом туристского предприятия. Это расчет необходимого количества работников, формирование штатного расписания, разработка должностных инструкций, формы оплаты труда, регламента работы предприятия и др.