Рекомендации по решению задач
Варианты контрольных работ
по дисциплине «Квалификация преступлений»
для специальности 031001 «Правоохранительная деятельность»
Рекомендации по решению задач
Решение задач по квалификации преступлений предполагает полную и правильную квалификацию тех событий, которые описаны в фабуле задачи.
Целью выполнения данных контрольных работ является проверка навыков правового мышления, умение пользоваться правилами формальной логики, а также способности обучающихся применить теоретические знания на практике, аргументируя своё решение ссылками на нормы уголовного закона. По этой причине не стоит полагаться на первое впечатление от задачи или на убеждение об ответе на неё, которые возникают при первом ознакомлении с текстом задания. Большинство задач содержат в себе определённую проблемную ситуацию, которую следует обнаружить и правильно оценить. Кроме того, ответ по задаче требует полной квалификации деяний каждого из участников описанных событий.
Для успешного решения любой задачи следует придерживаться нескольких рекомендаций.
1. Некоторые из событий, изложенных в вариантах контрольных работ, не содержат состава преступления. Поэтому первый из решаемых вопросов по задаче – имеются ли вообще достаточные признаки состава преступления в происшествии. Может встретиться и ситуация правомерного причинения вреда (соответствующая обстоятельствам, исключающим преступность деяния).
2. Если состав преступления в происшествии усматривается, то необходимо определить, в чьих именно действиях (бездействии) имеется состав преступления, и какого именно преступления – с полной конкретизацией по статье, её части, пункту или пунктам.
3. В задачах могут содержаться случаи совокупности преступлений, неоконченного преступления, ситуации, когда имеется конкуренция норм. Все они подлежат решению. Кроме того, задача может предполагать решение вопроса о соучастии: в этом случае необходимо определить виды соучастников (назвать роли и пояснить, по каким признакам они вменяются в вину), а также форму соучастия (имеется ли какая-то из четырёх форм, если да – то какая именно и по каким признакам).
4. Фабулы задач не могут содержать всех исчерпывающих сведений, необходимых для правильного решения дела, как если бы это требовалось правоприменителю в реальной действительности. По этой причине обстоятельства, о которых ничего не говорится, считаются доказанными по умолчанию. Например, если не указан возраст уголовной ответственности и ничего не говорится о невменяемости, то следует считать, что все участники событий отвечают признакам общего субъекта преступления. Тем не менее, приветствуется демонстрация знаний студента, когда он может предложить (кратко и предметно) детализацию некоторых неконкретизированных условий задачи и пояснить, как будет изменяться уголовно-правовая оценка содеянного при этих различных условиях.
5. Следует помнить, что практические задачи составляются максимально лаконично при том, что они должны иметь максимальную информационную нагрузку и позволять найти правильный ответ. Соответственно, в подавляющем большинстве задач все изложенные обстоятельства имеют значение и их нужно учитывать.
Чтобы не упустить из вида ничего важного, следует придерживаться правил квалификации преступлений, которые необходимо учитывать при решении ситуаций. Напомним некоторые из них:
Во-первых, юридический анализ задачи целесообразно начинать с определения признаков объективной стороны с выстраиванием их во взаимосвязанные явления (во времени), с привязкой по действующим лицам.
Во-вторых, нужно ориентироваться в структуре Особенной части УК и с помощью этих знаний определить круг общественных отношений, которые были нарушены по условиям решаемой задачи. Таким образом, можно определить главы Особенной части УК (и даже статьи), которые могут быть применены к данному случаю.
В-третьих, следует определить, нет ли в исследуемом событии признаков правомерного причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
В-четвёртых, следует провести подбор и проверку статей, которые были прежде отобраны для применения к данному случаю. Одновременно решается вопрос о конкуренции норм уголовного закона, а также о совокупности преступлений, о признаках неоконченного преступления, о признаках субъективной стороны (сравниваются известные обстоятельства с содержанием субъективной стороны подбираемых составов преступлений). В итоге необходимо получить вывод об одной или нескольких статьях Особенной части УК, а также о возможной необходимости сослаться на положения статьи 30 УК, если в наличии неоконченное умышленное преступление.
Если имеются признаки соучастия, то сначала рекомендуется определить исполнителя преступления (по признакам объективной стороны конкретного состава преступления), а затем определить роли остальных соучастников и (если имеются основания) форму соучастия.
Следует также помнить, что анализ преступлений, где важен предмет, удобнее начинать с признаков предмета и лишь после этого переходить к признакам объективной стороны (какие манипуляции с предметом преступления произведены, запрещены ли, а если запрещены, то какими статьями или частью статьи Особенной части УК).
Особенное внимание следует уделять признакам специального субъекта, если решение задачи возможно с применением таких статей УК, где субъектный состав специфичен.
В-пятых, следует определить, имеются ли отягчающие или смягчающие обстоятельства из тех статей Особенной части УК, которые подлежат вменению в вину конкретному участнику исследуемых событий. Наличие этих признаков следует обосновать.
В-шестых, следует ответить на дополнительные вопросы по задаче, если таковые поставлены перед студентом в самом тексте задаче.
Вариант № 1
Задача 1.
Укажите признаки, характеризующие субъекта преступления в составах, предусмотренных ст.ст.105, 106, 109, 124, 125, 131, 132, 157, 160, 207, 209, 213, 293, 201, 285 УК РФ.
Раскройте понятие личности преступника. В каких статьях УК РФ используется эта терминология? Какой практический смысл имеет различие терминов «субъект преступления» и «личность преступника»?
Задача 2.
Студент Ольхов, опасаясь отчисления из института, попросил своего приятеля Думова выстрелить в него из самодельного пистолета, чтобы получить по болезни отсрочку на экзамены. Думов выполнил просьбу приятеля, но Ольхов через неделю скончался от полученного ранения.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию Думова.
Вариант № 2
Задача 1.
Изучите содержание ст.ст.105, 106, 110, 111, 124, 140, 143, 163, 166, 169, 192. 193, 2.00, 228, 246, 275, 293 УК РФ и опишите признаки объективной стороны преступлений, предусмотренных указанными статьями:
1. формы общественно опасного поведения;
2. виды общественно опасных последствий.
Какие из названных составов являются материальными, формальными, усеченными? Каково значение такой классификации для квалификации преступлений?
Задача 2.
Кирилов вступил в половую связь с 17-летней студенткой Алиевой, обещав жениться на ней. Через месяц после этого Кирилов заподозрил, что Алиева беременна. Чтобы избавиться от нее, Кирилов пригласил Алиеву в недельный туристический поход по таежным местам и скрылся, когда завел студентку в заболоченные труднопроходимые места вдали от населенных пунктов (оставив ее одну без пищи, спального мешка и палатки). Через 3 дня Алиева, блуждая по лесу, вышла к домику лесозаготовителей, что и спасло ее.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию Думова.
Вариант № 3
Задача 1.
Защищаясь от пьяных хулиганов, Коробаев превысил пределы необходимой обороны и причинил лёгкий вред здоровью нападавшего Зуфарова.
Подлежит ли Коробаев уголовной ответственности? Обоснуйте свой ответ, опираясь на анализ признаков общественно опасного деяния.
Задача 2.
Малов выплачивал бывшей жене алименты на содержание ребенка. Желая от них избавиться, он изготовил самодельную мину, вмонтировал ее в посылку и отправил в адрес жены. При погрузке в почтовый вагон в результате неосторожного обращения с посылкой произошел взрыв, один грузчик погиб, а другому причинен тяжкий вред здоровью.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию Малова.
Вариант № 4
Задача 1.
Чермантаев и Савельев, будучи в нетрезвом состоянии, поздно вечером остановили на улице Владимирова и, угрожая финскими ножами, потребовали деньги. Получив отказ, виновные нанесли Владимирову телесные повреждения средней тяжести, отобрали у него бумажник и кожаную куртку.
Определите родовой и непосредственный объекты данного преступления. Какие виды непосредственного объекта здесь пострадали? Кто признается потерпевшим от преступления?
Задача 2.
Громов, будучи единственным законным наследником весьма обеспеченного Даурия, желая поскорее получить наследство, решил избавиться от наследодателя. С этой целью он обратился к Евлампиевой, имевшей репутацию "ведьмы", за помощью. Они решили покончить с Даурией с помощью ядовитого отвара, который Евлампиева взялась изготовить. Громов пообещал ей отдать пятую часть полученного по наследству имущества.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию Малова.
Вариант № 5
Задача 1.
Саяхов ночью проник в помещение кассы техникума, взломал сейф и похитил 50 тысяч рублей, предназначенных для выплаты стипендий и заработной платы. Хищение задержало выдачу денег на 10 дней, что вызвало недовольство студентов и преподавателей. У сторожа Николаева, который вначале подозревался в краже, был произведен обыск. Главный бухгалтер техникума вынужден был отложить отъезд в санаторий, а кассир пережила нервное потрясение.
Что такое «преступные последствия»? Каково их уголовно - правовое значение?
Какие из последствий, указанных в задаче, следует отнести к преступным, какие из них не влияют на квалификацию?
Задача 2.
Желая избавиться от больной супруги, Петров дал ей под видом лекарства мышьяк. Но отравления не произошло, так как доза мышьяка оказалась небольшой. После этого Петров приобрел другой, более сильный, яд, развел его в стакане чая и поставил у изголовья больной, надеясь, что она выпьет отравленный чай. Однако через некоторое время, испугавшись ответственности, Петров выплеснул содержимое стакана и вымыл его.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию Петрова.
Вариант № 6
Задача 1.
Филин, используя угрозы убийством, совершил изнасилование потерпевшей Марьевой. В последствии Марьева пыталась покончить жизнь самоубийством, а затем была госпитализирована в психиатрическую больницу. По заключению судебно-психиатрической экспертизы, в результате изнасилования у Марьевой развилось временное болезненное расстройство психической деятельности в форме реактивного психоза, потребовавшее длительного лечения в стационаре.
Определите форму вины Филина относительно тяжких последствий, наступивших в результате изнасилования.
Задача 2.
В семье Абросимовых было трое детей: 20-летний Валерий, 16-летняя Галина и 14-летняя Павел. Валерий, являясь членом одной из преступных групп, привлек свою сестру к сбыту похищенных им и другими членами группы материальных ценностей, обещая часть вырученных денег. Галина согласилась и реализовала ценности, зная о том, что они добыты преступным путем. По ее просьбе младший брат перевозил сумки с похищенным из дома в квартиры покупателей, помогал Галине договариваться с ними относительно цены вещей.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 7
Задача 1.
В комнате, где находились гости, Тазиев в состоянии опьянения произвел несколько беспорядочных выстрелов из пистолета, при этом был убит Чирков и ранен Кильметьев. На допросе Тазиев объяснил, что убивать никого не хотел и сожалеет о случившемся.
Определите форму и вид вины Тазиева.
Задача 2.
Блохин снимал в Самаре квартиру и занимался тем, что подбирал на улице малолетних беспризорников, приводил их к себе домой, перебинтовывал их, чтобы они были похожи на инвалидов и отправлял их просить милостыню в электрички, метро, перекрестки оживленных улиц. Дети просили милостыню и каждый вечер приносили Блохину деньги. В случае, если дети не выполняли установленную норму по сбору денег, Блохин избивал детей и отказывал им в еде.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 8
Задача 1.
Пельменников, выдавая себя за законного наследника, попытался оформить на свое имя дом, принадлежавший умершей Лыковой на праве собственности. При этом Пельменников полагал, что совершает хищение (ст. 159 УК). В действительности, им был причинен имущественный ущерб путем обмана (ст. 165 УК).
Какой вид ошибки допустил Пельментиков, и повлияет ли она на его ответственность?
Задача 2.
Прогуливаясь вечером, 15-летние Ялов, Югов, Каюков и 13-летний Карась с целью покататься по улицам города, вскрыли стоящую во дворе машину ВАЗ-21099. Они сломали замки, выбили боковые стекла и повредили систему рулевого управления. Управлял транспортным средством Ялов. Вследствие того, что дорога была скользкой, водитель не справился с управлением и автомобиль врезался в дерево, получив при этом серьезные повреждения транспортному средству. Испугавшись, подростки отогнали машину на месте ее прежней стоянки.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 9
Задача 1.
Лихачев и Фомин, удалявшие строительный мусор с крыши строящегося здания, вдвоем сбросили вниз тяжелую бетонную балку, не убедившись в безопасности своих действий. Балка упала на стоявшего внизу рабочего, причинив ему смерть.
Можно ли вести речь о соучастии Лихачева и Фомина в содеянном?
Задача 2.
Капустин, будучи в нетрезвом состоянии, в ночь на 01 апреля, проник в магазин, выбив окно в складском помещении. В магазине он сложил в мешок различные промтовары и вместо своих старых сапог стал обувать новые, нов это время был задержан охраной магазина.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 10
Задача 1.
Акмалов проиграл в карты потерпевшему 150 тыс. рублей. С целью избавления от возврата карточного долга он решил убить потерпевшего и попросил Ивакина помочь ему в этом. Во время разговора с потерпевшим о возврате долга Акмалов и Ивакин попросили его разрешить возвратить долг частями, однако потерпевший отказался, предлагая оплатить долг полностью. Тогда Акмалов двумя выстрелами из ружья убил его.
Каковы роли соучастников и форма соучастия в приведенной задаче? В чем выражается субъективная связь соучастников?
Задача 2.
Вооруженные пистолетами Инчин и Дворецкий, ворвались в квартиру Савича. Связав Савича и его несовершеннолетнюю дочь Викторию, они посадили их в машину и увезли. Доставив захваченных на одну из квартир, они потребовали за них выкуп у родственников в размере 20 тысяч евро.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 11
Задача 1.
Восемнадцатилетний Сакулин и шестнадцатилетний Долонин, действуя из хулиганских побуждений, избивали своего собутыльника ногами, обутыми в кирзовые сапоги, при этом наносили сильные удары в область головы и шеи. Смерть потерпевшего наступила в результате повреждений через несколько минут после начала избиения.
Что такое соучастие в преступлении? Каковы его объективные и субъективные признаки? Охарактеризуйте форму и вид вины соучастников данного преступления.
Задача 2.
В марте 2013 года Сегал создал устойчивую вооруженную преступную группу в целях нападения на граждан, в состав которой вошли Садомов, Филин и Рунов, приобрел для группы огнестрельное оружие – пистолет «Иж-79-8», который незаконно носил, передавал другим членам группы, перевозил и хранил его. С марта 2013 года по декабрь 2013 года Сегал и его группа совершили разбойные нападения на граждан Северного, Хамова, Ярового, Петрова, грабеж личного имущества гражданина Бугрова.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 12
Задача 1.
Репин и Чуркин были осуждены, первый за убийство, а второй за пособничество совершению убийства.
По делу установлено, что они в поисках спиртного встретили потерпевшего. Репин ударил его кулаком в лицо, а затем с целью убийства нанес ему несколько ударов ножом в шею и грудь. Когда лезвие ножа согнулось, Репин взял другой нож и, сидя на лежавшем потерпевшем, продолжал с целью убийства наносить ему множественные удары ножом в шею. Чуркин при этом ударов не наносил, но удерживал руки пытавшегося защищаться от наносимых ударов ножом потерпевшего.
Охарактеризуйте пособничество как вид соучастия. Правильно ли квалифицировано судом содеянное Чуркиным?
Задача 2.
Рунов после употребления спиртных напитков с матерью и дальним родственником Григорьевым решил сходить в магазин для того, чтобы еще купить спиртного. Когда вернулся из магазина, то увидел мать и Григорьева лежащими на диване, при этом Григорьев обнимал мать и целовал. Ему это не понравилось, и он, взяв со стола кухонный нож, подошел к Григорьеву и нанес ему несколько ударов ножом в шею, а затем ударил ножом мать. В материалах дела имеется протокол осмотра места происшествия, из которого следует, что в доме № 8-а по ул. Мира в г. Улан-Удэ были обнаружены трупы женщины и мужчины с признаками насильственной смерти. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Руновой Валентины наступила в результате колото-резаного ранения шеи слева с повреждением левой внутренней сонной артерии, повлекшего за собой большую потери крови. По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Григорьева последовала от обильной потери крови, развившейся в результате пяти колото-резаных ранений на боковой поверхности шеи слева с повреждением общей сонной артерии, пищевода и трахеи.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию Рунова.
Вариант № 13
Задача 1.
Михайлов и Семенов, дезертировав из воинской части, в целях приобретения одежды и денег для отъезда из Москвы совершили квартирную кражу, похитив имущество на сумму 25 тысяч рублей. Поскольку похищенного имущества оказалось недостаточно, они договорились совершить нападение на гражданина Ивлева с целью завладеть его имуществом, в том числе ключами от квартиры, чтобы в дальнейшем проникнуть в нее для совершения хищения.
