Основные этапы создания туристического предприятия

Процедура создания туристического предприятия как юридического лица предполагает много этапов, при этом необходимо заметить, что в последнее время создание и регистрация имеет тенденцию к упрощению.

Важнейшими элементами создания туристического предприятия являются:

- Выбор организационно-правовой формы;

- Протокол намерений участников (учредителей);

- Разработка проектов учредительных документов;

- Проведение учредительного собрания;

- Подготовка учредительных документов для регистрации;

- Правовая регистрация предприятия;

- Постановка на учет и регистрация в налоговых, статистических

- Органах, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и других учреждениях.

Следующие организационные процедуры, связанные с открытием счетов в банковских учреждениях, изготовление печати, штампа, фирменных бланков.

Важным этапом создания туристического предприятия является разработка проектов учредительных документов в соответствии с выбранной организационно-правовой формой. Так, для общества с ограниченной ответственностью учредительными документами являются:

- Учредительный договор, подписанный его учредителями (участниками);

- Устав, принятый общим собранием учредителей.

Если учредителем общества является одно лицо - учредительный договор не заключается.

В учредительном договоре перечисляются все учредители, их реквизиты, размер уставного капитала, его распределение по долям, перечень имущества, вносимого учредителями в уставный фонд, его оценка и проч.

В уставе общества с ограниченной ответственностью необходимо записать следующие данные:

- Полное наименование общества, юридический адрес;

- Учредители (участники) общества;

- На какой срок создано общество;

- Цель и предмет деятельности общества;

- Правовой статус общества;

- Имущество, уставный капитал, распределение долей;

- Перечень имущества, вносимого учредителями в уставный фонд, и его оценка;

- Порядок распределения прибыли и покрытия убытков, создания фондов;

- Права и обязанности учредителей;

- Органы управления обществом;

- Порядок изменения состава учредителей;

- Трудовые отношения с работниками общества;

- Учет и отчетность;

- Ревизионная комиссия и аудит;

- Прекращение деятельности и реорганизация общества;

- Порядок внесения изменений в устав.

Этот перечень не окончательный и может варьироваться в зависимости от различных факторов.

Следующий этап - проведение учредительного собрания. Подготовка собрания проводится инициативной группой в порядке выполнения решений протокола намерений. Согласованный с учредителями повестку дня официально вручается всем участникам не менее чем за две недели до начала собрания. В собрании имеют право принять участие все учредители или их доверенные лица.

В повестку дня вносятся следующие основные вопросы:

- О создании предприятия;

- Обсуждение устава и учредительного договора;

- Выборы органов управления и утверждение исполнительных органов;

- Утверждение аудита и ревизионных органов;

- Другие вопросы (обсуждение бизнес-плана, рекламной компании).

Если уставом предусмотрено внесение имущественных вкладов в виде зданий, сооружений, оборудования, права собственности на землю и другие имущественные права, а также право на интеллектуальную собственность, тогда на собрании создается комиссия по оценке соответствующей собственности и утверждаются ее предложения по принципам и формам оценки.

При создании акционерного общества закрытого или открытого типа, в повестку дня дополнительно вносится вопрос о порядке ведения реестра акционеров.

Общие учредительные собрания считаются состоявшимися, в случае присутствия на них более половины участников или их представителей.

Голосование может быть открытым или закрытым.

После проведения собрания учредительные документы готовятся для регистрации.

В этот период документы перепечатываются, размножаются, прошиваются.

Необходимо обратить внимание на наличие всех подписей учредителей в учредительном договоре и уставе, а также на правильное оформление протокола учредительного собрания, который подписывается председателем и секретарем собрания.

Правовая регистрация предприятия проводится исполнительными комитетами городских и районных советов или уполномоченными органами. Регистрация состоялась, если соответствующая запись внесена в Государственный реестр, а предприятию выдано свидетельство о регистрации соответствующей формы.

После этого наступает процедура постановки на учет в органах статистики, налоговой администрации, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и др..

Следующим организационным мероприятием является открытие расчетных счетов в банковском учреждении. Это свободный выбор банка, но удобнее, чтобы он был расположен в районе, где находится это предприятие.

Для открытия счетов необходимо определиться, какие банковские счета необходимые для деятельности предприятия (гривневый, валютный, рублевый) и ознакомиться с порядком открытия и ведения счетов.

Одновременно с процедурой открытия счетов необходимо получить разрешение УВД на изготовление печати и штампов, подготовить их эскизы и заказать в соответствующей фирме. Целесообразно подготовить эскизы и заказать фирменные бланки, другую печатную продукцию.

Одним из важнейших этапов создания туристического предприятия является его программа экономической деятельности. Это - основа финансового менеджмента как для предприятия, которое создается, так и для действующей фирмы.

Выбрав туристическую деятельность как основной вид, необходимо решить еще две проблемы.

1. Выбрать сопутствующие виды деятельности, т.е. диверсифицировать основу туристического бизнеса для снижения

финансовых рисков в связи с тем, что туризм достаточно чувствителен к целому ряду факторов: политических, экономических, инфраструктурных и др..

2. Желательно выбрать такие виды основной и дополнительной деятельности, которые были бы приоритетными на длительный период.

Следующим этапом является выбор географии бизнеса. Если будущая основная деятельность связана только с реализацией внутренних туров, то необходимо определить район приема-отправки туристов. Если предприятие будет заниматься международным туризмом, то должны быть выбраны те страны и регионы, где будет реализован и использованный туристический продукт.

Далее необходимо исследовать рынок туристических услуг и выбрать свой сегмент туристического бизнеса и доказать конкурентоспособность собственного турпродукта.

Определив регион рынке сбыта туристических услуг, необходимо произвести расчет максимально возможных предложений и спроса этого рынка на перспективу по годам, месяцам, сезонам, дням недели, а уже затем проанализировать конкурентную среду.

При этом изучается статистика численности туристических фирм, зарегистрированных в регионе, объемы реализации ими туристических услуг, ценовые факторы, наличие монополистов, отличие собственного туристического продукта от аналогичного продукта конкурентов и др..

Если решение по выбору региона рынке сбыта туристических услуг определяется только условиями конкуренции, то принимается (после анализа конкурентной среды) одно из трех решений:

- Выход с этого рынка;

- Принятие стратегии конкурентоспособности и работа на рынке путем завоевания своего сегмента.

- Формирование (производство) внеконкурентных туристического продукта и работа в этом вновь созданном сегменте рынка.

Важными шагами туристического предприятия являются:

- Планирование производства туристических услуг и контроль за качеством туристического продукта. Этот вопрос подготовки туров, их методическое обеспечение, подготовка договорной документации, работа со страховыми и другими заинтересованными организациями;

- Определение способа (технологии) реализации туристского продукта. Это может быть самостоятельная реализация или через другие фирмы, комиссионная продажа через посредников или создание разветвленной дилерской сети;

- Способы стимулирования продаж. Сюда относятся ярмарки, выставки, конкурсы, аукционы, туристические лотереи, предоставление сезонных льгот, льгот для постоянных клиентов, детей, рекламные туры и др.;

- Подбор и управление персоналом туристского предприятия. Это расчет необходимого количества работников, формирование штатного расписания, разработка должностных инструкций, формы оплаты труда, регламента работы предприятия и др.

Наши рекомендации