Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления

Имущество, принадлежащее на праве собственности городскими, сельскими поселениями, а также другим МО, являетсямуниципальной собственностью (ГК РФ ст.215, п.1).

Муниципальная собственность как экономическая категория обладает рядом характерных черт и признаков:

1. это негосударственная форма собственности. Относительное обособление МСУ как формы народовластия порождает необходимость создания соответствующих экономических отношений как экономической основы этой формы власти;

2. муниципальная собственность не является частной в ее классическом понимании. В состав муниципальной собственности входят жилищный фонд МО, имущество местных органов власти. В этом плане муниципальная собственность граничит с государственной собственностью, с одной стороны, и частной собственностью, с другой, образуя некий "коридор свободы" муниципального управления. В то же время она не является и смешанной формой собственности;

3. муниципальная собственность в отличие от частной не может быть ориентирована только на получение дохода.

Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления (ФЗ № 131 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г)

Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В соответствии со ст. 50 ФЗ № 131 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в состав муниципальной собственности входят:

· средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

· имущество органов местного самоуправления ;

· муниципальные земли и другие природные ресурсы;

· муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

· муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Муниципальной собственностью управляют органы МСУ. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки.

В настоящее время муниципальная собственность формируется главным образом путем следующих способов:

- передача отдельных объектов федеральной собственности и собственности субъектов Фе­дерации в муниципальную;

- путем приобретения имущества на основе гражданско-правовых сделок (покупка, обмен, дарение);

- взимание на­логов и иных обязательных платежей в местные бюджеты (образуе­мые таким образом средства становятся муниципальной собственнос­тью);

- при получении продукции и других доходов от муниципальных предприятий, учреждений в сфере услуг и т.д.

Порядок приобретения и отчуждения муниципальной собствен­ности определяют муниципальные органы (в соответствии с законода­тельством субъектов Федерации). Они ведут реестр (учет) муници­пальной собственности, вправе создавать, реорганизовывать и ликви­дировать муниципальные предприятия и учреждения, передавать имущество некоммерческим объединениям в собственность или в уп­равление (например, в аренду), осуществлять приватизацию муници­пальной собственности (в том числе продажу на аукционах имущест­ва и акций муниципальных предприятий). Муниципальные органы контролируют эффективность использования и сохранность муници­пальной собственности.

***

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ (земельный, н. на имущество физ.лиц,).

Наши рекомендации