Виды оборотных средств и их классификация

Министерство экономического развития

И торговли Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Красноярский государственный торгово-экономический институт»

О.Н. Емельянова

ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

Текст лекции по дисциплине «Экономика торгового предприятия»

для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания»

и 351300 «Коммерция (торговое дело)»

всех форм обучения

Красноярск 2004

УДК 339.1 (075.8)

ББК 65.422.Я73

Е 60

Рецензенты:

канд. экон. наук, профессор Н.Н.Терещенко

канд. экон. наук,, доцент Ю.Ю. Суслова

Емельянова О.Н.

Е 60 Оборотные средства предприятия торговли: текст лекции / О.Н. Емель-янова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2004. – 34 с.

УДК 339.1 (075.8)

ББК 65.422.Я73

Е 60

Ó ГОУ ВПО «Красноярский государственный

торгово-экономический институт, 2004

Ó О. Н. Емельянова, 2004

Оглавление

1. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, экономическая сущность, состав и структура. Виды оборотных средств и их классификация
2. Источники финансирования оборотных средств предприятий торговли и их характеристика
Эффективность использования оборотных средств предприятия торговли: методика исчисления, пути повышения в современных условиях
  Библиографический список

ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И СТРУКТУРА.

ВИДЫ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Каждое коммерческое предприятие имеет в распоряжении стоимость, которая авансируется для образования производственных оборотных фондов и фондов обращения. У коммерческих торгово-посреднических организаций пре­обладающая часть этой стоимости является источником образования фондов обращения (товарных запасов, вложений в расчеты, остатков денежных средств). Намного меньше её та часть оборотных средств, которая используется ими в качестве источника производственных оборотных фондов (вспомога­тельные материалы, инвентарь, запасные части, спецодежда и др.).

Оборотные средства составляют значительную часть ресурсов коммер­ческих организаций, поэтому важная роль отводится улучшению их использо­вания. Одним из условий непрерывности деятельности предприятия является постоянное возобновление его материальной основы.

Проводя анализ оборотных активов, необходимо их различать по роли в создании продукта — оборотные средства в сфере обращения и оборотные средства в сфере производства (рис.1). К оборотным средствам в сфере обращения отно­сятся активы, обслуживающие процесс реализации: запасы готовой продукции, запасы товаров, денежные средства, расходы будущих периодов и дебиторская задолженность. Оборотные средства, относящиеся к сфере производства, включа­ют запасы инвентаря и МБП, топливо, материалы для хозяйственных нужд и упаковочные материалы.

Торговые предприятия, если они не осуществляют производственную дея­тельность, имеют оборотные активы только в сфере обращения.

В процессе анализа изучают состояние и динамику оборотных средств, их размер, структуру, причины изменения, эффективность использования, ис­точники формирования. Если по отдельным видам оборотных активов установлены нормативы, то анализ проводят и в сопоставлении с ними.

Дебиторская задолженность
Фонды обращения
виды оборотных средств и их классификация - student2.ru

Рис. 1. Состав оборотных средств предприятия торговли

В процессе движения оборотные средства совершают кругооборот, ко­торый начинается с их авансирования в денежной форме - на образование ма­териальных запасов и другие цели, завершается высвобождением при реализа­ции товара. Оборотные средства последовательно переходят из денежной фор­мы в товарную, в расчеты, и, наконец, снова в деньги, поступающие от продажи товара. Авансируемые коммерческими предприятиями и организациями обо­ротные средства используются для приобретения товаров, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, на издержки, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением и реализацией товаров. Выделение средств для образования оборотных производственных фондов и фондов обращения позво­ляет рассматривать оборотные средства в качестве самостоятельного объекта планирования и учета. Величина оборотных средств предприятия должна быть, прежде всего, достаточной для обеспечения бесперебойности процессов круго­оборота денежных, материальных средств и всей деятельности предприятия. Это требует наличия достаточных объемов оборотных средств на всех стадиях производства и реализации. Размер оборотных средств должен поддерживаться на минимально необходимом уровне, что вытекает из требований режима эко­номии.

Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, тем самым осуществляется их непрерывный оборот. Именно постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса обращения. Анализ кругооборота фондов предприятий показывает, что авансируемая стои­мость не только последовательно принимает различные формы, но и постоянно в определенных размерах пребывает в этих формах. Иными словами, аванси­руемая стоимость на каждый данный момент кругооборота различными частя­ми одновременно находится в денежной, производительной, товарной формах.

Кругооборот фондов предприятий может совершаться только при нали­чии определенной авансированной стоимости в денежной форме. Вступая в кругооборот, она уже не покидает его, последовательно меняя свои функцио­нальные формы. Указанная стоимость в денежной форме представляет собой оборотные средства предприятия.

Оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная катего­рия. Они в буквальном смысле не являются материальными ценностями, так как из них нельзя производить готовую продукцию. В отличие от товарно-материальных ценностей оборотные средства не расходуются, не затрачивают­ся, не потребляются, а авансируются, возвращаясь после окончания одного кру­гооборота и вступая в следующий.

Момент авансирования представляет собой одну из существенных и от­личительных черт оборотных средств, так как он играет важную роль в уста­новлении их экономических границ. Временным критерием для авансирования оборотных средств должен являться не квартальный или годовой объем фон­дов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в сле­дующий.

Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предпри­ятия во многом зависят от его обеспеченности оборотными средствами. Излишнее отвлечение средств в запасы, превышающие действительную потреб­ность, приводит к омертвлению ресурсов, неэффективному их использованию.

Поскольку оборотные средства включают как материальные, так и де­нежные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит финансовая устойчивость предприятия.

В предприятиях торговли оборотные средства составляют около 80% всех материальных ресурсов, что является специфической особенностью функ­ционирования предприятий торговли.

Состав оборотных средств предприятий торговли представлен в таб­л. 1.

Таблица 1

Виды и состав оборотных средств /22, С. 178/

Вид оборотных средств Состав
А Б
1.Запасы 1. Сырье, материалы и другие аналогичные ценности 2. Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные
2. Денежные средства 1. На расчетных счетах 2. На валютных счетах 3. Прочие денежные средства предприятия (в кассе и пути)
3. Прочие ак­тивы 1. Тара платная, продажная, под товаром 2. Расходы будущих периодов 3. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 4. Материалы для хозяйственных нужд и т.д.
4. Дебиторская задолженность 1. По покупателям и заказчикам 2. Векселя к получению 3. Задолженность дочерних и зависимых обществ 4. Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный ка­питал 5. Авансы выданные 6. Прочие дебиторы

На величину оборотных средств предприятий торговли и скорость их оборота влияют следующие факторы:

-масштаб деятельности предприятия (малые, средние, крупные);

-характер деятельности (розничная торговля, оптовая торговля и
т.п.);

-длительность производственного цикла;

-география потребителей и поставщиков;

-платежеспособность клиентов;

-количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов;

-система расчета за товары;

-учетная политика предприятия торговли;

-темпы роста реализации товаров;

-уровень цен и инфляции;

-доля добавленной стоимости в цене продукта и т.д.

Виды оборотных средств предприятий торговли можно классифициро­вать по ряду основных признаков (рис. 2):

виды оборотных средств и их классификация - student2.ru

Рис. 2. Классификация оборотных средств предприятий торговли

К нормируемым оборотным средствам предприятий торговли относят:

- товарные запасы текущего хранения в торговой сети и на складах;

- денежные средства в кассе и пути;

- запасы сырья и товаров на предприятиях общественного питания;

- прочие активы (нормируются только по сумме).

По каждому виду нормируемых запасов (затрат) устанавливается норма­тив, под которым понимается минимальная, постоянная величина запаса (за­трат), необходимая для бесперебойной деятельности предприятия или органи­зации. Нормативы вводятся по каждой разновидности материалов - в натураль­ных единицах.

