Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета
Экономическая эффективность — показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность.
В соответствии с международным стандартом ИСО качество — это совокупность свойств и хар-к продукции, кот. придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования пред-я в условиях относительно насыщенного рынка продукцией.
Показатели качества делятся: - на функциональные; - ресурсосберегающие;- природоохранные.
Улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия.
Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:
Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.
Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:
1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;
2) экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у ее потребителя;
3) необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
4) предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.
В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле
где D П — общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;
D Пv — дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции;
D Пу — дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;
Сд — дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции;
Cбр — величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.
Для упрощения расчетов величину Л П можно определить по формуле
где Цн ,Цст — новая и старая продажная цена;
Сст , Сн — себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции;
Vст, Vн — объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.
Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:
где Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К — дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.
Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной величиной (Ен) или с рентабельностью активов предприятия (Rа).
Если Е > Ен, или Е > Rа, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.
На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:
• повышение технического уровня производства;
• повышение уровня квалификации персонала;
• совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;
• внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
• повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;
• повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;
• воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;
• материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;
• создание службы маркетинга;
• внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;
• снижение издержек на производство и реализацию продукции;
• изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;
• проведение действенной рекламы;
• установление оптимальной продажной цены и др. Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии..