Внешнеторговый контракт купли продажи

Внешнеторговый контракт — это договор в письменной форме или на магнитных носителях, фиксирующий коммерческие отношения между сторонами, являющимися хозяйствующими (физическими лицами, фирмами) субъектами разных стран. В контракте устанав­ливаются определенные права и обязанности партнеров (договор­ные условия, порядок их исполнения, ответственность). Контракт по внешнеторговым сделкам купли-продажи содержит обычно не­сколько разделов:

• сведения о сторонах, заключивших контракт (точное наиме­нование и реквизиты сторон);

• предмет договора;

• цена и общая сумма;

• сроки поставки, условия платежа, гарантии продавца;

• упаковка и маркировка;

• штрафные санкции;

• страхование;

•согласованное определение обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), арбитраж.

С учетом особенностей продукции, составляющей предмет контракта, могут дополнительно вводиться разделы о следующем:

• конвенциональных штрафах;

• технической документации;

• инспектировании и испытаниях;

• экспортных лицензиях;

• форс-мажорных обстоятельствах;

• особых и прочих условиях.

Непременное условие сделки купли-продажи, оформляемой внешнеторговым контрактом, — переход собственности на товар от продавца к покупателю. Это принципиально отличает такие контракты от других видов договоров в сфере внешнеэкономиче­ской деятельности.

Контракт купли-продажи во внешней торговле, как и внутри страны, в условиях договорных отношений субъектов рынка вы­полняет следующие три основные функции:

• юридически закрепляет отношения между сторонами, придавая им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;

• определяет порядок, последовательность и способы соверше­ния действий партнеров;

• предусматривает меры по обеспечению выполнения обяза­тельств сторонами.

Стороны контракта должны определить, право какого государ­ства будет применяться при выборе формы заключения сделки, ре­гулировании прав и обязанностей партнеров, а также при решении спорных вопросов в случае их возникновения. Практика выработа­ла определенный порядок совершения внешнеторговых сделок ку­пли-продажи: подготовка, согласование, заключение и исполне­ние контракта.

11. Содержание статьи «предмет контракта»

Предмет контракта. Этот раздел содержит наименова­ние товара, который является предметом сделки, обычно с указанием его количества, подлежащего поставке, и краткой характеристики (стандарт, ГОСТ, технические условия). Наименование должно быть точным и полным, например при поставке оборудования: тип, марка и ряд иных данных. Часто наименование товаров и их данные и перечень ука­зываются в приложении-спецификации. Например, обо­рудование: количество, ассортимент, цена, кто производит оплату, технические условия, дата поставки, способ транс­портировки, порядок получения сертификата безопасности на товар в случае необходимости, вид упаковки и необходи­мость наличия при товаре ярлыков, инструкций по эксплу­атации, технических паспортов, необходимого комплекта запасных частей.

Спецификация также подписывается сторонами, и ста­вится печать — неотъемлемая часть контракта.

12. Содержание статьи «Качество»

Качество. При подготовке данной статьи контракта стороны руководствуются следующими критериями: спе­цификация, образец, описание (каталоги), выход готовой продукции, ТеlQuel (такой, какой есть) (Амстердам).

Качество товара подтверждается сертификатом стра­ны-производителя, а безопасность товара для конечного потребителя — сертификатом безопасности, полученным в соответствии с действующим законодательством РФ на условиях, обусловленных в спецификациях к договору. При импорте товаров их качество должно подтверждаться сер­тификатом о качестве, выдаваемым государственной ком­мерческой организацией страны — производителя товара.

Качество поставляемого товара должно соответствовать установленным в Российской Федерации стандартам. Для импортера к контракту прилагается каталог. Оборудование должно соответствовать образцам-эталонам, согласован­ным обеими сторонами, а также техническим условиям, изложенным в спецификациях, установленных к данному контракту. На сложное оборудование устанавливаются тех­нические условия.

13. Содержание статьи «базисные условия поставки»

Базисные условия поставки. ИИКОТЕРМС-2000. При заключении контракта используют унифицированные меж­дународные правила единообразного понимания наиболее часто используемых условий поставки по внешней торгов­ле ИНКОТЕРМС-2000 (табл. 2.1), включающие в себя че­тыре группы:

1. Группа Е (отправление) — ЕХW (Ех-works).

