Принципы обеспечения социальной помощи психически больным

Организация социальной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, должна строиться в соответствии с принципами, отработанными многолетней практикой отечественной и зарубежной психиатрии. Основными из них являются:

• государственный характер помощи и гарантия соблюдения прав личности;

• доступность и своевременность социальной помощи и реабилитационных мероприятий;

• профилактическая направленность;

• ступенчатость, преемственность и комплексность оказываемой помощи;

• непрерывность и завершенность;

• ориентация на потребности индивида.

Важность развития социальных видов помощи в отечественной психиатрии в настоящее время признается на всех уровнях, от практического здравоохранения до законодательных органов. Российским правительством, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социального развития издан ряд нормативных документов, определяющих формирование отечественной социальной и социореабилитационной помощи психически больным и инвалидам. Основные из них:

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.01.1995 г., который предусматривает развитие реабилитационной помощи инвалидам, в том числе по психическому состоянию;

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. Этот закон призван обеспечить соблюдение гражданских и личных прав психически больных, определяет правовые отношения между пациентами и службами, взаимодействующими с ними, между обществом и лицами, имеющими отклонения в психическом состоянии и поведении;

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 294 от 30.10.1995 г. «О психиатрической и психотерапевтической помощи», в котором определены должностные нормативы и функциональные обязанности социальных работников в психиатрических учреждениях амбулаторного и стационарного звена;

Приказ Минздрава РФ № 226 от 28 июля 1997 г. «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи». Согласно этому приказу определены базы и программа последипломной подготовки социальных работников для работы с лицами, имеющими нарушения психического здоровья.

В октябре 1997 г. согласно приказу Министерства здравоохранения РФ был создан научно-методический совет по социальной работе в здравоохранении, в задачи которого входили организация и координация социальной работы в лечебно-профилактических учреждениях и вопросы подготовки кадров.

Таким образом, в отечественной психиатрической службе создаются условия для развития социальной помощи и реабилитации в современном ее понимании. На основе нормативно-законодательной базы разрабатываются научно-информационные, кадровые, методические и организационные аспекты проблемы.

Из экономических предпосылок государственной политики в отношении социальной и реабилитационной помощи важнейшей является ее бесплатное обеспечение. Не менее важный принцип организации социальной помощи — общедоступность. Под этим термином подразумевается возможность получения потребителем необходимой ему помощи в нужное время, в удобном для него месте, в достаточном объеме и высокого качества.

Система социореабилитационной помощи должна иметь ступенчатый характер и преемственность на разных этапах ее оказания. Реализация этого принципа находит воплощение в стандартах организационной модели психиатрической помощи, которые предусматривают включение всех госпитальных и внебольничных учреждений и служб, как системы здравоохранения, так и социального обеспечения, соответствующих потребностям психически больных. Эти учреждения и службы должны иметь возможность свободно взаимодействовать и сотрудничать. Безусловно, психиатрическая служба подразумевает обязательную интеграцию социальной помощи во всех подразделениях и звеньях организационной цепи. Деятельность государственных учреждений гармонично может быть дополнена помощью общественных организаций по оказанию поддержки психически больным и их родственникам.

Многообразие форм помощи позволит потребителю выбрать именно те, которые наиболее соответствуют его запросам и потребностям. Организация социальной помощи психически больным должна предусматривать территориальный принцип обслуживания. Одним из критериев качества обслуживания может служить время, которое больной человек затратит на получение необходимой ему помощи. Поэтому социальная помощь должна быть приближена к месту проживания больных, что особенно актуально для пожилых людей и лиц с ограниченными физическими возможностями передвижения. Особая роль отводится структурам, ответственным за обеспечение социальной помощи на дому.

Территориальный принцип организации социальной помощи в психиатрии важен и по другой причине — он позволяет учитывать особенности регионов (эпидемиологические, географические, экономические, демографические, культуральные и пр.) и, следовательно, в большей степени опираться на реальные потребности конкретных категорий населения. Региональные органы управления психиатрической службой и социальной помощью могут создавать адаптированные программы социальной поддержки психически больных; разрабатывать наиболее подходящую для местных условий систему помощи; обеспечивать наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов.

Социальная помощь должна иметь профилактическую и соиореабилитационную направленность. Это достигается: путем раннего выявления лиц, имеющих психические отклонения, и лиц с повышенным риском развития психического заболевания; доступностью и своевременностью психиатрической и психосоциальной помощи на любом этапе болезни; расширением форм социальной поддержки психически больных, в том числе с созданием групп взаимопомощи, с привлечением добровольных общественных организаций, спонсоров, с внедрением льготного налогового обложения учреждениям, занимающимся благотворительной деятельностью или предоставляющим рабочие места психически больным. Настоящие задачи могут быть решены только при совмещении усилий всех ведомств, имеющих отношение к обеспечению помощи психически больным — Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, образования, культуры, Управления бытового обслуживания и др.

Очень важный аспект реформы системы охраны психического здоровья заключается в совершенствовании системы подготовки, аттестации и лицензирования специалистов. Особенно остро стоит проблема подготовки социальных работников, психологов и социальных педагогов, обладающих соответствующими знаниями и профессиональными навыками для работы с психически больными.

В настоящее время в России функционирует 119 вузов и около 70 их филиалов, в которых готовят специалистов по социальной работе. Четыре научно-исследовательских института психиатрии должны обеспечивать профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов по социальной работе для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. Намеченные образовательные ориентиры должны создать условия для подготовки в течение ближайших 5—7 лет достаточного количества специалистов для критического перелома в организации психосоциальной помощи в психиатрии и создании новых профессиональных сообществ.

Качественному решению проблем пациентов поможет также четкое обозначение целей и задач каждой из организационной структуры и создание информационной системы о действующих в регионе службах охраны психического здоровья, социальных и других формах помощи.

В России медико-социальная помощь лицам, имеющим психические расстройства, оказывается в учреждениях разных ведомств (здравоохранения, социального обеспечения, образования) и организациях (общественных, коммерческих).

Каждое из звеньев — психиатрическая, общесоматическая и социальная службы — представлено внебольничной, полустационарной и стационарной формами помощи, которое, в свою очередь, имеет учреждения со своими функциями, профилированием с учетом клинико-социальных характеристик контингента и потребностей в помощи.

Организационная структура и функции отдельных учреждений здравоохранения и социального обеспечения, оказывающих медико-социальную помощь психически больным, зависят от разных факторов. Определяющими факторами для выбора формы помощи являются: характер и выраженность психопатологической симптоматики; характер и тяжесть соматической патологии; возраст больного; уровень его социальной адаптации; семейное положение и возможности родственников больного в оказании ему помощи в лечении, психологической поддержке и уходе. В зависимости от сочетания этих факторов тактический подход в выборе учреждения для проведения необходимых лечебно-диагностических, восстановительных мероприятий, при оказании социальных форм помощи и поддержки будет принципиально различным.

Наши рекомендации