Коммерческие организации в состав нормируемых оборотных средств традиционно включают товарно-материальные запасы, находящиеся на складах и в пути, остатки тары, вспомогательных материалов, малоценного инвентаря и др., а также некоторые виды затрат (расходы будущих периодов, например). Величина нормируемых оборотных средств рассчитывается в целом по пред­приятию. Общая сумма норматива по всем видам нормируемых запасов и за­трат представляет собой совокупный норматив собственных оборотных средств фирмы.

Нормативы запасов (затрат) и нормативы собственных оборотных средств устанавливаются по отдельным видам запасов и затрат в соответствии с их группировкой, принятой в бухгалтерском учете. Данные бухгалтерского балан­са позволяют определить фактическую величину запасов (затрат) и их отклоне­ния от нормативов. Норматив устанавливается для конкретного предприятия и рассчитывается исключительно в целях экономного использования финансовых и материальных ресурсов.

Следует различать норматив запасов, который определяет неснижаемые, плановые остатки товарно-материальных ценностей, и норматив собственных оборотных средств, характеризующий величину средств, предназначенных для образования нормативного запаса. Указанное различие необходимо иметь в ви­ду, несмотря на то, что во многих случаях нормативы собственных оборотных средств устанавливаются в размере соответствующих нормативов запасов. Это проявляется в неодинаковой величине нормативов товарного запаса и собст­венных средств для образования товарного запаса. Эти запасы образуются у коммерческих организаций за счет собственных и заемных средств.

К ненормируемым оборотным средствам предприятий торговли отно­сятся:

- денежные средства на счетах предприятия;

- средства по дебиторской задолженности;

- прочие средства, в том числе целевого назначения.

По данным видам вложений средств нормативы не устанавливаются, и плановые источники для каждой хозрасчетной организации не предусматрива­ются. Суммы в незаконченных расчетах (товары отгруженные) не нормируют­ся, так как их величина подвержена систематическим изменениям. Собствен­ные оборотные средства для этих вложений не выделяются. Тем не менее, сум­мы в незаконченных расчетах по существу не отличаются от других нормируе­мых средств, поскольку эти вложения, в основном, обусловлены нормальными условиями работы предприятий. Источником этих средств является кредит.

При описании таких ненормируемых вложений как остатки денежных средств следует отметить, что при существующих современных условиях со­вершения банковских операций остатки средств на расчетных счетах не могут быть в полной мере отнесены к фондам обращения, образуемым за счет обо­ротных средств. Это обусловлено тем, что на расчетных счетах могут находить­ся суммы прибыли, поступившие до ее перечисления по назначению, другие переходящие суммы. Средства, подлежащие расходованию, а не авансирова­нию, не относятся к оборотным средствам. Изменения величины перечислен­ных видов ненормируемых оборотных средств, в том числе их увеличение, не надо рассматривать как отрицательное явление. Так, рост вложений в незакон­ченные расчеты (товары отгруженные), если он обусловлен увеличением про­должительности документооборота, в связи с изменением дальности располо­жения покупателя, представляется обоснованным. В равной мере увеличение остатка на расчетном счету в банке, вызванное ростом прибыли, также не мо­жет расцениваться как отрицательное явление.

Вместе с тем увеличение остатка дебиторской задолженности, связанное с несвоевременной оплатой расчетных документов покупателями, представляется негативным фактом и требует принятия мер по снижению.

Преобладающая часть вложений нормируемых оборотных средств ком­мерческих организаций приходится на товарные запасы. Основную часть нор­матива товарных запасов составляют остатки товаров на складах. Кроме того, в составе норматива по товарным запасам учитываются остатки товаров находя­щихся в пути, а в ряде случаев и неоформленные отгрузки.

Остатки товаров в пути образуются в связи с тем, что в ряде случаев опла­та расчетных документов за приобретаемые товары предшествует поступлению оплаченных товаров на склады коммерческих организаций. На время этого опережения оборотные средства вкладываются в остатки товаров, находящихся в пути. Неоформленные отгрузки требуют вложения оборотных средств в раз­мере стоимости отгруженных (отпущенных) товаров, уже выбывших со склада, но по которым расчетные документы еще не сданы в банк.

Далее рассмотрим источники финансирования оборотных средств пред­приятия.

Наши рекомендации