2. Группа Г. Продавец предоставляет товар перевозчику, выбранному покупателем. Основной вид транспортировки не оплачивается (FСА, FAS, FОВ).

3. Группа С. Продавец обязуется заключить договор пе­ревозки без принятия на себя риска повреждения и других дополнительных расходов. Основной вид транспортировки оплачивается продавцом (CFR, CIF, CPR, CIP).

4. Группа И (прибытие). Определяет условие поставки груза вплоть до страны назначения. Все расходы несет про­давец (DAF, DES, DEC, DDU, DDP).

Структура ИНКОТЕРМС-2000

Группа торговых Обозначение Краткое содержание условия
терминов ,    
Группа Е ЕХW Франко-завод
Отправление   (название места)
Группа Р FSA Фран ко-перевозчик
Основная   (название места назначения)
перевозка FAS Франко вдоль борта судна
не оплачена   (название порта отгрузки)
  РОВ Франко-борт
    (название порта отгрузки.)
Группа С СFR Стоимость и фрахт
Основная   (название порта назначения)
перс немка CIF Стоимость страхования и фрахт
оплачена   (название порта назначения)
  СРТ Фрахт/перевозка оплачены до
    (название места назначения)
  СIF Фрахт перевозка и страхование
    оплачены до (название места
    назначения)
Группа В DAF Поставка до границы
Прибытие   (название места поставки)
DES Поставка с судна
    (название порта назначения)
  DEQ Поставка с пристани
    (название порта назначения)
  DDU Поставка без оплаты пошлины
    (название места назначения)
  DDP Поставка с оплатой пошлин
    ('название места назначения)

14. Содержание статьи «цена и общая сумма контракта»

Цена за товар и общая сумма. Оплата цены является основной обязанностью покупателя по контракту. Обычно указывается цена за единицу товара, а также общая сумма контракта цифрами и прописью.

Цена товара, по которой реализуется товар па внешнем рынке, — внешнеторговая цена.

Цепы классифицируют по степени определенности и способу фиксации.

По степени определенности выделяют следующие цены:

●определенные — прямое установление цепы в виде твердой суммы;

●определимые — косвенная ссылка на условия ис­числения цены к моменту платежа. В этом случае дается указание в контракте па справочные цепы, публикуемые в периодических изданиях, биржевые котировки и т.д. По способу фиксации цены подразделяют:

● на твердые — устанавливаются в момент подписания контракта, не подлежат изменению в течение всего срока его действия и не зависят от сроков и порядка поставки то­вара. В контрактах с длительными сроками поставки дела­ется оговорка «цена твердая, изменению не подлежит»;

●периодически твердые — определяются как фикси­рованная сумма, действительная на конкретный период времени. В момент подписания контракта цены не фикси­руются, а определяются (например, перед поставкой или в начале года);

●подвижные — фиксируются при заключении конт­ракта; такие цепы могут быть пересмотрены, если решаю­щая цепа к моменту поставки товара изменится. При ус­тановлении подвижной цены в контракт вносится ценовая оговорка, предусматривающая, что если к моменту испол­нения сделки цепа па рынке повысится или понизится, со­ответственно должна измениться цена, зафиксированная в контракте. Подвижные цепы в отличие от периодически Твердых фиксируются в контракте, но предполагают пере­смотр цен сторонами при изменении их на рынке на опре­деленный процент (обычно больше 3%);

●скользящие — исчисляются в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной базисной цены с учетом изменений в издержках производства, происходя­щих в период исполнения контракта. Применяются в конт­рактах на товары длительного изготовления.

Цепа контракта корректируется при изменении ценообразующих факторов (заработная плата, стоимость сырья и т.д.) в период действия контракта. Одновременно оговари­ваются пределы отклонения фактической цены от контракт­ной в ту или иную сторону.

Для анализа цеп используется широкий круг источни­ков. На этапе предварительного определения уровня кон­трактных цен на товары ориентируются па публикуемые расчетные цены. К публикациям относятся: справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены фактических сделок, цены предложений крупных фирм. Эти цены отражают уровень мировых цеп.