Осуществляя задуманное, они ожидали Ивлева в подъезде дома, жестоко избили, причинив телесные повреждения, повлекшие смерть на месте совершения преступления. Семенов обыскал одежду убитого и похитил паспорт, имевшиеся деньги и ключи от квартиры.
Ночью Михалов и Семенов похищенными ключами открыли входную дверь, проникли в квартиру, где спала жена Ивлева, и чтобы она не воспрепятствовала завладению имуществом, убили ее. Похитив вещи преступники скрылись, но через четыре дня были задержаны.
Охарактеризуйте уголовно-правовые признаки группы лиц по предварительному сговору и организованной группы. Какова форма соучастия в данном случае?
Задача 2.
Мастер производственного обучения Бутовченко предложил своему семнадцатилетнему ученику Быкову «обмыть получку». Быков сбегал в магазин, где купил пол-литровую бутылку водки и закуску, а затем распил ее вместе с мастером Бутовченко.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 14
Задача 1.
Буланова с целью кражи сапог зашла в обувной магазин, откуда тайно вынесла один сапог и спрятала его, потом вновь вошла в магазин и пыталась похитить второй сапог, но была задержана у выхода из магазина.
Назовите виды единых сложных преступлений и покажите их отличие от множественности преступлений. Дайте понятие совокупности преступлений и назовите ее отличие от продолжаемого преступления.
Задача 2.
42-летний Ванятин,рассчитывая заработать производством фотографий, приобрел оборудование, однако его услуги спросом не пользовались. Тогда он, высматривая одиноко гуляющих детей 5-13 лет, предлагая им конфеты, мороженое, компьютерные игры, стал приглашать их к себе в фотостудию, где фотографировал их в обнаженном виде. Фотографии детей, Ванятин впоследствии размещал на порнографических сайтах в Интернете.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 15
Задача 1.
Шумакова в отсутствие мужа сошлась с Бабушкиным, от которого родила сына. При родах присутствовала мачеха Шумаковой - Чертникова, которая решила сразу же после родов убить новорожденного. О своем намерении Черткова о своем намерении сообщила Шумаковой, которая дала согласие на убийство ребенка путем зарытия его живым в землю. Черткова выполнила свое намерение. Судебно-медицинская экспертиза установила, что новорожденный был рожден мертвым и Черткова ошибочно полагала что ребенок зарыт в землю живым.
Решите вопрос об уголовной ответственности указанных лиц. Назовите виды ошибок в уголовном праве.
Задача 2.
Филин, используя угрозы убийством, совершил изнасилование потерпевшей Марьевой. В последствии Марьева пыталась покончить жизнь самоубийством, а затем была госпитализирована в психиатрическую больницу. По заключению судебно-психиатрической экспертизы, в результате изнасилования у Марьевой развилось временное болезненное расстройство психической деятельности в форме реактивного психоза, потребовавшее длительного лечения в стационаре.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию Филина.
Вариант № 16
Задача 1.
Укажите признаки, характеризующие субъективную сторону в составах преступлений, предусмотренных ст.ст. 107, 110, 126, 145, 167, 173, 185, 197, 206, 217, 219, 251, 279, 284, 285 УК РФ.
Какие из них в общем учении о составе преступления относятся к факультативным? Каково их уголовно-правовое значение?
Задача 2.
Леонтьев, будучи в нетрезвом состоянии, попросил закурить у идущего ему навстречу Карцева. Карцев сказал, что он не курит и не может выполнить его просьбу. В ответ Леонтьев дважды ударил Карцева финкой в грудь и убежал. Потерпевший был доставлен в больницу в крайне тяжелом состоянии, и только срочное и квалифицированное медицинское вмешательство спасло ему жизнь.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию Леонтьева
Вариант № 17
Задача 1.
В следственную часть городской прокуратуры поступила информация о том, что некий Шинкаренко занимается изготовлением фальшивых денег. В результате проверки, проведенной в квартире Шинкаренко, были обнаружены орудия и материалы, которые могли быть использованы для изготовления денежных знаков. Шинкаренко не отрицал, что имел намерение попробовать изготовить несколько купюр, но сделать этого не успел.
На какой стадии было прервано совершение преступного деяния? Подлежит ли Шинкаренко уголовной ответственности?
