Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления
Имущество, принадлежащее на праве собственности городскими, сельскими поселениями, а также другим МО, являетсямуниципальной собственностью (ГК РФ ст.215, п.1).
Муниципальная собственность как экономическая категория обладает рядом характерных черт и признаков:
1. это негосударственная форма собственности. Относительное обособление МСУ как формы народовластия порождает необходимость создания соответствующих экономических отношений как экономической основы этой формы власти;
2. муниципальная собственность не является частной в ее классическом понимании. В состав муниципальной собственности входят жилищный фонд МО, имущество местных органов власти. В этом плане муниципальная собственность граничит с государственной собственностью, с одной стороны, и частной собственностью, с другой, образуя некий "коридор свободы" муниципального управления. В то же время она не является и смешанной формой собственности;
3. муниципальная собственность в отличие от частной не может быть ориентирована только на получение дохода.
Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления (ФЗ № 131 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г)
Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
В соответствии со ст. 50 ФЗ № 131 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в состав муниципальной собственности входят:
· средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
· имущество органов местного самоуправления ;
· муниципальные земли и другие природные ресурсы;
· муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;
· муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Муниципальной собственностью управляют органы МСУ. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки.
В настоящее время муниципальная собственность формируется главным образом путем следующих способов:
- передача отдельных объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации в муниципальную;
- путем приобретения имущества на основе гражданско-правовых сделок (покупка, обмен, дарение);
- взимание налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты (образуемые таким образом средства становятся муниципальной собственностью);
- при получении продукции и других доходов от муниципальных предприятий, учреждений в сфере услуг и т.д.
Порядок приобретения и отчуждения муниципальной собственности определяют муниципальные органы (в соответствии с законодательством субъектов Федерации). Они ведут реестр (учет) муниципальной собственности, вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения, передавать имущество некоммерческим объединениям в собственность или в управление (например, в аренду), осуществлять приватизацию муниципальной собственности (в том числе продажу на аукционах имущества и акций муниципальных предприятий). Муниципальные органы контролируют эффективность использования и сохранность муниципальной собственности.
***
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ (земельный, н. на имущество физ.лиц,).