Информационное обеспечение управления в сфере культуры

Важнейшим условием эффективности современного менеджмента является информационное обеспечение при­нимаемых решений и контроля их реализации, анализа итогов деятельности. Речь идет не просто о сборе матери­алов и данных учета и отчетности, а о серьезном аналити­ческом представлении состояния и развития сферы куль­туры (в федеральном и региональном масштабах), отдель­ных учреждений культуры.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Особое значение эта деятельность приобретает в ры­ночных условиях с учетом принципиальной многоуклад­ное™ сферы культуры. Важной оказывается не просто мониторинг состояния дел — первичное (фактологическое) информационное обеспечение, а анализ состояния конк­ретных рынков услуг, тенденций их развития, экспертиз и оценок, рекомендаций, т. е. вторичное (аналитическое) информационное обеспечение. Это та информация, подго­товка и работа с которой в советское время велась от случая к случаю, в основном для подготовки каких-то партийных решений. В современных условиях это долж­на быть постоянная рутинная работа. Без такой информа­ции, с очевидностью, невозможна принятие оптимальных решений по государственной поддержке сферы культуры, развитие спонсорства и благотворительности, сотрудни­чество сферы культуры и сферы туризма.

Не менее очевидно и то, что государственные органы управления сами непосредственно эту работу осуществ­лять не могут и не должны. Речь должна идти о создании информационно-аналитических, информационно-марке­тинговых, рекламных, информационно-издательских и по­добных служб (центров, агентств). Удачным примером такой службы является Институт культурных программ, созданный Комитетом по культуре Санкт-Петербурга вме­сто Единого научно-методического центра КПР и НТ, ме­тодического кабинета и курсов повышения квалифика­ции. Главной его задачей стало именно информационное обеспечение культурных программ и проектов, помощь в их продвижении. С использованием опыта его работы был создан Информационно-маркетинговый центр Министер­ства культуры Республики Коми- Разумеется, что на пер­вых порах создание таких служб, обеспечивающих инфор­мационную инфраструктуру сферы, должны инициировать региональные органы государственного управления — со­бирать первичную фактологическую информацию легче с участием органов управления и статистики. Зато последую­щее ведение баз данных, в том числе и поставляемых тем нее государственным органам, информационные службы могут самостоятельно. Жизнь показывает, что очень скоро Деятельность таких служб способна принять самостоя­тельный и даже — коммерческий характер, при мини­мальном бюджетном финансировании конкретных видов

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 75

деятельности, важных именно для государственного ре­гулирования.

На базе таких информационно-аналитических цент­ров естественно развитие повышения квалификации ра­ботников культуры, проведение семинаров и конференций, издательская деятельность, обеспечивающая управление сферой, паблисити, формирование и продвижение образа региона, культурных проектов и программ, привлечение и аккумулирование средств на их осуществление из различ­ных источников, сотрудничество со СМИ и т. д.

2.2.

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Российская сфера культуры динамично реагирует на социальные и экономические изменения в обществе, в том числе и на постепенное приведение технологии менеджмен­та в соответствие с принципиальной многоукладностью, гиб­костью и пластичностью самой сферы культуры. Напри­мер, те же учреждения культуры и те же работники куль­туры, как и всегда, собственно, занимаются подготовкой и проведением выставок, конкурсов, фестивалей, концертных программ, вечеров и т. п. Кто кроме работников культуры имеет профессиональный опыт проведения таких акций? Другой разговор, что существенно меняется заказчик этих мероприятий и акций. Несколько отходят с первого плана (вместе с бюджетным финансированием) органы государ­ственной власти. Но деятельность коммерческих структур, банков, промышленных и сельскохозяйственных предприя­тий и организаций, партий, общественных движений про­являет все большую заинтересованность в сфере культуры. В атом плане они даже оказываются зачастую более продвинутыми к сотрудничеству, чем сама сфера культу­ры и работники культуры, привыкшие к государственно­му финансированию и дотациям.

Можно в связи с этим привести пример одного агропромышленного объеди­нения в Пермской области, директор которого с помощью детского музыкального коллектива своего Дома культуры осуществил успешную PR-кампанию (с выез­дом в Германию и Францию). Одним из итогов его благотворительности стали современные технологические линии по производству колбас и консервов, свое производство, снявшее мучительную проблему сдачи и доставки скота на мясо­комбинат. Причем, сделано все это было буквально «на хвосте» у культурной программы поддержки совхозом детского коллектива и его международных успе-

Наши рекомендации