Задача 2.
В июле 2013 г. поздно вечером Апанасенко и Медведев, будучи в нетрезвом состоянии, увидели в парке, лежащей на земле незнакомую женщину, находившуюся в состоянии сильного алкогольного опьянения. Медведев изъявил желание вступить с ней в половую связь. Проявляя особую жестокость, они поочередно совершили с женщиной насильственный половой акт. После этого, действуя с целью сокрытия изнасилования, Медведев нанес несколько сильных ударов бутылкой женщине по голове, а Апанасенко сломал женщине шейные позвонки, после чего преступники скрылись.
Как должны быть квалифицированы действия Апанасенко и Медведева?
Вариант № 18
Задача 1.
Шурыгин, работавший на железнодорожном складе, ночью пришел на запасные пути, где стояли платформы с грузовыми автомашинами и сельскохозяйственной техникой.
Из одной автомашины он похитил комплект инструментов, а из двигателя другой вывинтил свечи зажигания, намереваясь использовать все это в личных целях.
Образуют ли деяния Шурыгина совокупность преступления либо это одно продолжаемое деяние? Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Задача 2.
Ивакин, художник-график, применяя специальные красители, пририросал в десяти пятидесятидолларовых купюрах по одному нулю и сбыл их на вещевом рынке, купив кожаную куртку и обувь.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 19
Задача 1.
Ревнуя своего мужа к соседке по квартире Поляковой, Николаева решила причинить ей ожоги лица серной кислотой. С этой целью она приготовила бутылку с серной кислотой и поставила ее за дверь своей спальни, ожидая удобного случая, чтобы осуществить свое намерение. Убиравшая комнату мать Николаевой нечаянно разбила бутылку с неизвестной ей жидкостью и, чтобы избежать упреков дочери, поставила на это место другую бутылку, наполнив ее водой. Однажды, когда Полякова вошла в квартиру Николаевой, последняя схватила стоявшую в спальне бутылку и плеснула из нее в лицо Поляковой со словами: «На, получай, не будешь больше пялить глаза на чужих мужей!». Поскольку в бутылке была вода, никаких последствий от действий Николаевой не наступило.
Должна ли Николаева нести уголовную ответственность за содеянное? Как должны быть квалифицированы ее действия, если она виновна в совершении преступления? Влияет ли ошибка в объекте посягательства, потерпевшим, средствах причинной связи на уголовно-правовую оценку совершаемых преступных действий?
Задача 2.
Ректор негосударственного вуза Иванищук и главный бухгалтер этого вуза Люпина по договоренности задерживали выплату заработной платы преподавателям и другим сотрудникам. Невыплаченные деньги они «прокручивали» в одном из коммерческих банков, обращая в свою пользу начисленные на деньги проценты. В то же время почти все деньги за платное обучение студентов были израсходованы на евроремонт кабинетов ректора и его приближенных, банкеты, персональные надбавки к окладам руководству вуза и главному бухгалтеру. Продолжалось это более двух лет.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 20
Задача 1.
Лобачева, желая избавиться от старого мужа, с которым она находилась в неприязненных отношениях, решила отравить его. С этой целью она достала яд-мышьяк. Опасаясь, что в случае скоропостижной смерти мужа преступление будет раскрыто, Лобачева систематически подсыпала мышьяк в пищу, которую подавала мужу. Оказалось, что она давала мышьяк в медицински полезных дозах, и муж не только не умер, а стал чувствовать себя лучше.
Может ли быть прекращено уголовное дело Лобачевой на основании ч.2 ст.14 УК РФ, так как никаких вредных последствий не наступило?
Задача 2.
Супруги Вакуловы решили заключить между собой соглашение, в силу которого они взаимно отказываются от своих прав и обязанностей в отношении своих несовершеннолетних детей Натальи и Егора Вакуловых.
Нотариус государственной нотариальной конторы отказался удостоверить такую сделку, сославшись на нормы Гражданского кодекса РФ, согласно которых сделки, направленные на отказ или ограничение правоспособности и дееспособности граждан, являются ничтожными.
Не удовлетворившись таким разъяснением, супруги Вакуловы обратились с аналогичной просьбой к частному нотариусу Снегирь, которая за определенное вознаграждение удостоверила данное соглашение.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 21
Задача 1.
Григорьев на центральном рынке города из кармана Макаровой похитил сверток, с которым пытался скрыться, но был задержан. Похищая сверток, Григорьев полагал, что в нем завернуты деньги. Однако там оказался листок бумаги с отметками о работе, выполненной Макаровой.
Определите стадию преступления, совершенного Григорьевым.
Задача 2.
Тестов и Кругляк ночью проникли в трамвайный парк. С целью последующей сдачи в пункт приема цветного лома они срезали с 3 трамваев медные кабели, использовавшиеся для заземления. Утром инженер трамвайного парка Твердун, отвечавший за проверку подвижного состава, выходящего на рейс, проверив трамваи, ничего не заметил и разрешил выход трамвая на маршрут. Из-за отсутствия заземления вагоновожатая Забава при подключении трамвая к электросети получила удар током. Через два дня от полученного удара Забава скончалась в больнице, не приходя в сознание.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 22
Задача 1.
Тимохин пригласил несколько подростков пойти с ним к кювету около полотна железной дороги, где неизвестные парни насилуют какую-то женщину. При этом Тимохин заявил, что он также намерен вступить с потерпевшей в половую связь. По прибытии к месту преступления Тимохин спустился в кювет, где находилась потерпевшая, но тут же был задержан ратниками милиции. Допрошенный по делу Тимохин показал, что если бы не пришли работники милиции, то также изнасиловал бы женщину.
Подлежит ли Тимохин уголовной ответственности? Проведите отграничение обнаружения умысла от приготовления к преступлению.
Задача 2.
Кураев, ехавший в тамбуре пригородного поезда, потребовал от курившего там Енеева деньги и телефон. Когда Енеев отказался выполнить требования Кураева и попытался пройти в вагон, Кураев дрернул в плеч Енеева кртку, выхватил из внутреннего кармана бумажник и вытолкнул Енеева с поезда под откос. Енеев упал на кучу песка и отделался легкими ушибами.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 23
Задача 1.
Никонов познакомился в здании железнодорожного вокзала с Хрусталевым и пригласил его в ресторан пообедать. Он помог Хрусталеву сдать в камеру хранения чемодан с вещами, после чего они пошли в ресторан. Во время застолья Хрусталев сильно опьянел. Воспользовавшись этим, Никонов незаметно вытащил жетон, с которыми направился в камеру хранения, чтобы похитить чемодан с вещами потерпевшего. При опускании жетона он был задержан.
Определите стадию преступления, совершенного Никоновым. Назовите объективные признаки приготовления и покушения на преступление.
Задача 2.
Буглак и Кушнир потребовали у частного предпринимателя Сексенбаева снять со счета в банке и передать им через два дня 500 тыс. руб., а также пистолет, который, как они знали, хранится у Сексенбаева дома, пригрозив в случае невыполнения требования убить его.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 24
Задача 1.
Семнадцатилетние Ибрагимов и Рашитов похитили из краеведческого музея гимнастерку героя гражданской войны, именем которого названа одна из улиц города. Работники милиции отказали в возбуждении уголовного дела на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела говорилось, что ко времени похищения гимнастерка уже не имела материальной ценности и не могла быть использована по назначению.
Что понимается под общественной опасностью деяния? Дайте понятие малозначительного деяния, не представляющего общественной опасности.
Задача 2.
Баринов приходил домой пьяным и систематически жестоко избивал свою жену Галину, нанося ей удары палкой, кнутом и перочинным ножом. Однажды Галина после очередного избиения, не выдержав издевательств и побоев, выпрыгнула из окна квартиры, находившейся на шестом этаже, и погибла.
Дайте уголовно-правовую оценку содеянному.
Вариант № 25
Задача 1.
14-летний Панов, полагая, что уголовная ответственность наступает с 16 лет, похитил из учительской школы кассетный магнитофон, а из сумки одной учительницы кошелек, в котором находилось 200 рублей.
Какой вид ошибки имеет место в данном случае? Влияет ли она на квалификацию действий и ответственность Панова?
Задача 2.
Гудков с финкой в руках напал на прохожего и пытался снять с его головы шапку, но не успел, т.к. заметил приближающуюся полицейскую патрульную машину и пытался убежать, но был задержан патрулем.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию Гудкова.
Вариант № 26
Задача 1.