Отправная точка в переговорах о цепе - базисные цены, основе которых лежат цены, публикуемые в различных справочниках и прейскурантах. Базисная цена товара регу­лярно пересматривается с учетом изменения ассортимента внешнеторгового обмена па рынке.

Базисная цена принимается в качестве базы при опреде­лении внешнеторговой пены товара. Она зависит от оговоренных в контракте базисных условий его поставки в пункт назначения в соответствии с ИНКОТЕРМС-2000 (например, СIF — в цену включены расходы по маркировке, упаковке, страхованию, погрузке, перевозке-товаров).

15 Содержание статьи «упаковка и маркировка товаров»

Упаковка и маркировка товара. Вид упаковки определ­яется в контракте базовыми условиями. Так, при условиях поставки, предусматривающих перевозку товара морем, продавец обязан обеспечить морскую упаковку груза и дру­гие услуги при сухопутной перевозке.

Если в договоре нет указаний об упаковке, продавец должен отгружать товар в упаковке, применяемой для эк­спорта товаров в стране продавца, которая обеспечила бы сохранность груза при перевозке с учетом возможных пе­регрузок, при надлежащем и обычном обращении с грузом. В данном случае должны учитываться продолжительность и способы транспортировки. Перед упаковкой должна быть произведена смазка оборудования и машин для защиты от коррозии.

Характер и серьезность нарушения перечисленных выше требований к упаковке товара определяют правомочность расторжения договора покупателем.

Упаковка должна служить источником (носителем) ин­формации, рекламы и маркировки, обеспечивать удобство при эксплуатации и хранении товара, т.е. должны учиты­ваться способы и средства автоматизации.

Внешняя упаковка товара оговаривается в контракте (контейнеры, ящики и т.д.). Внутренняя упаковка — неот­делимая от товара. Качество упаковки определяется ссыл­кой на технические стандарты и технические условия.

Способы оплаты упаковки устанавливаются сторонами в контракте и могут предусматривать включение цены упа­ковки в стоимость товара. Также цена упаковки может оп­ределяться в процентах от стоимости товара либо отдельно. В каждое грузовое место должен быть вложен подробный упаковочный лист.

Маркировка выполняет три задачи:

1) идентифицирует груз для перевозчиков и других лиц, вовлеченных в транспортировку и имеющих с ним дело во время перевозки и транзита;

2) указывает грузополучателю на соответствующий по­рядок и деятельность для обеспечения правильной достав­ки груза. Маркировка должна наноситься несмываемой краской и позволять отличить груз одного покупателя;

3) предупреждает об опасностях, которые может нести груз при ненадлежащем обращении с ним.

Маркировка должна включать в себя общие сведения о грузе,- а именно: наименование продукции; наименова­ние отправителя, поставщика; фирму-покупателя; пункт назначения; пункт отправления; общие сведения о грузе; номер контракта; помер места; инструкцию по погрузке и выгрузке.

Существуют ряд международных соглашений по марки­ровке и упаковке, например «Международные соглашения I: о транспортировке опасных грузов».

Несоответствие упаковки, защиты и маркировки по ус­ловиям контракта может быть самостоятельным видом на­рушения контрактных обязательств, вызывающих ущерб. Вследствие этого упаковка/маркировка являются чаще всего отдельными обязательствами, по которым могут пре­дусматриваться специальные санкции.

16. Содержание статьи «сдача-приемка товара по количеству и качеству»

Сдача-приемка товаров по качеству и количеству. Со­держание условий внешнеторгового контракта купли-про­дажи о сдаче-приемке товара по количеству и качеству за­висит от базисного условия поставки и характера товара. При этом действует общее правило (если иное не оговорено в контракте), что поставляемый товар должен сдаваться и приниматься по количеству и качеству в тот момент и в том месте, когда и где происходит переход права собственности на товар и риски случайной гибели товара или его повреж­дения с продавца на покупателя.

Сдача/передача товара продавцом во владение покупа­теля осуществляется в соответствии с условиями контрак­та купли-продажи. В результате се к покупателю переходит полный контроль над товаром (вручение товарораспоряди­тельных документов рассматривается как передача самого товара).

Передача/поставка товара производится за счет про­давца. В расходы по сдаче товара включаются стоимость взвешивания, подсчета, маркировки, упаковки, возможные таможенные и иные сборы.

В процессе приемки товара должна проводиться провер­ка получателем соответствия качества, количества и комп­лектности товара его характеристике и техническим усло­виям, указанным в контракте.

Сдача-приемка — это один акт. В контракте он отра­жается следующим образом: «Товар считается поставлен­ным продавцом и принятым покупателем...» В контракт включаются условия о порядке сдачи-приемки: вид, срок н место фактической сдачи-приемки, способы проверки и методы определения количества и качества фактически поставленного товара, а также лицо, осуществляющее сда­чу-приемку.

Выделяют предварительную и окончательную сдачу-приемку.

При предварительной приемке товар подвергается осмот­ру на предприятии продавца в целях определения количес­тва, качества, правильности упаковки и маркировки товара, соответствия его техническим условиям. В результате пред­варительной приемки покупатель может забраковать товар при обнаружении недостатков или потребовать устранения недостатков в определенный срок.

В ходе окончательной сдачи-приемки фиксируется фак­тическое выполнение поставки в установленном месте и в надлежащий срок. На основании результатов окончатель­ной сдачи-приемки проводятся расчеты но внешнеторговой сделке.

Место сдачи-приемки указывается в контракте точно: склад, порт, предприятие или др. Сроком сдачи-приемки является период времени, в течение которого покупатель обязан произвести проверку количества товара сразу же по его получении, а качество проверяется в течение более дли­тельного срока.

Сдача-приемка может осуществляться по количеству и качеству.

При приемке по количеству проверяется соответствие фактически поставленного товара условиям контракта. По­купатель не обязан принимать товар в большем или мень­шем количестве, чем это предусмотрено в контракте при отсутствии оговорки «около». Покупатель может отказать­ся оплачивать излишки товара, оплатив предусмотренное контрактом количество.

При продаже наличного товара и в сделках с последу­ющей сдачей товаров, обладающих родовыми признаками, торговые обыкновения предусматривают право продавца поставить товар в большем или меньшем количестве по сравнению с контрактным («около»). Величина отклоне­ний колеблется в зависимости от вида товара. Например, хлебная торговля предусматривает 10% отклонения при контрактах «Карго» (целыми пароходами) или 5% при контрактах «Парсель» (партиями на одном или нескольких судах). В торговле, в частности, натуральным каучуком ве­личина отклонения составляет 2%, лесом — 10%, какао-бо­бами — 3%.

Приемка товара по качеству осуществляется двумя пу­тями:

1) на основе документа, в котором подтверждается соот­ветствие качества товара условиям контракта;

2) посредством проверки качества фактически постав­ленного товара в месте приемки (осмотр товара, сличение его с образцами, проведение анализа).

Для определения качества используют девять методов.

1. Предварительный осмотр «осмотрено-одобрено». Применяется в торговле со склада товарами, обладающи­ми индивидуальными признаками. Покупателю дано право тщательного осмотра всей партии товара в установленный срок. Он может не воспользоваться им, что означает его согласие на приемку данной партии товара но контракту. Сделка аннулируется, если осмотр неудовлетворителен.

2. По стандарту. В этом случае проверяются опреде­ленные соответствующими организациями характеристики физических, химических, технологических и других свойств товара, его упаковки, маркировки и т.д. При наличии стан­дарта, точно определяющего свойства товара, значительно облегчается установление в контракте качества товара.

В международной торговле наиболее распростране­ны стандарты, разработанные различными ассоциациями (международные организации, национальные стандарты и технические условия). Стандарты, разработанные Между­народной организацией по стандартизации ИСО-9000 по управлению качеством продукции, используют все евро­пейские страны в качестве национальных. В 1987 г. было принято решение о применении стандартов ИСО-9000 на промышленных предприятиях в России.

3. Проверка технических условий. Этот метод прописы­вается в контракте и используется при отсутствии стандар­тов и поставке единичной продукции. Условия согласуются сторонами и являются неотъемлемой частью контракта.

