Эффективность повышения качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна их форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

- полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

- надежность (долговечность, безотказность в работе);

- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

- эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Задача анализа – определить влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции в стоимостном выражении (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П). Расчет производится следующим образом:

∆ВП = (Ц1 – Ц0) × VВП1 (35)

∆В = (Ц1 – Ц0) × VРП1 (36)

∆П = [(Ц1 – Ц0) × VРП1] - [(С1 – С0) × VРП1] (37)

где Ц0 и Ц1 – цена изделия соответственно до и после изменения качества; С0 и С1 – уровень себестоимости изделия соответственно до и после изменения качества; VВП1 – количество произведенной продукции повышенного качества; VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема производства и реализации продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции, определяют потери от брака. Например:

тыс. руб.

Себестоимость забракованной продукции 500

Расходы по исправлению брака 80

Стоимость брака по цене возможного пользования 150

Сумма удержаний с виновных лиц 10

Потери от брака 420

Для определения потерь продукции необходимо потери от брака умножить на фактический уровень рентабельности.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами понижения качества продукции являются:

- плохое качество сырья;

- низкий уровень технологии и организации производства;

- недостаточно высокий уровень квалификации рабочих;

- качество оборудования;

- аритмичность производства и др.

И с х о д н ы е д а н н ы е: На предприятии за отчетный месяц стоимость окончательного брака составила 686500 руб. Расходы по исправлению брака – 303500 руб. Стоимость окончательного брака по цене использования 41120 руб. Взыскано с поставщиков по претензиям за поставку недоброкачественных материалов 24370 руб. Удержано за брак с виновников 22250 руб. Валовая продукция за тот же период по себестоимости составила 15 млн 840 тыс.руб.

Определить абсолютный и относительный показатели размера брака и размера потерь от брака за отчетный период.

Методика решения:

1. Абсолютный размер брака = стоимость окончательного забракованных изделий + расходы по исправлению брака.

2. Абсолютный размер потерь от брака = абсолютный размер брака – сумма удержаний с виновников + сумма взысканий по претензиям + сумма выручки от возможного использования.

3. Относительный размер потерь от брака = абсолютный размер потерь от брака / себестоимость валовой продукции ´ 100%.

4. Относительный размер брака = абсолютный размер брака / себестоимость валовой продукции ´ 100%

Наши рекомендации