Горюнов, используя угрозы убийством, совершил изнасилование потерпевшей Григорьевой. В последствии Григорьева пыталась покончить жизнь самоубийством, а затем была госпитализирована в психиатрическую больницу. По заключению судебно-психиатрической экспертизы, в результате изнасилования у Григорьевой развилось временное болезненное расстройство психической деятельности в форме реактивного психоза, потребовавшее длительного лечения в стационаре.
Определите форму вины Горюнова относительно тяжких последствий, наступивших в результате изнасилования.
Задача 2.
Слесарев, обнаружив в саду группу ребят, крадущих яблоки, открыл по ним стрельбу из охотничьего ружья, убив одного из них, а другому причинив повреждение, в результате которого у того была ампутирована рука.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию Слесарева.
Вариант № 27
Задача 1.
Ревнуя своего мужа к соседке по квартире Муравьевой, Петрова решила причинить ей ожоги лица серной кислотой. С этой целью она приготовила бутылку с серной кислотой и поставила ее за дверь своей спальни, ожидая удобного случая, чтобы осуществить свое намерение. Убиравшая комнату мать Петровой нечаянно разбила бутылку с неизвестной ей жидкостью и, чтобы избежать упреков дочери, поставила на это место другую бутылку, наполнив ее водой. Однажды, когда Муравьева вошла в квартиру Петровой, последняя схватила стоявшую в спальне бутылку и плеснула из нее в лицо Муравьевой со словами: «На, получай, не будешь больше пялить глаза на чужих мужей!». Поскольку в бутылке была вода, никаких последствий от действий Петровой не наступило.
Должна ли Петрова нести уголовную ответственность за содеянное?
Как должны быть квалифицированы ее действия, если она виновна в совершении преступления?
Влияет ли ошибка в объекте посягательства, потерпевшим, средствах причинной связи на уголовно-правовую оценку совершаемых преступных действий?
Задача 2.
Увидев Синицыну и Фролова, сидящих на берегу реки, Поликанов подошел к ним и, приставив к груди Фролова металлическую расческу, которую в темноте последний принял за нож, потребовал отдать ему деньги, часы и кольца. Услышав в ответ, что у них ничего нет, Поликанов осмотрел руки Синицыной и Фролова, а также ощупал карманы пиджака и брюк последнего. Не обнаружив ничего ценного, Поликанов ушел, посоветовав девушке и юноше «помалкивать» о случившемся, но вскоре был задержан. Квалификация преступления.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 28
Задача 1.
Ранее судимый Салемгареев из подростков Шуева 12 лет, Лотова 13 лет и Земова 15 лет создал группу для совершения квартирных краж. Большую часть вырученных от реализации похищенного имущества денег Салемгареев присваивал себе. На шестой краже деятельность группы была пресечена.
Кто подлежит уголовной ответственности за совершение преступлений?
Задача 2.
Во время ссоры Павлова с соседом по дачному участку Гниловым последний стал грубо оскорблять Павлова, несколько раз пытался ударить его ногой. На шум пришел 17-летний сын Павлова Виктор, который стал защищать отца и заявил, что не допустит унизительного с ним обращения. Тогда разъяренный Гнилов заявил : «Твоего отца тут нет, он валяется где-нибудь под забором. А ты – обыкновенный приемыш!» Павлов был вынужден признаться Виктору, что усыновил его, когда тому было восемь месяцев и его родители отказались от него.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 29
Задача 1.
Ученые-медики Гусев и Малошенко изобрели вакцину от одной широко распространенной, но трудно излечимой болезни, приводящей к инвалидности. Для проверки вакцины в действии они привили ее своим детям, которые получили тяжелые заболевания.
Правомерен ли в данном случае риск экспериментаторов?
Задача 2.
Возвращавшиеся с футбольного матча в пригородной электричке болельщики Котенков и Самохвалов, будучи раздосадованными поражением своей команды, на конечной станции разбили несколько котелков в вагоне, порезали ножом спинки сидений, с помощью специального красителя изобразили эмблему клуба в тамбуре вагона. После совершения указанных действий они были задержаны нарядом милиции.
Дайте уголовно-правовую оценку деянию.
Вариант № 30
Задача 1.
Старков, имея намерение похитить золотые вещи, проник в чужую квартиру. Тщательно обыскав ее и не найдя золота, ушел, не взяв с собой ничего.