4. Продажа фирменных товаров, т.е. под известной маркой. Этот метод может быть отнесен к группе сделок на основе стандарта.

5. Проверка по образцу. Этот метод распространен в тор­говле товарами, обладающими родовыми признаками, но недостаточно унифицированными, чтобы стать предметом продажи по стандарту.

Продавец отбирает два или более одинаковых образ­ца товара. Один передается покупателю и опечатывается печатью продавца. Второй остается у продавца, и третий, если установлено в контракте, сдается на хранение Торговой палате или другой независимой организации. В ходе принятия покупателем товара производится идентифика­ция поступившей партии товара с образцом, хранящимся у покупателя или у сторонней независимой организации. Если обнаружено несоответствие между товарами и образ­цом, покупатель имеет право не принимать партию и потре­бовать от продавца замены товара, возмещения стоимости, если он оплачен, и компенсации убытков. При разрешении споров в арбитражном суде обычно используется третий из образцов.

6. Метод на условиях Те10,ие1 Применение данного ме­тода указывает на отсутствие требований к качеству товара, лишь бы товар отвечал своему наименованию. Все возмож­ные последствия ухудшения качества товара в пути ложат­ся на покупателя.

7. Метод по выходу готового продукта. Используется при торговле некоторыми видами сырья. Качество опре­деляется через объем готового продукта, который можно изготовить из единицы данного сырья. Например, из оп­ределенного количества сахара-сырца можно получить оп­ределенное количество сахара-рафинада при четко опреде­ленном технологическом процессе.

8. По содержанию отдельных веществ в товаре. Этот метод используется в торговле химическими товарами, ру­дами, пищевыми продуктами. Практикуется указание ми­нимального процента содержания чистого вещества или максимального процента примесей, например процент чис­того металла в сплаве, чистого спирта в водке.

9. По принятому качеству. Качество должно соответ­ствовать среднему качеству, принятому в торговом обороте. Товар обозначается как «обычный» или «средний». Наибо­лее распространен термин «хорошее среднее качество». Для некоторых товаров существующие торговые обычаи уста­навливают точные показатели мри определении среднего или хорошего качества. Например, в торговле какао-бобами термин «удовлетворительно ферментированное» означает наличие недоферментированных бобов в 10% и 10% пов­режденных, «хорошо ферментированные» — до 5% и того и другого.

В контракте оговаривается, кем производится сдача-при­емка товара: сторонами или их представителями совместно, компетентными организациями, назначенными по согласо­ванию сторон.

17 Содержание статьи «сроки поставки»

Сроки поставки. Это календарные даты, к которым то­вары должны быть доставлены продавцом или контраген­тами в установленные географические пункты. Пункты, как правило, определяются базисными условиями поставки.

В контракте дата может быть оговорена двумя способа­ми:

1) точно — конкретный день, педеля, месяц, квартал;

2) косвенно — «в течение 30 дней с даты подписания контракта», «с даты получения технической документа­ции», «с даты открытия аккредитива» и т.д. Наиболее час­то — «с даты пересечения границы».

Документами, подтверждающими факт поставки, явля­ется железнодорожная накладная, авианакладная, коноса­мент, почтовая квитанция, акты приемки-передачи товара, расписки складов и пр.

Сроки отгрузки могут быть указаны следующим обра­зом:

●«немедленно» — срок, необходимый для оформления таможенных формальностей и транспортировки (обяза­тельство продавца поставить товар в течение не более двух недель в любой день);

● «как можно быстрее» — продавец обязан принять все меры для поставки товара в кратчайший срок;

● «по мере готовности»;

● «по открытии навигации»;

● «по накоплении партии не менее ... тонн»; и т.д.

Во внешней торговле обычно оговаривается право про­давца на досрочную поставку товара (разрешение покупа­теля). Если поставка разовая, то устанавливается период, в течение которого она будет осуществляться, или конкретная дата, до наступления которой должен быть поставлен товар. Если товар поставляется партиями и в течение длительного времени, стороны составляют графики с указанием товара, количества и периодов. Если поставка произведена до на­ступления даты поставки в контракте, покупатель имеет право отказаться от товара. Все оговаривается в контракте таким образом: «Разрешается досрочная поставка».

Датой поставки товара является:

● дата поступления товара на склад покупателя (при транспортировке автотранспортом), в аэропорт, на станцию (железнодорожный транспорт);

●дата накладной, выписанной па имя покупателя (СIF или СIР). Допускается условие в контракте на содержание товаротранспортпой накладной, выписанной на имя поку­пателя;

●дата товаротранспортпой накладной, выписанной на имя покупателя. Товаротранспортная накладная должна со­держать: стоимость груза; дату отправки, номер контракта, адрес региональной таможни, адрес покупателя, номера те­лефонов и др.

За нарушение сроков поставки стороны предусматри­вают условия об ответственности, как правило штраф. Это также указывается в контракте.

Извещение об отгрузке (транспортные условия). Эта статья контракта необходима, если процесс доставки това­ра предполагает значительный объем транспортной работы: крупные партии, поставки морем или иным водным путем; согласование графика подачи судов, их технических пара­метров; перегрузка, перевалка грузов в порту. В этом случае в контракте выделяется отдельная статья «Транспортные условия». Если же объемы работ не столь значительны, то статья «Извещение об отгрузке» включается как параграф статьи «Транспортные условия».

18 содержание статьи «условия платежа»

Условия платежа. Этот раздел предусматривает опре­деление порядка расчета за поставленный товар (форма, валюта, сроки платежа). Здесь могут быть приведены доку­ментарные и бездокументарные условия платежа.

Документарные условия предусматривают осуществле­ние платежа — перечисление экспортеру причитающихся ему сумм против предоставления продавцом покупателю через банк комплекта отгрузочных документов, подтверж­дающих факт произведенной отгрузки товара.

К документарным операциям относят документарный аккредитив и Документарное инкассо — около 80% всех внешнеторговых расчетов. Из этих сделок па докумен­тарный аккредитив приходится 70%, так как он надежнее инкассо, т.е. обязательства байка, открывшего аккредитив (банка-импортера) заплатить причитающуюся экспортеру сумму после предоставления ему комплекта отгрузочных документов, оформленных в соответствии с условиями от­крытия аккредитива. При инкассо банк-импортер является лишь исполнителем, который использует средства па счете клиента, поэтому аккредитив дороже инкассо.

Бездокументарные условия платежа не предусматрива­ют увязку осуществления платежа и передачу комплекта отгрузочных документов.

19 содержание статьи «обязанности сторон»

Обязанности сторон. В обязанности продавца входит поставка товара покупателю в установленный срок и место, обеспечение качества товара, его упаковки и маркировки. Обязанностью покупателя является приемка товара и опла­та его на условиях контракта. Конкретный перечень прав и обязанностей сторон сформулирован в базисных условиях поставки ИНКОТЕРМС-2000.

Внешнеторговый контракт купли-продажи зависит от базисных условий поставки.

По просьбе покупателя продавец обязан за его счет ока­зать полное содействие в получении документов, выдава­емых в стране поставщика.

20 содержание статьи «гарантии качества и комплектности поставки»

Гарантия качества и комплектности поставки. Такое условие обычно присутствует во внешнеторговых контрактах и определяет объем предоставленной продавцом гарантии, гарантийный срок, обязанности продавца в случае обнару­жения дефектов. Объем предоставленной гарантии зависит от характера товара и технических условий контракта.

Различают следующие гарантийные сроки эксплуата­ции, хранения годности.

Гарантийный срок эксплуатации — период времени, в течение которого изготовитель гарантирует стабильность по­казателей качества товара в процессе. его эксплуатации при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации.

Гарантийный срок хранения — период времени, в течение которого изготовитель гарантирует сохранность всех уста­новленных стандартами эксплуатационных показателей и потребительских свойств товара при условии соблюдения потребителем правил хранения.

Гарантийный срок годности — период времени, в течение которого изготовитель гарантирует все установленные стан­дартами эксплуатации показатели и потребление свойства продукции при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации и храпения.

По истечении срока годности продукция утрачивает свои потребительские свойства и не может быть использо­вана по своему целевому назначению.

Срок гарантии может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Гарантийный период может исчисляться с момента:

● поставки товара;

●передачи товара;

●передачи товара первому потребителю;

●получения покупателем от продавца уведомления в письменном виде о том, что оборудование готово к отправ­ке;

●пуска оборудования в эксплуатацию.

Применительно к гарантиям качества различают комп­лектность продукции и комплектность поставки.

Комплектность продукции предполагает необходимость ее поставки в такой совокупности составных частей, кото­рая позволит использовать продукцию по ее целевому на­значению. В эту совокупность обычно включаются узлы, агрегаты, детали, т.е. законченное изделие.

Комплектность поставки означает, что продавец принял обязанность поставить товар в совокупности его составля­ющих частей, предусмотренных в контракте. Такая поставка может включать в себя закопченное изделие в определен­ном поминальном объеме, как связанное, так и не связанное единым хозяйственным назначением.

21 содержание статьи «ответственность за нарушение контракта. санкции

Ответственность за нарушение контракта. Санкции. Нарушением контракта признается неисполнение обяза­тельств либо ненадлежащее их исполнение. Сторона, кото­рая ненадлежащим образом исполнила свои обязательства или не исполнила их вовсе, возмещает пострадавшей сторо­не нанесенный ущерб путем выплаты определенного штра­фа или неустойки.

Штрафы могут выражаться как в твердой сумме, так и в процентах от общей стоимости непоставленного товара. В статье контракта «Цена товара» определяется способ исчисления штрафа и его выплаты. Твердый штраф пре­дусмотрен в том случае, когда контрагенты договорились о твердой цепе за поставленный товар. Если указывается скользящая цепа, то для покупателя выгодно исчислять штраф в процентах от стоимости непоставленного товара, поскольку с повышением цены товара повышается размер взыскиваемого штрафа.

22 содержание статьи «Основания освобождения от ответственности. Форс-мажор.»

Основания освобождения от ответственности. Форс-мажор. После заключения (исполнения) контракта могут наступать определенные чрезвычайные ситуации, препят­ствующие должному его исполнению. Сторона не песет от­ветственности, если докажет, что неисполнение контракта было вызвано препятствиями вне ее контроля.

Обстоятельства невозможности исполнения обяза­тельств по контракту должны носить характер возникших «помимо воли» и «без вины сторон контракта».

В договоре обстоятельства непреодолимой силы носят название «форс-мажор». Они разрешают переносить срок исполнения контракта или вообще освобождать стороны от полного или частичного выполнения обязательств.

К общим принципам определения «непреодолимой силы» относят:

^ объективный и абсолютный характер обстоятельств, когда обстоятельства распространяются на всех и невоз­можность исполнения обязательств абсолютна, а не затруд­нительна для должника;

^ юридический форс-мажор, являющийся решением высших государственных органов (введение запретов на импорт, валютные ограничения и т.д.).

Не признаются форс-мажорными обстоятельства обыч­ного коммерческого риска: неблагоприятная конъюнктура рынка, банкротство.

Обязательно должно быть дано четкое определение форс-мажора.

Под непреодолимой силой стороны подразумевают вне­шние и чрезвычайные события, которые не существовали во время подписания контракта, возникшие помимо воли продавца и покупателя, наступлению и действию которых стороны не могли воспрепятствовать с помощью мер и средств, применения которых в данной ситуации справед­ливо требовать и ожидать от стороны, подвергающейся дей­ствию непреодолимой силы.

Под форс-мажором понимаются рабочие забастовки, трудовые беспорядки, неприемлемые условия труда, запре­щения или иные проявления правительственной политики, включающие в себя запрещение экспорта или импорта, иное лицензирование или иные непредвиденные обстоятельства, находящиеся вне контроля каждой из сторон.

23 Содержание статьи «страхование товаров»

Страхование товара. Стороны обычно включают в кон­тракт условия о страховании товара на различных стадиях товародвижения и распределяют расходы Между продавцом и покупателем. Сам договор страхования является отдельным договором, он играет роль страхового обеспечения ин­тересов продавца и покупателя.

