Принципы социальной помощи
Важнейший принцип социальной защиты как специфического вида управленческой деятельности, - это всеобщность, т.е. социальная защита, гарантируется всем тем, кто попадает в ситуации риска с неблагоприятным исходом.
Социальная защита осуществляется за счёт федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Социальная защита призвана обеспечить конституционные права и минимальные гарантии гражданину, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности, независимо от ее места жительства, национальности, пола и возраста.
В узком смысле слова, под социальной защитой понимается «целенаправленная деятельность государства в лице его институтов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и всестороннее развитие различных социальных групп граждан (инвалидов и участников ВОВ, пенсионеров, безработных, детей, ветеранов труда, и т.п.), с учетом воздействия негативных факторов и возможности их нейтрализации» Учет специфических особенностей каждой социальной группы - непременное условие эффективности осуществляемой социальной работы.
Помимо главного принципа социальной защиты - всеобщности - принято выделять целый ряд иных основополагающих принципов социальной защиты, которые рассмотрены ниже.
Первый принцип – адресность. Он означает предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь.
Принцип использования дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи предусматривает выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановление их статуса как полноценных членов общества. Принцип комплексности социальной помощи призван обеспечить возможность предоставления одновременно несколько ее видов. Динамичность оказания социальной защиты также является принципиальным моментом и понимается как как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.
Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи также входит в состав ключевых принципов. Требование доступности информации предполагает, прежде всего, широкую публикацию в СМИ сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи.
Не менее важным является принцип всеобщности социальной защиты населения, предусматривающий одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков. Социально значимыми принципами являются социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты, а также участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.
Принцип социальной справедливости обеспечивает необходимую дифференциацию в области социальной защиты, способствует выравниванию стартовых условий жизнедеятельности субъектов (дополнительные гарантии в сфере образования детям-сиротам). Социально справедливым в одних случаях будет распределение равным образом, в других – по заслугам (труду), в-третьих – по законам рынка, в-четвертых – посредством поддержки редких, необычных талантов.
Принцип гуманизма социальной защиты предполагает уважительное отношение к человеку, а на законодательном уровне – закрепление таких условий социальной защиты, которые обеспечат достойное для человека существование и не носят унизительного характера, являются доступными. Государственная помощь и поддержка в соответствии с данным принципом ограничивается предоставлением социальных пенсий, ночлежных домов, благотворительных столовых, домов-интернатов С целью избежать социальное иждивенчество.
Принцип многоуровневости социальной защиты, возможности улучшать обеспечение граждан на основе законодательной деятельности субъектов РФ, актов органов местного самоуправления, социального партнерства, деятельности негосударственных организаций в социальном секторе, развития дополнительных систем помощи и поддержки населения.
Принцип научной и экономической обоснованности социальной защиты населения. Организуется всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы, а его данные используются в прогнозировании социально-экономического развития, при подготовке социальных программ и проектов социально-правовых актов.
Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.
Таким образом, рассмотрев сущность социальной защиты, мы можем с уверенностью говорить о том, что она является целостным образованием, которое состоит из множества совокупных компонентов, взаимодействующих и взаимосвязанных друг другом, а также с внешней средой. Иначе говоря, это полноценная система, состоящая из многих, чётко структурированных элементов.