Для заполнения данной статьи контракта необходимо ознакомиться со следующими теоретическими понятиями.

Страховой полис — свидетельство (сертификат), доку­мент, выдаваемый страховщиком в удостоверение догово­ра страхования и содержащий его условия. Он включает в себя отработанные мировой практикой условия страхова­ния, различные типовые и специальные оговорки.

Страховой риск — вероятность события или совокупнос­ти событий, на случай которых производится страхование. Например, страхование риска экспортера, т.е. страхование от убытков по экспортным операциям, предоставляется спе­циализированными учреждениями, как правило банками.

Страховая сумма — определенное исчисление по дей­ствующим ставкам страховых платежей и размер выплат при наступлении страхового случая.

Страховой случай — фактически наступившее событие, повлекшее за собой определенные последствия или убытки, подтвержденное специальными актами и иными докумен­тами.

Объем страхового обеспечения определяется страховым риском, тем, в каком размере возмещаются убытки.

Обычно груз страхуется в пользу покупателя.

Стоимость, на которую страхуется груз, исчисляется как сумма стоимости товара, фрахта, отгрузки и надбавки в 5—10% для покрытия административных расходов и роста цен.

Договор страхования может быть заключен на основа­нии одного из трех условий:

1) с ответственностью за все риски;

2) с ответственностью за частичную аварию;

3) без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

24 Содержание статьи «Арбитраж»

Арбитраж. Во внешнеторговом контракте должен быть установлен порядок разрешения споров, которые не могут быть урегулированы путем переговоров. Законодательство РФ признает Соглашение сторон об арбитраже включенным в контракт. Российская организация по соглашению об ар­битраже со своим иностранным партнером может передать рассмотрение спора в иностранную арбитражную комис­сию, например в Стокгольме.

Арбитражная оговорка представляет собой арбитражное соглашение по поводу возникшего спора или относительно споров, которые могут возникнуть в будущем. Арбитраж­ная оговорка должна быть правильно сформулирована, поскольку от ее создания зависит компетенция арбитража по разрешению спора. Она должна определять круг спо­ров; которые подлежат рассмотрению в органах многона­ционального коммерческого арбитража, а также содержать

указание на то, какой именно орган арбитража компетентен рассмотреть спор.

Под третейским, арбитражным судом понимается суд, избранный для разрешения споров. В отличие от общего суда обращение в него происходит по согласованию сторон.

Для организаций и фирм рассмотрение споров в арбит­раже по сравнению с обычным судом имеет следующие преимущества: непродолжительность сроков рассмотре­ния; относительная дешевизна процедуры; компетентность арбитров. Достоинством рассмотрения споров в арбитраже также является тот факт, что решение в нем не подлежит обжалованию.

Практика внешней торговли свидетельствует о том, что стороны отдают предпочтение суду в Стокгольме. Для российских предпринимателей рекомендована оговорка о передаче возможных споров на разрешение постоянно дей­ствующих в Российской Федерации арбитражных судов: Московского коммерческого арбитражного суда, Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной пала­те РФ.

Язык контракта

Язык контракта. Важно включить в текст контракта ус­ловие о языке контакта и корреспонденции, поскольку точ­ный перевод юридических и иных терминов с одного языка на другой невозможен.

Между текстами контракта на разных языках может воз­ник! гуть несоответствие.

Перевод иностранного правового текста предполагает знание не только иностранного языка, но и иностранного законодательства.

Целесообразно определить, на каком языке будет вес­тись переписка и на каком языке будет составлен конт­ракт. В случае если стороны не оговаривают этот вопрос, то обычно языком переписки становится тот язык, на котором было сделано предложение о заключении сделки.

Как правило, контракт составляется па двух языках: продавца и покупателя. Оба текста имеют одинаковую юри­дическую силу.

Заключая внешнеторговую сделку, можно стремиться Гк тому, чтобы контракт был оформлен на языке, которым предприниматель владеет в совершенстве.

Если контракт оформляется на двух языках, то необхо­димо сделать охюворку, какому языку отдается предпочте­ние в случае разночтения.

Наши рекомендации